Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Никольской Е.О., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Ассоль" - Карпова К.В. (доверенность от 06.06.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 августа 2013 года
по делу N А50-8223/2013
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Ассоль" (ОГРН 1125904020330, ИНН 5904280777),
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми,
о признании отказа в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ассоль" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) о признании недействительным отказа о выборе земельного участка примерной площадью 6 000 кв. м и согласовании места размещения садоводческого некоммерческого товарищества юго-восточнее ул. Лядовской, 123, оформленного письмом И-21-01-09-1843 от 21.03.2013, обязании департамент обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения товарищества, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, департамент направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе приводит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации и отмечает, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не входит в фонд перераспределения земель. Также указывает, что администрацией Мотовилихинского района г. Перми выдано отрицательное заключение относительно возможности выбора земельного участка. Кроме того указывает, что судом не дана оценка доводу департамента о том, что п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, установлен перечень объектов, для строительства которых осуществляется предварительное согласование места размещения. Данный перечень не предусматривает выбор земельных участков для размещения товарищества.
Товарищество письменный отзыв на апелляционную жалобу не направило, представитель товарищества в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал, что всем изложенным в апелляционной жалобе доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 6 000 кв. м и согласовании места размещения садоводческого некоммерческого товарищества юго-восточнее ул. Лядовской, 123.
Письмом от 21.03.2013 N И-21-01-09-1843 департамент сообщил заявителю об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, поскольку в силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление заявителю земельного участка возможно из земель сельскохозяйственного назначения, вне пределов населенных пунктов из фонда перераспределения земель.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Признавая решение департамента незаконным, суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков. Поскольку доказательств, подтверждающих запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя товарищества, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
Согласно п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В силу п. 4.1 Регламента Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разд. 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 4.2 Регламента Департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1 настоящего Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю. Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п. 3.2 и 3.3 настоящего Регламента.
Как следует из материалов дела, функциональными органами даны положительные заключения о возможности размещение объекта на указанном земельном участке.
В обоснование принятого решения департамент указал на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. Кроме того, ссылается на заключение администрации Мотовилихинского района, которая в своем заключении предложила сформировать земельный участок и выставить на торги.
В соответствии п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
С учетом указанных правовых норм, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне департаментом не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Ссылка Департамента на отрицательное заключение администрации Мотовилихинского района не может быть принята во внимание, так как надлежащих доказательств невозможности размещения заявленного объекта с учетом нормативов градостроительного проектирования и технических регламентов суду не представлено.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела письма заместителя главы администрации Мотовилихинского района г. Перми N СЭД-07-40-346 от 22.07.2013 следует, что администрация не против размещения соответствующего объекта на испрашиваемом земельном участке.
Законом не предусмотрен запрет на предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения садоводческих товариществ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку департамента на невозможность предоставления товариществу земельного участка из земель населенных пунктов.
Довод жалобы о том, что в перечень объектов, для строительства которых осуществляется предварительное согласование места размещения, не предусматривает выбор земельных участков для размещения товарищества, судом отклоняется на основании следующего.
Пункт 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ограничения случаев, когда предоставление участка возможно с предварительным согласованием места размещения объекта, действующее федеральное законодательство не содержит.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Оснований для вывода о принятии в отношении испрашиваемого земельного участка градостроительной документации о застройке не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации являются основаниями отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 21.08.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21 августа 2013 года по делу N А50-8223/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 N 17АП-11547/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8223/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. N 17АП-11547/2013-ГК
Дело N А50-8223/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Никольской Е.О., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Ассоль" - Карпова К.В. (доверенность от 06.06.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 августа 2013 года
по делу N А50-8223/2013
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Ассоль" (ОГРН 1125904020330, ИНН 5904280777),
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми,
о признании отказа в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ассоль" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) о признании недействительным отказа о выборе земельного участка примерной площадью 6 000 кв. м и согласовании места размещения садоводческого некоммерческого товарищества юго-восточнее ул. Лядовской, 123, оформленного письмом И-21-01-09-1843 от 21.03.2013, обязании департамент обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения товарищества, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, департамент направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе приводит положения статей 81, 31, 77, 78, 80, 83 Земельного кодекса Российской Федерации и отмечает, что земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не входит в фонд перераспределения земель. Также указывает, что администрацией Мотовилихинского района г. Перми выдано отрицательное заключение относительно возможности выбора земельного участка. Кроме того указывает, что судом не дана оценка доводу департамента о том, что п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, установлен перечень объектов, для строительства которых осуществляется предварительное согласование места размещения. Данный перечень не предусматривает выбор земельных участков для размещения товарищества.
Товарищество письменный отзыв на апелляционную жалобу не направило, представитель товарищества в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал, что всем изложенным в апелляционной жалобе доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 6 000 кв. м и согласовании места размещения садоводческого некоммерческого товарищества юго-восточнее ул. Лядовской, 123.
Письмом от 21.03.2013 N И-21-01-09-1843 департамент сообщил заявителю об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка для размещения садоводческого товарищества, поскольку в силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление заявителю земельного участка возможно из земель сельскохозяйственного назначения, вне пределов населенных пунктов из фонда перераспределения земель.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Признавая решение департамента незаконным, суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков. Поскольку доказательств, подтверждающих запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя товарищества, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
Согласно п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В силу п. 4.1 Регламента Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разд. 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 4.2 Регламента Департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1 настоящего Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю. Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п. 3.2 и 3.3 настоящего Регламента.
Как следует из материалов дела, функциональными органами даны положительные заключения о возможности размещение объекта на указанном земельном участке.
В обоснование принятого решения департамент указал на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. Кроме того, ссылается на заключение администрации Мотовилихинского района, которая в своем заключении предложила сформировать земельный участок и выставить на торги.
В соответствии п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
С учетом указанных правовых норм, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне департаментом не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Ссылка Департамента на отрицательное заключение администрации Мотовилихинского района не может быть принята во внимание, так как надлежащих доказательств невозможности размещения заявленного объекта с учетом нормативов градостроительного проектирования и технических регламентов суду не представлено.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела письма заместителя главы администрации Мотовилихинского района г. Перми N СЭД-07-40-346 от 22.07.2013 следует, что администрация не против размещения соответствующего объекта на испрашиваемом земельном участке.
Законом не предусмотрен запрет на предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения садоводческих товариществ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку департамента на невозможность предоставления товариществу земельного участка из земель населенных пунктов.
Довод жалобы о том, что в перечень объектов, для строительства которых осуществляется предварительное согласование места размещения, не предусматривает выбор земельных участков для размещения товарищества, судом отклоняется на основании следующего.
Пункт 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ограничения случаев, когда предоставление участка возможно с предварительным согласованием места размещения объекта, действующее федеральное законодательство не содержит.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Оснований для вывода о принятии в отношении испрашиваемого земельного участка градостроительной документации о застройке не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации являются основаниями отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 21.08.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21 августа 2013 года по делу N А50-8223/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)