Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Продуктовая компания "Апрель" (ИНН 2308119605, ОГРН 1062308021522) - Медведевой Е.В. (доверенность от 17.03.2010), в отсутствие представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Краснодара (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-13797/2011, установил следующее.
ООО "Продуктовая компания "Апрель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказов администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в предоставлении в аренду земельных участков, понуждении администрацию предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 в течение 2 недель с момента предоставления кадастровых паспортов, признании недействительным постановления администрации от 04.05.2011 N 2980 (с учетом дополнительно заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением суда от 16.04.2012 с учетом исправительного определения от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012, постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 04.05.2011 N 2880 "Об отмене отдельных муниципальных правовых актов", отказы администрации муниципального образования город Краснодар от 01.04.2011 N 596/08МФЦ, от 26.04.2011 N 809/02МФЦ признаны незаконными. Суд обязал администрацию принять решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 обществу на праве аренды в двух недельный срок с момента предоставления кадастровых паспортов. С администрации в пользу заявителя взысканы 2 000 рублей судебных расходов.
Суды пришли к выводам о нахождении земельных участков как на момент их выбора, так и на момент разрешения спора в границах муниципального образования город Краснодар, соблюдении процедуры принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в части подготовки материалов, информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Вид разрешенного использования земельных участков не противоречит утвержденным правилам землепользования и застройки.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассатор полагает, что на момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду они находились за границами муниципального образования город Краснодар, а также за пределами зон территориального зонирования названного муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Общество настаивает на том, что в рассматриваемом случае соблюдена последовательность действий по предоставлению земельных участков для строительства, земельные участки поставлены на кадастровый учет, расположены в границах муниципального образования городской округ город Краснодар, определенных Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа" (далее - Закон N 670-КЗ), полномочия органов местного самоуправления по распоряжению незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв. м, определены статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ. Нахождение участков за пределами зон территории зонирования, по мнению общества, не может быть основанием для отказа в предоставлении участков в аренду, а вид разрешенного использования земельных участков не противоречит установленным правилам землепользования и застройки территории, в границах которой они расположены.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлениями администрации от 26.03.2010 N 646, от 29.04.2010 N 700, от 30.04.2010 N 798, от 19.03.2010 N 699, от 13.05.2010 N 3089 обществу предварительно согласованы места размещения в поселке 1-е отделение учхоза "Кубань" аптеки (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м, магазина (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м), парикмахерской (акт выбора от 01.02.2010 земельного участка площадью 748,2 кв. м), фотоателье (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м), магазина (акт выбора от 18.02.2010 земельного участка площадью 860 кв. м).
Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 18.05.2010 с присвоением кадастровых номеров 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 (далее - земельные участки).
Общество обратилось в администрацию с заявлениями от 15.07.2010 и от 21.07.2010 о предоставлении земельных участков в аренду, приложив необходимые документы, в том числе кадастровые паспорта.
Письмами администрации от 01.04.2011 N 596/08 МФЦ и от 26.04.2011 N 809/02 МФЦ обществу отказано в предоставлении земельных участков в аренду ввиду их расположения за границами муниципального образования город Краснодар, а также отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно заключениям департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 10.08.2009 N 23/3297-1, N 23/3293-1, N 23/3299-1, N 23/3296-1, N 23/3288-1, земельные участки расположены за пределами городской черты, градостроительные регламенты для территориальной зоны, в границах которой они расположены, не установлены.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.05.2011 года N 2880 отменены постановления от 26.03.2010 N 1646, от 29.04.2010 N 1700, от 30.04.2010 N 2798, от 19.03.2010 N 1699 о предварительном согласовании мест размещения объектов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентировано статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Названная процедура включает выбор земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а также решение о предоставлении земельного участка для строительства принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в зависимости от уровня собственности на землю.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) указано, что муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Границы муниципального образования городской округ город Краснодар определены Законом N 670-КЗ.
Земельные участки расположены в 1-м отделении учхоза "Кубань" по ул. Красная в Елизаветинском сельском округе на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 2.1 Закона N 670-КЗ станица Елизаветинская входит в состав муниципального образования город Краснодар.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 указанного закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ наделяет местное самоуправление полномочиями по распоряжению незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв. м.
Судами установлено, что площадь земельных участков не превышает вышеназванную величину.
По смыслу пункта 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки допускается до 1 января 2012 года.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки, занятые парками, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5 статьи 98 Земельного кодекса).
Разделом "Р" правил землепользования и застройки, утвержденных городской Думой Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, (далее - Правила) размещение аптеки в границах зоны рекреационного назначения отнесено к основным видам разрешенного использования, а использование земельных участков под объектами по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (площадью не более 150 кв. м), в том числе под объектами розничной торговли - к условно разрешенным.
Статья 48 закона N 131-ФЗ наделяет компетентный орган местного самоуправления (его должностное лицо) полномочиями по отмене в порядке самоконтроля ранее принятого им правового акта.
По смыслу приведенной нормы основанием для отмены служит несоответствие правового акта конкретным требованиям закона, о чем должно быть указано в постановлении (решении) об отмене. При этом реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных статьей 48 указанного закона, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. В силу требований процессуального законодательства, муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, нарушал права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Представленные в материалы дела документы подтверждают, что спорные земельные участки, как на момент их выбора, так и на момент разрешения спора расположены в границах муниципального образования город Краснодар, процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в части подготовки материалов, информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не нарушена. Вид разрешенного использования земельных участков не противоречит установленным правилам землепользования и застройки территории, в границах которой они расположены.
Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельных участков по данному основанию, у органа местного самоуправления не имелось.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые ненормативные акты изданы с нарушением положений земельного законодательства.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А32-13797/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А32-13797/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А32-13797/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Продуктовая компания "Апрель" (ИНН 2308119605, ОГРН 1062308021522) - Медведевой Е.В. (доверенность от 17.03.2010), в отсутствие представителей заинтересованного лица - администрации муниципального образования города Краснодара (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-13797/2011, установил следующее.
ООО "Продуктовая компания "Апрель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказов администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в предоставлении в аренду земельных участков, понуждении администрацию предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 в течение 2 недель с момента предоставления кадастровых паспортов, признании недействительным постановления администрации от 04.05.2011 N 2980 (с учетом дополнительно заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением суда от 16.04.2012 с учетом исправительного определения от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012, постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 04.05.2011 N 2880 "Об отмене отдельных муниципальных правовых актов", отказы администрации муниципального образования город Краснодар от 01.04.2011 N 596/08МФЦ, от 26.04.2011 N 809/02МФЦ признаны незаконными. Суд обязал администрацию принять решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 обществу на праве аренды в двух недельный срок с момента предоставления кадастровых паспортов. С администрации в пользу заявителя взысканы 2 000 рублей судебных расходов.
Суды пришли к выводам о нахождении земельных участков как на момент их выбора, так и на момент разрешения спора в границах муниципального образования город Краснодар, соблюдении процедуры принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в части подготовки материалов, информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Вид разрешенного использования земельных участков не противоречит утвержденным правилам землепользования и застройки.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассатор полагает, что на момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду они находились за границами муниципального образования город Краснодар, а также за пределами зон территориального зонирования названного муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Общество настаивает на том, что в рассматриваемом случае соблюдена последовательность действий по предоставлению земельных участков для строительства, земельные участки поставлены на кадастровый учет, расположены в границах муниципального образования городской округ город Краснодар, определенных Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа" (далее - Закон N 670-КЗ), полномочия органов местного самоуправления по распоряжению незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв. м, определены статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ. Нахождение участков за пределами зон территории зонирования, по мнению общества, не может быть основанием для отказа в предоставлении участков в аренду, а вид разрешенного использования земельных участков не противоречит установленным правилам землепользования и застройки территории, в границах которой они расположены.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлениями администрации от 26.03.2010 N 646, от 29.04.2010 N 700, от 30.04.2010 N 798, от 19.03.2010 N 699, от 13.05.2010 N 3089 обществу предварительно согласованы места размещения в поселке 1-е отделение учхоза "Кубань" аптеки (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м, магазина (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м), парикмахерской (акт выбора от 01.02.2010 земельного участка площадью 748,2 кв. м), фотоателье (акт выбора от 18.01.2010 земельного участка площадью 990 кв. м), магазина (акт выбора от 18.02.2010 земельного участка площадью 860 кв. м).
Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 18.05.2010 с присвоением кадастровых номеров 23:43:0115015:33, 23:43:0115015:40, 23:43:0115015:34, 23:43:0115015:44, 23:43:0115015:32 (далее - земельные участки).
Общество обратилось в администрацию с заявлениями от 15.07.2010 и от 21.07.2010 о предоставлении земельных участков в аренду, приложив необходимые документы, в том числе кадастровые паспорта.
Письмами администрации от 01.04.2011 N 596/08 МФЦ и от 26.04.2011 N 809/02 МФЦ обществу отказано в предоставлении земельных участков в аренду ввиду их расположения за границами муниципального образования город Краснодар, а также отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно заключениям департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 10.08.2009 N 23/3297-1, N 23/3293-1, N 23/3299-1, N 23/3296-1, N 23/3288-1, земельные участки расположены за пределами городской черты, градостроительные регламенты для территориальной зоны, в границах которой они расположены, не установлены.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.05.2011 года N 2880 отменены постановления от 26.03.2010 N 1646, от 29.04.2010 N 1700, от 30.04.2010 N 2798, от 19.03.2010 N 1699 о предварительном согласовании мест размещения объектов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентировано статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Названная процедура включает выбор земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а также решение о предоставлении земельного участка для строительства принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в зависимости от уровня собственности на землю.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) указано, что муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Границы муниципального образования городской округ город Краснодар определены Законом N 670-КЗ.
Земельные участки расположены в 1-м отделении учхоза "Кубань" по ул. Красная в Елизаветинском сельском округе на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктом 2.1 Закона N 670-КЗ станица Елизаветинская входит в состав муниципального образования город Краснодар.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 указанного закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ наделяет местное самоуправление полномочиями по распоряжению незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв. м.
Судами установлено, что площадь земельных участков не превышает вышеназванную величину.
По смыслу пункта 14 статьи 3 закона N 137-ФЗ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки допускается до 1 января 2012 года.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки, занятые парками, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5 статьи 98 Земельного кодекса).
Разделом "Р" правил землепользования и застройки, утвержденных городской Думой Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, (далее - Правила) размещение аптеки в границах зоны рекреационного назначения отнесено к основным видам разрешенного использования, а использование земельных участков под объектами по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (площадью не более 150 кв. м), в том числе под объектами розничной торговли - к условно разрешенным.
Статья 48 закона N 131-ФЗ наделяет компетентный орган местного самоуправления (его должностное лицо) полномочиями по отмене в порядке самоконтроля ранее принятого им правового акта.
По смыслу приведенной нормы основанием для отмены служит несоответствие правового акта конкретным требованиям закона, о чем должно быть указано в постановлении (решении) об отмене. При этом реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных статьей 48 указанного закона, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. В силу требований процессуального законодательства, муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, нарушал права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Представленные в материалы дела документы подтверждают, что спорные земельные участки, как на момент их выбора, так и на момент разрешения спора расположены в границах муниципального образования город Краснодар, процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в части подготовки материалов, информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не нарушена. Вид разрешенного использования земельных участков не противоречит установленным правилам землепользования и застройки территории, в границах которой они расположены.
Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельных участков по данному основанию, у органа местного самоуправления не имелось.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые ненормативные акты изданы с нарушением положений земельного законодательства.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А32-13797/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
И.П.НАЗАРЕНКО
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
И.П.НАЗАРЕНКО
Л.Н.ПЛОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)