Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А31-2564/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А31-2564/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кузнецовой Е.А., действующей на основании доверенности от 25.06.2013,
представителей ответчика Ивановой Н.Г., действующей на основании доверенности от 12.01.2012 N 2, Деминой Е.С., действующей на основании доверенности от 22.10.2013 N 81,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013 по делу N А31-2564/2013, принятое судом в составе судьи Хубеева А.Ф.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Козловы горы" (ОГРН: 1104401008172, ИНН: 4401112990)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области,
третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства,
о признании незаконным бездействия,

установил:

закрытое акционерное общество "Козловы горы" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Козловы горы") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в Федеральное агентство лесного хозяйства ходатайства и приложенной к нему документации о переводе земельного участка с кадастровым N 44:07:07 20 01:407 (предыдущий номер 44:07:000000:519) общей площадью 110006.00 + 232.00 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение, местечко Козловы горы, д. 22 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов; обязании представить ходатайство и приложенные к нему документы о переводе земельного участка с кадастровым N 44:07:07 20 01:407 (предыдущий номер 44:07:000000:519) общей площадью 110006.00 + 232.00 кв. м, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение, местечко Козловы горы, д. 22, в Федеральное агентство лесного хозяйства в 2-недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 25.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Департамента, при принятии решения судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда основаны на неполно выясненных фактических обстоятельствах дела.
Федеральное агентство лесного хозяйства также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. В апелляционной жалобе третье лицо приводит доводы о неизвещении его судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания, в связи с чем у Рослесхоза отсутствовала возможность представить свою позицию относительно предмета судебного разбирательства.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционных жалобах и в отзыве на них.
ЗАО "Козловы горы" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Рослесхоза, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ЗАО "Козловы горы" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества (имущественный комплекс детского спортивно-оздоровительного городка), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 44:07:07 20 01:407 общей площадью 110006.00 + 232.00 кв. м по адресу: Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение (примерно в 140 м от д. Становщиково по направлению на запад). Разрешенное использование земельного участка: ведение лесного хозяйства.
Фактически земельный участок используется для эксплуатации детского спортивно-оздоровительного городка.
31.08.2012 Администрацией Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в связи с государственной регистрацией права собственности ЗАО "Козловы горы" на объекты недвижимости детского спортивно-оздоровительного городка издано постановление N 85 "О присвоении адреса имущественному комплексу" (л.д. 17). Согласно названному постановлению детскому спортивно-оздоровительному городку, размещенному на земельном участке с кадастровым номером 44:07:072001:0002 площадью 32021,57 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: "Для детского спортивно-оздоровительного городка", находящемуся примерно в 400 м от д. Становщиково по направлению на запад и на земельном участке с кадастровым номером 44:07:072001:407 площадью 110006 + 232 кв. м, земли лесного фонда, находящемуся примерно в 140 м по направлению на запад от ориентира д. Становщиково, Минское сельское поселение, Костромской район, Костромская область, находящегося за пределами участка, разрешенное использование: Ведение лесного хозяйства" присвоен почтовый адрес: 156543, Костромская область, Костромской район, Минское сельское поселение, местечко Козловы горы, дом 22.
18.09.2012 ЗАО "Козловы горы" обратилось в Департамент лесного хозяйства Костромской области с ходатайством о переводе указанного выше земельного участка в составе земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
К заявлению были приложены копии свидетельств о государственной регистрации прав, копия кадастрового плана на земельный участок, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, копия постановления Администрации Минского сельского поселения от 31.08.2012 N 85, письмо Департамента природных ресурсов Костромской области об отсутствии на земельном участке полезных ископаемых (л.д. 16).
В заявлении Общество проинформировало о том, что в результате утверждения генерального плана Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области территория, на которой расположен названный земельный участок, вошла в территорию населенного пункта, детскому лагерю присвоен соответствующий почтовый адрес, необходимость перевода земельного участка из земель лесного фонда вызвана тем, что принадлежащий Обществу спортивный лагерь преимущественно состоит из деревянных корпусов, процент износа которых составляет от 32 до 45 в зависимости от года постройки. Лагерь функционирует только в летнее время, поскольку корпуса неотапливаемые. В соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации чтобы получить разрешение на реконструкцию или новое строительство необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок. Общество не может выкупить земельный участок и получить в установленном действующим законодательством порядке разрешение на реконструкцию и строительство корпусов, начать их восстановление, поскольку земельные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда ограничены в обороте. Общество готово начать работы по восстановлению детского лагеря, в том числе провести отопление в корпуса (газ на участке имеется), построить системы водоснабжения и канализации.
05.10.2012 Департамент сообщил заявителю о направлении в Рослесхоз запроса о возможности включения указанного лесного участка в границы населенного пункта (л.д. 18).
Рассмотрев обращение Департамента от 05.10.2012 N ЛХ-5/7025, Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 13.11.2012 сообщило, что в соответствии со ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель иных категорий в земли населенных пунктов. Перевод лесных участков из состава земель лесного фонда, отнесенных к зеленым зонам, лесопарковым зонам, в земли других категорий приведет к уменьшению площади защитных лесов, что статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается. Таким образом, до включения лесных участков в границы населенных пунктов необходимо предварительно исключить испрашиваемые лесные участки из границ зеленой зоны, лесопарковой зоны в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 (л.д. 20).
12.12.2012 Департамент письмом N ЛХ/9063 направил заявителю копию вышеуказанного письма Рослесхоза.
Таким образом, с момента направления ЗАО "Козловы горы" в Департамент ходатайства от 18.09.2012 о переводе земельного участка в составе земель лесного фонда в земли населенных пунктов до направления ответа по существу поставленного вопроса прошло более двух месяцев.
Считая, что Департаментом допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы ЗАО "Козловы горы" в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями статей 71, 198, 200 АПК РФ, статей 1, 2, 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (по тексту - Закон N 172-ФЗ), пунктами 3, 4, 7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 (далее - Положение N 48), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ и основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение о Рослесхозе) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 5.4.2 названного Положения к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о Рослесхозе).
В силу статьи 2 Закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень сведений, указываемых в ходатайстве, а в части 4 этой же статьи и перечень документов, подлежащих приложению к такому ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 названного Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Положения N 48 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (в Костромской области - Департамент лесного хозяйства), в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение соответствующих процедур согласования, результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора с приложением к нему плана (чертежа), которые являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях. Заявитель обеспечивает формирование обязательной документации и вместе с ходатайством предоставляет ее в указанный орган.
В силу пункта 7 Положения N 48 орган, указанный в пункте 3 Положения, в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "м" пункта 2 настоящего Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Пунктом 8 Положения N 48 предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 настоящего Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Таким образом, в силу пункта 7 Положения N 48 применительно к рассматриваемой ситуации ходатайство ООО "Козловы горы" от 18.09.2012, направленное в адрес Департамента лесного хозяйства Костромской области, подлежало либо возврату заявителю в срок до 02.10.2012 и только по причине отсутствия обязательной документации, либо направлению в этот же срок в Рослесхоз, являющийся уполномоченным органом на принятие решения о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенного пункта. Других вариантов действий Департамента Положение N 48 не предусматривает.
Как следует из материалов дела, в период с 18.09.2012, даты обращения Общества с ходатайством о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов и до вынесения судом решения Департамент не исполнил возложенную на него статьей 2 Закона N 172-ФЗ и пунктом 7 Положения N 48 обязанность, при отсутствии на то законных оснований. При таких обстоятельствах, им допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То обстоятельство, что Департаментом и Рослесхозом велась переписка по возможному разрешению данного вопроса не свидетельствует о выполнении ответчиком указанных требований Закона N 172-ФЗ и Положения N 48, поскольку такое предварительное согласование вопросов названными нормами не предусмотрено.
С учетом изложенного Арбитражный суд Костромской области пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции, признав оспариваемое бездействие Департамента незаконным, правомерно, в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в целях восстановления нарушенных прав заявителя возложил на ответчика обязанность по направлению ходатайства ООО "Козловы горы" от 18.09.2013 с приложенными документами в Рослесхоз для рассмотрения по существу.
Доводы апелляционной жалобы Департамента о законности (незаконности) перевода спорного земельного участка площадью 32021,57 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов судом апелляционной инстанции не рассматриваются, так как с учетом характера заявленных требований разрешение данного вопроса до направления соответствующего ходатайства уполномоченному органу является преждевременным. Каких-либо исключений из общего порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель лесного фонда применительно к случаю перевода их в земли населенных пунктов Положением N 48 не предусмотрено. В этой связи довод Департамента об отсутствии у него обязанности направления ходатайства ЗАО "Козловы горы" в Федеральное агентство лесного хозяйства до решения органом местного самоуправления вопроса о включении спорного земельного участка в земли населенных пунктов является несостоятельным. Независимо от особенностей перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли других категорий, у Департамента в силу п. 7 Положения N 48 имеется формальная обязанность по направлению ходатайства Общества в Рослесхоз, который компетентен его рассмотреть и принять решение по существу дела.
Доводы апелляционной жалобы Рослесхоза о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции, не могут быть положены в основу отмены судебного акта на основании следующего.
В рамках рассматриваемого дела контроль за поступлением почтового отправления на адрес ответчика осуществлен судом первой инстанции по данным, содержащимся на официальном сайте Почты России, согласно которым почтовое отправление, содержащее определение суда от 08.07.2013 об отложении рассмотрения дела на 09.08.2013 вручено адресату - Федеральному агентству лесного хозяйства 06.08.2013. Апелляционный суд полагает, что при наличии какой-либо иной позиции, чем изложена в письме от 13.11.2012 (л.д. 20), Рослесхоз мог заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, тем более, что определением суда от 25.06.2013 на Департамент была возложена обязанность по направлению искового заявления третьему лицу. При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовое положение заявителя по данному спору - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, а также то, что в силу статьи 2 Закона N 172-ФЗ и пункта 7 Положения N 48 рассмотрение таких ходатайств и принятие по ним решения является прямой обязанностью Рослесхоза. Кроме того у Рослесхоза имелось достаточно времени для представления в арбитражный суд апелляционной инстанции апелляционной жалобы с изложением доводов по существу спора, которые могли быть оценены и рассмотрены судом, данной возможностью третье лицо не воспользовалось.
При таких обстоятельствах оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем было заявлено в жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент и Рослесхоз освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 09.08.2013 по делу N А31-2564/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)