Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховской Е.А.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн"): Шахматовой В.А., представителя по доверенности от 24.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июня 2013 года по делу N А33-1090/2013, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" (далее - общество, заявитель, ИНН 2464049698, ОГРН 1032402511492) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июня 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" удовлетворено, признано незаконным бездействие Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40. Суд обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" путем рассмотрения заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, в течение 30 дней со дня вынесения настоящего решения.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 13.06.2013 не согласен, ссылается на то, что оказание муниципальной услуги департаментом по выдаче разрешения на строительство обществом автозаправочной станции или отказ в предоставлении муниципальной услуги в настоящее время повлечет нарушение прав и законных интересов иных субъектов предпринимательской деятельности (ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ООО "Имлбрэн", ООО "Графтон") до окончания разбирательства по делу N А33-4326/2012.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие департамента.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Администрации города Красноярска N 67-арх от 27.01.2000 с учетом изменений, внесенных распоряжениями Администрации города Красноярска N 719-арх от 29.03.2005, N 346-ж от 16.04.2009, N 1646-ж от 16.12.2009, ООО "Имлбрэн" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, проспект Газеты "Красноярский рабочий", 40, для использования в целях строительства автозаправочной станции с инженерным обеспечением сроком до 27.01.2013.
На основании указанных распоряжений Администрации города Красноярска Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с ООО "Имлбрэн" заключен договор аренды данного земельного участка от 29.07.2005 N 2139.
Срок действия договора аренды продлен до 26.01.2013 (дополнение от 28.01.2010 N 422 к договору аренды земельного участка от 29.07.2005 N 2139).
Администрацией города Красноярска заявителю выдано разрешение на строительство автозаправочной станции с инженерным обеспечением от 20.04.2001 N 83. Срок действия разрешения на строительство установлен до 09.09.2013 (продление от 03.11.2011, от 07.11.2012).
17.10.2012 в Департамент градостроительства администрации города Красноярска поступило заявление ООО "Имлбрэн" о продлении срока строительства автозаправочной станции на пять лет (заявление от 11.10.2012).
20.12.2012 ООО "Имлбрэн" обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением, в котором указывает на то, что Департаментом нарушен срок рассмотрения заявления от 11.10.2012, просит выдать распоряжение о продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
11.01.2013 ООО "Имлбрэн" обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении распоряжения о продлении срока аренды земельного участка (заявление от 09.01.2013).
Полагая, что бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления общества от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, предусмотрено, что администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления; в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города; администрация города обладает правами юридического лица; порядок организации деятельности администрации города определяется Регламентом администрации города.
Согласно статье 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке, в том числе распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности. Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
В силу пункта 3.7 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства (далее - действующий Административный регламент). На дату обращения с заявлением от 11.10.2012 действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2011 N 1433-ж (далее Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента муниципальная услуга по продлению срока предоставления земельного участка для строительства (далее - муниципальная услуга) предоставляется Департаментом по письменным заявлениям физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента правом на получение муниципальной услуги обладают физические и юридические лица, в отношении которых принято решение о предоставлении земельного участка для строительства, правообладатели земельных участков.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, на основании распоряжения Администрации города Красноярска N 67-арх от 27.01.2000 с учетом изменений, внесенных распоряжениями Администрации города Красноярска N 719-арх от 29.03.2005, N 346-ж от 16.04.2009, N 1646-ж от 16.12.2009; договора аренды от 29.07.2005 N 2139 (срок договора аренды продлен до 26.01.2013 на основании дополнения от 28.01.2010 N 422). Указанный земельный участок предоставлен обществу для использования в целях строительства автозаправочной станции с инженерным обеспечением сроком до 27.01.2013.
Администрацией города Красноярска заявителю выдано разрешение на строительство автозаправочной станции с инженерным обеспечением от 20.04.2001 N 83. Срок действия разрешения на строительство установлен до 09.09.2013 (продление от 03.11.2011, от 07.11.2012).
Таким образом, ООО "Имлбрэн" 17.10.2012, то есть заблаговременно до истечения срока предоставления спорного земельного участка в аренду и при наличии действующего разрешения на строительство, обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении срока строительства автозаправочной станции (срока предоставления земельного участка для строительства) на пять лет.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент.
Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение администрации города о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта либо отказ в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
Согласно пункту 12 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства составляет 14 дней с даты обращения с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П установлено, что впредь до введения в действие нового правового регулирования при применении положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует исходить из того, что они предполагают распространение предписаний данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и местного самоуправления обращений объединений граждан, в том числе имеющих статус юридического лица.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска направил в адрес ООО "Имлбрэн" письмо от 23.01.2013 N 16/523-дг, в котором сообщил о приостановлении срока рассмотрения вопроса о продлении срока предоставления земельного участка для строительства до рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-4326/2012.
Таким образом, департамент градостроительства администрации города Красноярска нарушил как 14-дневный срок рассмотрения заявления, предусмотренный пунктом 12 Административного регламента, так и 30-дневный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кроме того, Административным регламентом не предусмотрена возможность Департамента градостроительства администрации города Красноярска приостанавливать срок рассмотрения вопроса о продлении срока предоставления земельного участка.
На момент рассмотрения настоящего дела какое-либо решение (положительное либо отрицательное) по результатам рассмотрения заявления ООО "Имлбрэн" от 11.10.2012 не принято.
Учитывая изложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие департамента градостроительства администрации города Красноярска, выразившееся в непринятии решения по заявлению о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, не соответствует пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П, Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункту 12 Административного регламента.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" путем рассмотрения заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, в течение 30 дней со дня вынесения решения.
Доводы департамента о том, что оказание муниципальной услуги департаментом по выдаче разрешения на строительство обществом автозаправочной станции или отказ в предоставлении муниципальной услуги в настоящее время повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ООО "Имлбрэн", ООО "Графтон") до окончания разбирательства по делу N А33-4326/2012, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку оказание муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции или отказ в предоставлении данной муниципальной услуги не является предметом спора по настоящему делу. При этом, рассмотрение дела N А33-4326/2012, предметом спора по которому является требование об обязании снести самовольно возведенное строение - объект незавершенного строительства - здание операторской АЗС, расположенное на земельном участке по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр-т им. Газеты "Красноярский рабочий", 40, с учетом изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств не влияет на выводы суда по настоящему делу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июня 2013 года по делу N А33-1090/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А33-1090/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А33-1090/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховской Е.А.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн"): Шахматовой В.А., представителя по доверенности от 24.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июня 2013 года по делу N А33-1090/2013, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" (далее - общество, заявитель, ИНН 2464049698, ОГРН 1032402511492) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 июня 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" удовлетворено, признано незаконным бездействие Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40. Суд обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" путем рассмотрения заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, в течение 30 дней со дня вынесения настоящего решения.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 13.06.2013 не согласен, ссылается на то, что оказание муниципальной услуги департаментом по выдаче разрешения на строительство обществом автозаправочной станции или отказ в предоставлении муниципальной услуги в настоящее время повлечет нарушение прав и законных интересов иных субъектов предпринимательской деятельности (ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ООО "Имлбрэн", ООО "Графтон") до окончания разбирательства по делу N А33-4326/2012.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие департамента.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Администрации города Красноярска N 67-арх от 27.01.2000 с учетом изменений, внесенных распоряжениями Администрации города Красноярска N 719-арх от 29.03.2005, N 346-ж от 16.04.2009, N 1646-ж от 16.12.2009, ООО "Имлбрэн" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, проспект Газеты "Красноярский рабочий", 40, для использования в целях строительства автозаправочной станции с инженерным обеспечением сроком до 27.01.2013.
На основании указанных распоряжений Администрации города Красноярска Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с ООО "Имлбрэн" заключен договор аренды данного земельного участка от 29.07.2005 N 2139.
Срок действия договора аренды продлен до 26.01.2013 (дополнение от 28.01.2010 N 422 к договору аренды земельного участка от 29.07.2005 N 2139).
Администрацией города Красноярска заявителю выдано разрешение на строительство автозаправочной станции с инженерным обеспечением от 20.04.2001 N 83. Срок действия разрешения на строительство установлен до 09.09.2013 (продление от 03.11.2011, от 07.11.2012).
17.10.2012 в Департамент градостроительства администрации города Красноярска поступило заявление ООО "Имлбрэн" о продлении срока строительства автозаправочной станции на пять лет (заявление от 11.10.2012).
20.12.2012 ООО "Имлбрэн" обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением, в котором указывает на то, что Департаментом нарушен срок рассмотрения заявления от 11.10.2012, просит выдать распоряжение о продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
11.01.2013 ООО "Имлбрэн" обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении информации о результатах рассмотрения заявления о предоставлении распоряжения о продлении срока аренды земельного участка (заявление от 09.01.2013).
Полагая, что бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие департамента, выразившееся в нерассмотрении заявления общества от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, предусмотрено, что администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления; в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города; администрация города обладает правами юридического лица; порядок организации деятельности администрации города определяется Регламентом администрации города.
Согласно статье 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке, в том числе распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности. Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
В силу пункта 3.7 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства (далее - действующий Административный регламент). На дату обращения с заявлением от 11.10.2012 действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2011 N 1433-ж (далее Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента муниципальная услуга по продлению срока предоставления земельного участка для строительства (далее - муниципальная услуга) предоставляется Департаментом по письменным заявлениям физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента правом на получение муниципальной услуги обладают физические и юридические лица, в отношении которых принято решение о предоставлении земельного участка для строительства, правообладатели земельных участков.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, на основании распоряжения Администрации города Красноярска N 67-арх от 27.01.2000 с учетом изменений, внесенных распоряжениями Администрации города Красноярска N 719-арх от 29.03.2005, N 346-ж от 16.04.2009, N 1646-ж от 16.12.2009; договора аренды от 29.07.2005 N 2139 (срок договора аренды продлен до 26.01.2013 на основании дополнения от 28.01.2010 N 422). Указанный земельный участок предоставлен обществу для использования в целях строительства автозаправочной станции с инженерным обеспечением сроком до 27.01.2013.
Администрацией города Красноярска заявителю выдано разрешение на строительство автозаправочной станции с инженерным обеспечением от 20.04.2001 N 83. Срок действия разрешения на строительство установлен до 09.09.2013 (продление от 03.11.2011, от 07.11.2012).
Таким образом, ООО "Имлбрэн" 17.10.2012, то есть заблаговременно до истечения срока предоставления спорного земельного участка в аренду и при наличии действующего разрешения на строительство, обратилось в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о продлении срока строительства автозаправочной станции (срока предоставления земельного участка для строительства) на пять лет.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент.
Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение администрации города о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта либо отказ в продлении срока предоставления земельного участка для строительства.
Согласно пункту 12 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства составляет 14 дней с даты обращения с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П установлено, что впредь до введения в действие нового правового регулирования при применении положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует исходить из того, что они предполагают распространение предписаний данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и местного самоуправления обращений объединений граждан, в том числе имеющих статус юридического лица.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска направил в адрес ООО "Имлбрэн" письмо от 23.01.2013 N 16/523-дг, в котором сообщил о приостановлении срока рассмотрения вопроса о продлении срока предоставления земельного участка для строительства до рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-4326/2012.
Таким образом, департамент градостроительства администрации города Красноярска нарушил как 14-дневный срок рассмотрения заявления, предусмотренный пунктом 12 Административного регламента, так и 30-дневный срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кроме того, Административным регламентом не предусмотрена возможность Департамента градостроительства администрации города Красноярска приостанавливать срок рассмотрения вопроса о продлении срока предоставления земельного участка.
На момент рассмотрения настоящего дела какое-либо решение (положительное либо отрицательное) по результатам рассмотрения заявления ООО "Имлбрэн" от 11.10.2012 не принято.
Учитывая изложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие департамента градостроительства администрации города Красноярска, выразившееся в непринятии решения по заявлению о продлении срока предоставления для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500194:0011, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, не соответствует пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П, Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункту 12 Административного регламента.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Имлбрэн" путем рассмотрения заявления от 11.10.2012 о продлении срока предоставления для строительства автозаправочной станции земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 40, в течение 30 дней со дня вынесения решения.
Доводы департамента о том, что оказание муниципальной услуги департаментом по выдаче разрешения на строительство обществом автозаправочной станции или отказ в предоставлении муниципальной услуги в настоящее время повлечет нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ООО "Имлбрэн", ООО "Графтон") до окончания разбирательства по делу N А33-4326/2012, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку оказание муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции или отказ в предоставлении данной муниципальной услуги не является предметом спора по настоящему делу. При этом, рассмотрение дела N А33-4326/2012, предметом спора по которому является требование об обязании снести самовольно возведенное строение - объект незавершенного строительства - здание операторской АЗС, расположенное на земельном участке по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр-т им. Газеты "Красноярский рабочий", 40, с учетом изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств не влияет на выводы суда по настоящему делу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июня 2013 года по делу N А33-1090/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)