Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А06-6131/2011

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А06-6131/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (414024, г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, д. 11, 5, ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2013 года по делу N А06-6131/2011 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (414024, г. Астрахань, ул. Б.Хмельницкого, д. 11, 5, ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300)
к Правительству Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 14, ОГРН 1033000825395, ИНН 3015064468),
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Приволжский район" (416450, Астраханская область, с.Началово, ул. Ленина, д. 46, ОГРН 1033000813020, ИНН 3009005827), общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Магистраль" (414041, г. Астрахань, ул. Куликова, д. 36, 57, ОГРН 1083016001760, ИНН 3016057167), Государственное предприятие "Плодопитомнический совхоз "Началовский" (416115, Астраханская область, Приволжский район, п.Садовый, ул. Вавилова, ОГРН 1023000833130, ИНН 3009000339), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 23, ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822), Государственное предприятие производственного объединения "Астраханские сады" (416115, Астраханская область, Приволжский район, п.Садовый, ул. Вавилова)
о признании недействительным распоряжения N 182-Пр от 18.05.2011,
без участия представителей сторон,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Астраханской области о признании распоряжения Правительства Астраханской области от 18.05.2011 N 182-Пр "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" недействительным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2013 года в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Астраханской области отказано.
ТУ Росимущества в Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что оспариваемый ненормативный правовой акт является незаконным, поскольку перевод земель из одной категории в другую возможен только при согласии правообладателя земельного участка, каковым в рассматриваемом случае является Российская Федерация. Такого согласия собственника не было дано. Переход земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Податель апелляционной жалобы считает, что оспариваемое распоряжение Правительства Астраханской области принято с нарушением закона и нарушает права и законны интересы Российской Федерации.
Правительство Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Приволжский район", общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Магистраль", Государственное предприятие "Плодопитомнический совхоз "Началовский", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области, Государственное предприятие производственного объединения "Астраханские сады" письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления N 79758 9, N 79753 4, N 80005 6, N 80003 2, N 80004 9, N 80008 7, N 80009 4, N 80002 5, N 80010 0, N 80006 3, N 80011 7 о вручении адресатам заказной корреспонденции.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 07.03.2013. Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд либо обеспечить явку представителей в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства Астраханской области от 18.05.2011 N 182-Пр "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", принятым на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Магистраль", произведен перевод земельного участка площадью 69958 кв. м с кадастровым номером 30:09:050108:45, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, справа в 50 м от автодороги Началово-Мошаик, в 1070 м с юга от р. Прямая Болда, в 500 м от восточной границы черты населенного пункта п. Садовый, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства мини-завода по производству сжиженного природного газа (т. 1, л.д. 10).
Не согласившись с данным распоряжением и посчитав, что Правительство Астраханской области вышло за пределы своих полномочий, нарушив права Российской Федерации, ТУ Росимущества по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции сделал вывод, что принятое Правительством Астраханской области распоряжение от 18.05.2011 N 182-Пр "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ТУ Росимущества по Астраханской области.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено наличие двух данных условий.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 указанного Федерального закона, в соответствии с которой к ходатайству должно быть приложено, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть 5 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ).
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую совершаются на основе общих правил, установленных статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (пункт 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категория земель (пункт 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (пункт 3).
Нормы пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными, помимо указанных в статье, субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Вступившими в законную силу постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по делу N А06-2612/2010, от 29.07.2011 по делу N А06-3402/2010 установлено, что собственником спорного земельного участка площадью 69958 кв. м с кадастровым номером 30:09:050108:45, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, справа в 50 м от автодороги Началово-Мошаик, в 1070 м с юга от р. Прямая Болда, в 500 м от восточной границы черты населенного пункта п. Садовый, является Российская Федерация.
Данными судебными актами установлено, что согласно государственному акту главы администрации Приволжского района Астраханской области от 03.12.1992 N АСО-10-000437 плодопитомническому совхозу "Началовский" предоставлен в постоянное бессрочное пользование для сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 993 га, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, на участке Мошаикскинский, кадастровый N 30:09:0:02.
В силу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) собственником спорного земельного участка на момент его предоставления плодопитомническому совхозу "Началовский" в постоянное (бессрочное) пользование являлась Российская Федерация.
Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано не было.
Между тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок в силу действующего законодательства не является основанием отнесения его к неразграниченным землям.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В данном случае, несмотря на то, что Правительство Астраханской области не являлось лицом, участвующим в вышеуказанных арбитражных делах, вместе с тем, то обстоятельство, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация вступившими в законную силу судебными актами установлено и доказано, а потому не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
Более того, в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 30:09:050108:45 площадью 69958 кв. м, расположенный в Приволжском районе Астраханской области, справа в 50 м от автодороги Началово-Мошаик, в 1070 м с юга от р. Прямая Болда, в 500 м от восточной границы черты населенного пункта п. Садовый.
Таким образом, исходя из изложенного, Правительство Астраханской области, издав оспариваемое распоряжение от 18.05.2011 N 182-Пр "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", превысило полномочия, поскольку в силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
ТУ Росимущества по Астраханской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Судом апелляционной инстанции установлено, объективно подтверждается материалами дела, что указанный орган согласия на перевод спорного земельного участка из состава земель одной категории в другую, как того требуют положения части 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ, не давал.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласие уполномоченного органа Российской Федерации с изменением категории земельного участка с кадастровым номером 30:09:050108:45 фактически подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2012 (регистрационная запись N 30-30-04/041/2012-454), в котором значится категория земель спорного земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства мини-завода по производству сжиженного газа, является предположением, не основанным на допустимых доказательствах.
Регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена позднее (26.12.2012), чем вынесено оспариваемое распоряжение (18.05.2011), а потому сведения о категории земель, указанные в свидетельстве о праве собственности лишь соответствуют сведениям, указанным в оспариваемом ненормативном акте.
Следовательно, перевод спорного земельного участка из одной категории земель в другую произведен Правительством Астраханской области без получения на то согласия собственника земельного участка.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае квалифицирующих признаков, с которыми законодатель связывает признание недействительным акта органа государственной власти, а именно, приняв оспариваемое распоряжение, Правительство Астраханской области превысило свои полномочия, тем самым нарушило закон и права Российской Федерации как собственника участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, основаны на неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 января 2013 года по делу N А06-6131/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Правительства Астраханской области от 18.05.2011 N 182-ПР "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земельного специального назначения".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)