Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А08-8300/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А08-8300/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от ОАО "Валуйкисахар": не явились, извещены надлежащим образом;
- от Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район": не явились, извещены надлежащим образом;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.01.2013 по делу N А08-8300/2012 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению ОАО "Валуйкисахар" (ИНН 3126000974, ОГРН 1023102153513) к Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" (ИНН 3126004834, ОГРН 1023102161147) о признании бездействия незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 31:27:05 12 007:0007 по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, с участием третьего лица-Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области

установил:

ОАО "Валуйкисахар" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации муниципального района "Валуйский район" Белгородской области (далее - Администрация), в котором просило признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район", выразившееся в незаключении договора купли-продажи земельного участка и понуждении администрации заключить договор купли-продажи земельного участка из земель поселений, с кадастровым номером 31:27:05 12 007:0007, площадью 1577 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Валуки-4, по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда от 28.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Обществом не обоснован размер испрашиваемого земельного участка, кроме того, Обществом утрачено право приватизировать земельный участок по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Валуйкисахар" указывает, что решением по делу N А08-8300/2012 законно и обоснованно, представленными доказательствами подтвержден размер истребуемого земельного участка, а на основании норм права Общество имеет право приватизировать спорный участок по цене 2,5% от его кадастровой стоимости.
Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области полностью поддерживает доводы Администрации и просит отменить обжалуемый судебный акт.
Как видно из материалов дела, заявитель владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 31:27:05 12 007:0007, площадью 1577 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Валуки-4.
На основании распоряжения N 1581 от 19.09.2003, муниципальное образование города Валуйки и Валуйского района - арендодатель и ОАО "Валуйкисахар" - арендатор, заключили Договор аренды земельного участка б\\н от 19.09.2003, сроком на 10 лет, с 19.09.2003 по 19.09.2013.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 01.12.2004 внесена запись.
На указанном земельном участке имеется объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности.
04.06.2012 заявитель обратился к Администрации с заявлением исх.N 593 о приобретении земельных участков, в том числе и спорного земельного участка за плату по цене, установленной законодательством.
Бездействие Администрации по ненаправлению заявителю проекта договора купли-продажи с предложением заключить соответствующий договор, послужило основанием для обращения ОАО "Валуйкисахар" в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Наличие между сторонами арендных отношений на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка б/н от 19.09.2003 не препятствует реализации исключительного права общества на предоставление ему участка в собственность.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой Перечень, на момент обращения ОАО "Валуйкисахар" с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Судом установлено, что предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы были представлены Обществом в Администрацию в полном объеме, данный факт не оспаривается заинтересованными лицами.
Из письма Администрации от 28.06.2012 N 531 следует, что заинтересованное лицо фактически не оспаривает наличие у ОАО "Валуйкисахар" исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, однако полагает, что для приобретения в собственность необходимо первоначально расторгнуть имеющийся договор аренды.
Вместе с тем, из норм Земельного кодекса РФ не следует, что наличие договора аренды является препятствием в реализации права на приватизацию земельного участка в порядке ст. 36 Кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статьи 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не доказала превышение площади истребуемого заявителем земельного участка предельным нормам предоставления земли, определенным с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
ОАО "Валуйкисахар" представлено обоснование размера площади земельного участка с кадастровым номером 31:27:05 12 007:0007, площадью 1577 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Валуки-4, необходимого для эксплуатации расположенных не нем зданий и сооружений, представив в суд заключение специалиста от 19.06.2013 N 14-170513-СО.
Таким образом, спорный земельный участок фактически сформирован с учетом расположенных на нем объектов недвижимости общества и используется заявителем совместно с данными объектами в производственной деятельности.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Законом Белгородской области от 12.10.2009 N 303 (ред. от 11.03.2012) "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" в ч. 1 ст. 2 была установлена выкупная стоимость земельных участков под объектам недвижимости в размере 2,5% их кадастровой стоимости.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
Факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права.
С заявлением о предоставлении спорного участка в собственность Общество обратилось 04.06.2012, т.е. до 01.07.2012, что в соответствии с требованиями действующего законодательства и Писем Минэкономразвития РФ от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2495 и N ОГ-Д23-2503, обязывает Администрацию предоставить Обществу земельный участок в собственность по льготной цене, в размере 2,5% их кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание, что на момент обращения Общества в суд, Администрацией решения о предоставлении в собственность, либо решения об отказе принято не было, суд правомерно пришел к выводу о незаконном бездействии, полностью удовлетворив заявленные ОАО "Валуйкисахар" требования.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.01.2013 по делу N А08-8300/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ

судьи
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)