Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-44457/11

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А41-44457/11


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от истца - Карпенко П.В. по доверенности от 05.09.2012;
- от Управления Росреестра по Московской области - Тагиева А.Д. по доверенности от 20.12.2012 N 369-Д;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2012 года по делу N А41-44457/11, принятое судьей С.В. Нечаевой, по иску общества с ограниченной ответственностью "Санаторий им. В.П. Чкалова" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Санаторий им. В.П. Чкалова" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями:
- признать незаконными с момента их совершения действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков: с кадастровым номером 50:20:0090218:385 площадью 88 191 м? (после раздела земельного участка, кадастровые номера образованных земельных участков: 50:20:0090218:511 площадью 88 102 м? и 50:20:0090218:510 площадью 89 м?); с кадастровым номером 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м?; с кадастровым номером 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?, сведений о кадастровой стоимости и сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, равном 972,53 руб. за 1 м?.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости равной 972,53 руб. за 1 м? в отношении земельных участков: с кадастровым номером 50:20:0090218:385 площадью 88191 м? (после раздела земельного участка, кадастровые номера образованных земельных участков: 50:20:0090218:511 площадью 88 102 м? и 50:20:0090218:510 площадью 89 м?); с кадастровым номером 50:20:0090218:320 площадью 23268 м?; с кадастровым номером 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, равном 519,49 руб. за 1 м?, в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером 50:20:0090218:385 площадью 88 191 м? (после раздела земельного участка, кадастровые номера образованных земельных участков: 50:20:0090218:511 площадью 88 102 м? и 50:20:0090218:510 площадью 89 м?); с кадастровым номером 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м?; с кадастровым номером 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2012 года по делу N А41-44457/11 заявленные требования удовлетворены в части требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?. Производство по делу в части требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:385 площадью 88 191 м? (после раздела земельного участка, кадастровые номера образованных земельных участков: 50:20:0090218:511 площадью 88 102 м? и 50:20:0090218:510 площадью 89 м?) прекращено, в связи с отказом от заявленных требований в указанной части.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность решения суда с согласия сторон проверяется апелляционным судом в обжалуемой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ссылается на то, что Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области проводилась по состоянию на 2004 год, земельные участки с кадастровыми 50:20:0090111:151 и 50:20:0090218:320 не вошли в объекты оценки, поэтому в отношении них отсутствуют утвержденные результаты оценки. Кадастровая стоимость таких земельных участков, по мнению органа кадастрового учета, рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой оценки вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования, уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Никольское, в районе д. Гигирево, в том числе: с кадастровым номером 50:20:0090218:320, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов разрешенное использование: для оздоровительных целей, площадь земельного участка 23 268 м?, на основании договора купли-продажи земельного участка с Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" от 28 декабря 2007 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 февраля 2008 г. сделана запись государственной регистрации N 50-50-20/015/2008-05, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НВ N 359224, выданным 20 февраля 2008 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области (т. 1 л.д. 15, 104); с кадастровым номером 50:20:0090111:151, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительных целей, площадь земельного участка 112 748 м?, на основании договора купли-продажи земельного участка с Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" от 28 декабря 2007 г. (т. 1 л.д. 84-85), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 февраля 2008 г. сделана запись государственной регистрации N 50-50-20/004/2008-450, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НВ N 359225, выданным 20 февраля 2008 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области.
По состоянию на дату выкупа удельный показатель кадастровой стоимости указанных земельных участков был установлен в размере 519,49 руб. за 1 м?, что подтверждается кадастровыми планами земельных участков, составленными 04 декабря 2007 года Управлением Роснедвижимости по Московской области N 20.3/07-6-24089 и N 20.3/07-6-24087, а также справками, выданными налоговой инспекцией 06 декабря 2007 г., содержащими сведения о размере земельного налога и площади земельного участка, заявленного для приобретения в собственность.
Установление удельного показателя кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере 519,49 руб. за 1 м? определено приложением N 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 29 ноября 2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области".
Установление удельного показателя кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере 519,49 руб. за 1 м? обусловлено тем, что ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" владел земельными участками на праве бессрочного (постоянного) пользования в соответствии с Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 10 декабря 1992 года N 1813, что подтверждается Свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю N 1209 от 26.11.1993.
Как указывает в своем заявлении ООО "Санаторий им. Чкалова", впоследствии в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м? были внесены иные сведения о кадастровой стоимости и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости равном 972,53 руб. за 1 м?.
Заявитель указывает, что об изменении в Государственном кадастре недвижимости в отношении перечисленных участков сведений о кадастровой стоимости и сведений об удельном показателе кадастровой стоимости равном 972,53 руб. за 1 м? ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" стало известно при получении в Одинцовском отделе ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области кадастровых выписок о земельном участке от 21 сентября 2011 г. N МО-П/ЗВ/1-525169 и N МО-11/ЗВ/1-525192, что послужило в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основанием для обращения 21 сентября 2009 года в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с просьбой восстановить первоначальные сведения о кадастровой стоимости и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости равном 519,49 руб. за 1 м? земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?.
ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области письмом N 01-46/1500 от 31 октября 2011 года отказалось восстановить первоначальные сведения о кадастровой стоимости и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости равном 519,49 рублей за 1 м? земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?, сославшись на пункт 2.1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, на приложение N 7 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 29 ноября 2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области".
ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова", считая действия ответчиков по определению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков незаконными, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, так как отсутствуют доказательства нахождения недвижимого имущества истца на спорном земельном участке.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом о недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4).
В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
У ответчиков с учетом приведенных норм и пункта 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, не имелось каких-либо оснований по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?, измененных сведений о кадастровой стоимости и сведений об удельном показателе кадастровой стоимости равном 972,53 руб. за 1 м?.
Указанное повышение удельного показателя кадастровой стоимости указанных земельных участков после проведение процедуры по упорядочению границ и уточнении их площади, без изменения категории и вида разрешенного использования при отсутствии правовых оснований, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на каждое лицо, участвующее в деле, возложено бремя доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, возлагается на соответствующий орган.
Ответчики не представили доказательства, послужившие основанием для изменения в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости и сведений об удельном показателе кадастровой стоимости с 519,49 руб. до 972,53 руб. за 1 м? в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Отказывая письмом от 31 октября 2011 г. N 01-46/1500 в восстановлении первоначальных сведений о кадастровой стоимости и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м? равном 519,49 руб. за 1 м?, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области сослалось на пункт 2.1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, на приложение N 7 к Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 29 ноября 2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" (т. 1 л.д. 24).
Между тем, в соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства России от 08.04.2000 N 316) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Кадастровая стоимость земельных участков истца утверждена Министерством экологии и природопользования Московской области Распоряжением от 29 ноября 2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" (п. 1334) согласно которому, удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" равен 519,49 руб. за 1 м?.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка. В рассматриваемом случае, распорядительными актами Администрации Одинцовского муниципального района Московской области были уточнены границы и площадь существующих земельных участков истца, а не выявлены новые земельные участки, изменены категория или разрешенный вид использования существующих земельных участков. В связи с чем является несостоятельным расчет кадастровой стоимости путем умножения среднего значения показателя удельной стоимости на единицу площади, осуществленный ответчиком на основании пункта 2.1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 этого Закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из содержания пунктов 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
На основании вышеизложенного, оспариваемые действия действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м? сведений о кадастровой стоимости и сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, равном 972,53 руб. за 1 м?, обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными, как не соответствующими законодательству Российской Федерации.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца суд правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости с момента их внесения сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости равной 972,53 руб. за 1 м? в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?, а также обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, равном 519,49 руб. за 1 м?, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:320 площадью 23 268 м? и 50:20:0090111:151 площадью 112 748 м?.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, следовательно, заявитель, рассчитывая земельный налог с 2008 года, должен был знать о том, что удельный показатель кадастровой стоимости равен 519,49 руб. за 1 м?.
Указанные доводы апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку требования истца обусловлены незаконными действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 519,49 руб. за 1 м?, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельных участков заявителя.
В апелляционной жалобе орган кадастрового учета ссылается на то, что, поскольку ООО "Санаторий им. В.П. Чкалова" не устанавливает рыночную стоимость земельных участков и не оспаривает сведения о номере вида разрешенного использования земельных участков, данное дело необходимо было рассматривать в порядке главы 24 АПК РФ.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Изложенные в решении суда выводы сделаны на основании оценки и исследования доказательств и обстоятельств, связанных с правильностью определения и установления кадастровой стоимости спорного земельного участка, что по существу является предметом спора.
Согласно статьям 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен вынести законное и обоснованное решение. При этом суд должен оценить представленные лицами, участвующими в деле доказательства, изложив в судебном акте мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой квалификации правоотношения, правильно применить нормы права.
Указанные требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу судом выполнены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2012 года по делу N А41-44457/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)