Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2007 N 04АП-2627/2007 ПО ДЕЛУ N А19-3346/07-36

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2007 г. N 04АП-2627/2007

Дело N А19-3346/07-36

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "Здоровье"

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2007 г. по делу N А19-3346/07-36, по заявлению ООО "Здоровье" к Администрации Бодайбинского городского поселения об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, принятое судьей О.И.Самойловой

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Здоровье" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Административной комиссии администрации Бодайбинского муниципального образования об отмене постановления N 164 от 14.12.2006 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 13 (2) Закона Иркутской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов в Иркутской области", в виде штрафа в размере 25000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10 апреля 2007 года заявленные требования частично удовлетворены. Постановление Административной комиссии администрации Бодайбинского муниципального образования N 164 от 14.12.2006 признано незаконным в части размера назначенного административного наказания по статье 13 (2) Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области" Обществу с ограниченной ответственностью "Здоровье" в размере 25 000 рублей, изменена мера ответственности на штраф в размере 15 000 рублей. В обоснование суд указал, что вина Общества налоговым органом доказана, процедура принятия решения административным органом не нарушена.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Здоровье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать постановление N 164 от 14.12.2006 Административной комиссии администрации Бодайбинского муниципального образования незаконными. Считают, что событие административного правонарушения не доказано, протокол и постановление составлены в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 13.06.2007 г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 13.06.2007 г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При проведении проверки соблюдения ООО "Здоровье" законодательства в сфере благоустройства городов, ведущим специалистом отдела по благоустройству администрации Бодайбинского городского поселения было установлено, что обществом не обеспечивается рациональный сбор, регулярное удаление и надежное обезвреживание образующихся отходов от деятельности принадлежащего обществу Торгового дома "777", расположенного по адресу: г. Бодайбо, ул. Урицкого, 24А, о чем 12.12.2006 был составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено нарушение обществом требований статьи 13 (2) Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области".
На основании указанного протокола, постановлением Административной комиссии администрации Бодайбинского муниципального образования N 164 от 14.12.2006 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 МРОТ, что составляет 25 000 рублей.
ООО "Здоровье", не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии со статьей 13 (2) Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области" нарушение порядка и условий содержания территорий городов и других населенных пунктов области, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно статье 15 Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области" дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматривают административные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях в порядке, предусмотренном Законом Иркутской области "Об административных комиссиях в Иркутской области".
В соответствии со статьями 1 - 2 Закона Иркутской области "Об административных комиссиях в Иркутской области" от 5 мая 2003 года N 24-оз административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами области и отнесенных к их компетенции. Административные комиссии создаются в муниципальных образованиях области. Количество административных комиссий, создаваемых в каждом муниципальном образовании, определяется администрацией области на основании предложений от глав муниципальных образований области. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется административными комиссиями в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Обжалование постановлений, вынесенных административной комиссией, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 14 Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3 - 13 (6) настоящего Закона, составляют должностные лица органов местного самоуправления. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, утверждается мэром (главой администрации) муниципального образования.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с указанным законом отходы производства и потребления (далее -отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами -деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 9 Закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (статья 13 Закона).
Как следует из статьи 21 Закона основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
По смыслу пунктов З.1., 5.3. Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории г. Бодайбо, самостоятельный вывоз отходов возможен на Полигон твердых бытовых отходов по согласованию с ГУ ЦГСЭН. Размещение отходов на не отведенных для этой цели территориях квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
Факт уничтожение обществом отходов потребления на территории, которая не отведена для указанный целей, собственными силами в отсутствие каких-либо согласований с компетентными органами, не заключение договоров со специализированными организациями на вывоз и уничтожение отходов потребления, подтверждается материалами дела, а также доводами самого заявителя, изложенными в заявлении и дополнениям к заявлению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 (2) Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 22-оз "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области".
Согласно ст. 210 Арбитражного процессуального Кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании должен проверить также и соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении от 12.12.2006 г. был составлен не в присутствии руководителя общества Сухининой Г.И., а иного лица. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные доводы заявителя являются обоснованными.
В протоколе об административном правонарушении от 12.12.2006 г. имеются подписи представителя общества, однако данные подписи не расшифрованы. В протоколе не указано в присутствии кого был составлен протокол.
Вместе с тем, как следует из письменного отзыва на заявление N 740 от 23.03.2007 г. протокол об административном правонарушении от 12.12.2006 г. был составлен в присутствии коммерческого директора ООО "Здоровье" Сухинина С.И.
Пояснения по протоколу были даны, копия протокола вручена, а также о времени и месте рассмотрения материалов административного дела был извещен Сухинин С.И.
В протоколе заседания административной комиссии Бодайбинского муниципального образования от 14.12.2006 г. N 13 также указано, что коммерческий директор ООО "Здоровье" Сухинин С.И. в протоколе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Доказательств, что коммерческий директор Сухинин С.И. является законным представителем ООО "Здоровье", имеет право действовать от имени общества без доверенности, или уполномочен соответствующей доверенностью представлять интересы общества при составлении протокола, в материалах дела не имеется.
Также отсутствуют доказательства, что протокол об административном правонарушении от 12.12.2006 г. был составлен в присутствии управляющей ООО "Здоровье" Сухининой Г.И., а также о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения административного дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении от 12.12.2006 г. и постановление о привлечении к административной ответственности от 14.12.2006 г. были составлены без надлежащего уведомления общества о времени и месте составления протокола и постановления, без участия его законного представителя.
Тем самым ООО "Здоровье" не были обеспечены гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП, что повлекло нарушение его права на защиту.
Административный орган в нарушение ст. ст. 29.7 КоАП РФ не установив, что ООО "Здоровье", было лишено возможности давать объяснения, показания, пояснения, заявлять ходатайства и отводы, без выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, вынес оспариваемое постановление.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что данные нарушения являются существенными и неустранимыми, и не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.04.2007 г., принятое по делу N А19-3346/07-36, отменить, апелляционную жалобу ООО "Здоровье" удовлетворить. Принять новое решение.
2. Признать Постановление N 164 от 14.12.2006 г. Административной комиссии Бодайбинского муниципального образования о привлечении ООО "Здоровье" к административной ответственности, предусмотренной ст. 13 (2) Закона Иркутской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов в Иркутской области", в виде штрафа в размере 25000 руб., незаконным и отменить его.
3. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)