Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-192/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А55-192/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Тюркина Н.П., доверенность от 01.03.2013 г. N Д/13-205,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - Дмитриенко Е.В., доверенность от 09.01.2013 г. N 05,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Волки" в лице филиала "Самарские распределительные сети",
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги в лице филиала - "Самарские распределительные сети" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 324 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:449, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ЛЭП (ВЛ)-35 кВ "Мелиорация" (опора N 1, опора N 16, опора N 14г, опора N 14з), содержащегося в письме от 02.10.2012 г. N 12-1/1901/11-а и о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" 30.06.2011 г. обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1901/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ЛЭП (ВЛ)-35 кВ "Мелиорация" (опора N 1, опора N 16, опора N 14г, опора N 14з), площадью 324 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:449, под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества.
Заявление обосновано положениями статьи 36 ЗК РФ, так как заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 24.11.2008 г., а также копией технического паспорта указанного сложного объекта.
Испрашиваемый земельный участок сформирован 10.05.2006 г., границы его определены, в установленном порядке поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 63:01: 0000000: 449, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом участка.
Кадастровый паспорт указанного участка представлялся Министерству при обращении Общества. Согласно сведениям кадастрового учета, спорный участок расположен на "Землях населенных пунктов" (графа 8.2 кадастрового паспорта).
По результатам рассмотрения указанного заявления 02.10.2012 г. ответчик отказал в предоставлении земельного участка, так как испрашиваемый участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем в силу статьи 14.1 ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного Кодекса РФ" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком.
Как следует из оспариваемого отказа, единственным основанием для принятия указанного решения послужил вывод Министерства о невозможности распоряжения спорным участком по причине отсутствия лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов, расположенных на территории г.о. Самара.
Указанное основание суд считает не соответствующим закону, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания.
Постановка на кадастровый учет участка не оспорена, не признана незаконной.
Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "Земли населенных пунктов".
Также из материалов дела следует, что указанный участок расположен в границах 75 квартала Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В связи с чем, только сведения государственного кадастра являются единым информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения о земельных участках.
Представленный кадастровый паспорт, содержащиеся в нем сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными.
Согласно статье 14.1 ФЗ "О введении в действие Лесного Кодекса РФ" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Вместе с тем, правовые основания предоставления участка в настоящем случае обусловлены положениями статьи 36 ЗК РФ, презюмирующей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "занимаемый электросетевыми комплексами и объектами недвижимого имущества" (графа 9 кадастрового паспорта).
Более того, подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного Кодекса РФ предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Возможность данного вида использования лесного участка подтвердила также в судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства.
Как указывалось выше, заявитель испрашивает участок на праве аренды, руководствуясь положениями статьи 36 ЗК РФ.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а в соответствии с п. 4. ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Информация от Департамента строительства и архитектуры также свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении участка заявителю на праве аренды.
Указанное в отказе основание суд находит ошибочным. Кроме того, факт нахождения на спорном участке объекта недвижимого имущества предопределяет вид его использования - под эксплуатацию объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права.
В указанном случае правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 ЗК РФ и нарушает права Общества на приобретение земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)