Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-17743/20122 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Делор" Лидова А.Б. (доверенность от 08.11.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Делор" (далее - общество "Делор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет, заинтересованное лицо 2) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Артиллерийская, 124, с кадастровым номером 74:36:0212002:607, площадью 1899 кв. м, обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка и обязании Комитета подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка (с учетом изменения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и определения суда первой инстанции от 15.01.2013 о привлечении к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица) (т. 1, л.д. 2-4, 117, 134-136).
Определением суда первой инстанции от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Завод Строммашина" (далее - третье лицо, общество "Завод Строммашина") (т. 1, л.д. 134-136).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2013 (резолютивная часть объявлена 20.02.2013) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность обществу "Делор" земельного участка площадью 1899 кв. м, кадастровый номер 74:36:0212002:607, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Артиллерийская, 124. На Администрацию, Комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 40-47).
Не согласившись с принятым решением, Администрация (далее также - апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.02.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 53-55).
В обоснование жалобы Администрация ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение, неправильное применение норм материального права, что в силу части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт считает ошибочным вывод суда о допущенном Администрацией незаконном бездействии в принятии решения о предоставлении обществу "Делор" земельного участка. Указывает, что Комитетом в установленный законодательством тридцатидневный срок был подготовлен и направлен ответ на заявление общества "Делор" о предоставлении в собственность земельного участка, в котором на основании пунктов 59, 61 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3, последнему фактически было отказано в оформлении документов по выкупу земельного участка в связи с наличием разночтений в представленных документах: кадастровом паспорте земельного участка и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении данного земельного участка.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом применен ненадлежащий способ восстановления нарушенного права. По мнению апеллянта, суду следовало указать на устранение нарушения прав общества "Делор" путем рассмотрения его заявления на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков и принятия решения по нему, в то время как обжалуемым решением на Администрацию неправомерно возложена обязанность по предоставлению в собственность земельного участка без рассмотрения соответствующего заявления на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков. Таким образом, решение суда в части обязания принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, по мнению апеллянта, подменяет собой установленный порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
Заинтересованные лица - Администрация, Комитет и третье лицо - общество "Завод Строммашина" в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела уведомления о вручении почтовых отправлений NN 96870, 96871, 96872, следовательно, имели реальную возможность явиться в судебное заседание или известить суд о причинах неявки.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
Представитель общества "Делор" в судебном заседании возражала по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность. Пояснила суду апелляционной инстанции о том, что заявитель считает решение суда первой инстанции от 25.02.2013 законным и обоснованным, с выводами, изложенными в решении, и их правовым обоснованием согласен полностью. Просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Представила в порядке статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объяснения по делу, оформленные в письменном виде.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу "Делор" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: часть сооружения (автодорога) площадью покрытия 1892,20 кв. м, инвентарный номер: 39241, литер: XLIX, адрес (местоположение): Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 124, кадастровый (или условный) номер: 74-74-01/508/2010-197, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012 серии 74 АГ N 926756 (т. 1, л.д. 9, 80), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1190 (т. 1, л.д. 81).
Ранее указанный объект недвижимости - часть сооружения (автодорога) площадью покрытия 1892,20 кв. м принадлежал обществу "Завод Строммашина" (свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.2010 74 АГ 175770 - т. 1, л.д. 103).
Согласно пояснениям представителя общества "Делор" часть сооружения (автодорога) фактически является парковочным местом, к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения не относится.
17.06.2010 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0212002:607 площадью 1899+/-15,25 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Челябинская, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, ул. Артиллерийская, 124, разрешенное использование: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, сведения о правах отсутствуют, сведения об обременениях: аренда в пользу общества "Завод Строммашина" (кадастровая выписка о земельном участке от 08.12.2012 - т. 1, л.д. 89-94).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1191 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212002:607 зарегистрированы ограничение (обременение) - аренда в пользу общества "Завод Строммашина" на срок до 16.12.2028 (т. 1, оборот л.д. 83).
28.06.2012 общество "Делор" обратилось в Администрацию с заявлением от 19.06.2012 исх. N 05/43/а о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212002:607 в собственность за плату на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением документов в количестве 11 ед. (т. 1, л.д. 8, 48). Данное заявление поступило в адрес Администрации 28.06.2012, о чем свидетельствует соответствующая отметка на заявлении о приеме входящей корреспонденции.
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество "Делор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В отсутствие в материалах дела доказательств принятия Администрацией официального решения о предоставлении или об отказе в предоставлении спорного земельного участка, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд отклонил довод Администрации об отсутствии оспариваемого бездействия по мотиву непредставления доказательств направления заявителю и получения последним письма Комитета от 24.07.2012 N 11983 "О выкупе земельного участка", а также документов о полномочиях Антропова К.П. в области земельных отношений. Суд отметил также, что нарушение Администрацией Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3, не может являться препятствием в реализации обществом "Делор" предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным бездействия государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого бездействия требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпункту 80 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области. Администрация города Челябинска принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 19, 21, 24 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (приложение к постановлению главы города Челябинска от 26.12.2005 N 1507-п), действовавшему на момент обращения общества "Делор" в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, Комитет является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, наделенным правами юридического лица; одной из основных задач Комитета является обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе: земельными участками в границах города Челябинска, находящихся в федеральной, государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности; Комитет заключает в соответствии с утвержденным порядком договоры купли-продажи объектов приватизации, в том числе: земельных участков; в установленном порядке заключает договоры купли-продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Комитет является функциональным органом органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности муниципального образования "город Челябинск", земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности; заключает в установленном законодательством порядке договоры, соглашения, контракты, в том числе: договоры купли-продажи земельных участков (пункт 2, подпункт 17 пункта 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 05.07.2012 N 151-п).
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств того, что государственная собственность в отношении спорного земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду не доказано. Доказательства того, что полномочия по распоряжению данным участком принадлежат федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в материалах дела также отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Заявление гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления действий по принятию решения о предоставлении земельного участка. При этом в силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в зависимости от вида предоставляемого заявителю права.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Вместе с тем, доказательства рассмотрения заинтересованными лицами заявления собственника соответствующего объекта недвижимости - общества "Делор" о приобретении в собственность спорного земельного участка в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо на момент рассмотрения настоящего спора по существу, Администрацией и Комитетом судам первой и апелляционной инстанции не представлены.
Администрация в обоснование довода жалобы о недоказанности допущенного ею бездействия, которое оспаривает заявитель, ссылается на письмо Комитета от 24.07.2012 N 11983 "О выкупе земельного участка", подписанное Антроповым К.П. (т. 1, л.д. 102). Согласно данному письму заявление общества "Делор" о выкупе земельного участка по ул. Артиллерийской, 124 в Тракторозаводском районе города Челябинска снимается с исполнения, работа над ним не может быть продолжена, поскольку в представленном заявителем кадастровом паспорте указано разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1190 объектом права собственности является часть сооружения (автодорога). Кроме того, в письме указано, что для рассмотрения вопроса о выкупе вышеуказанного земельного участка необходимо устранить указанное разночтение.
Судебная коллегия не может принять названное письмо Комитета от 24.07.2012 N 11983 в качестве доказательства отсутствия оспариваемого бездействия, поскольку из данного документа однозначно следует, что вопрос о предоставлении обществу "Делор" испрашиваемого им земельного участка органами местного самоуправления не рассматривался, какое-либо решение по указанному вопросу (положительное - о предоставлении земельного участка или отрицательное - об отказе в предоставлении земельного участка) не принималось.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) Комитетом данного письма заявителю.
Установив, что бездействие Администрации противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества "Делор" как собственника объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Как указано выше, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, который принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3 (далее - Порядок), настоящий порядок оформления документов о предоставлении земельных участков в пользование и собственность определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и его структурных подразделений при предоставлении расположенных на территории муниципального образования земельных участков в пользование (аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) или собственность для эксплуатации, проектирования и строительства объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется в соответствии с требованиями статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 5.1 Порядка предоставление земельных участков в собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска. Основанием для принятия правового акта Администрации города Челябинска является решение (протокол) Комиссии по продаже земельных участков Администрации города (далее - Комиссия). Положение о Комиссии утверждается отдельным правовым актом Администрации города Челябинска.
Согласно пункту 1 Положения о Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 21.09.2010 N 286-п, Комиссия Администрации города Челябинска по продаже земельных участков является коллегиальным постоянно действующим совещательным органом, образованным для управления земельными ресурсами города Челябинска, а именно для принятия решений о продаже земельных участков для эксплуатации зданий, строений и сооружений.
Таким образом, функционирование в составе Администрации коллегиального постоянно действующего совещательного органа - Комиссии по продаже земельных участков является частью механизма непосредственной реализации Администрацией прав и обязанностей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию и Комитет как ее функциональный орган обязанность совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку механизм рассмотрения Администрацией заявления юридического лица о предоставлении в собственность земельного участка и принятия соответствующего решения детально регламентирован нормативными правовыми актами, в том числе местного уровня (решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3; постановлением Администрации города Челябинска от 21.09.2010 N 286-п), судебная коллегия находит нецелесообразным указание в резолютивной части решения на конкретные действия конкретного структурного подразделения заинтересованного лица, которые орган местного самоуправления должен совершить с целью устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя и исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о применении судом первой инстанции ненадлежащего способа восстановления нарушенного права со ссылкой на необходимость рассмотрения на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков заявления общества "Делор" и принятия решения по нему.
Судебная коллегия отмечает также, что оспариваемый судебный акт не подменяет собой установленный законодательством административный порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, поскольку возлагает на Администрацию и Комитет обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-17743/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2013 N 18АП-3407/2013 ПО ДЕЛУ N А76-17743/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. N 18АП-3407/2013
Дело N А76-17743/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-17743/20122 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Делор" Лидова А.Б. (доверенность от 08.11.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Делор" (далее - общество "Делор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет, заинтересованное лицо 2) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Артиллерийская, 124, с кадастровым номером 74:36:0212002:607, площадью 1899 кв. м, обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность заявителя указанного земельного участка и обязании Комитета подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка (с учетом изменения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и определения суда первой инстанции от 15.01.2013 о привлечении к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица) (т. 1, л.д. 2-4, 117, 134-136).
Определением суда первой инстанции от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Завод Строммашина" (далее - третье лицо, общество "Завод Строммашина") (т. 1, л.д. 134-136).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2013 (резолютивная часть объявлена 20.02.2013) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность обществу "Делор" земельного участка площадью 1899 кв. м, кадастровый номер 74:36:0212002:607, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Артиллерийская, 124. На Администрацию, Комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 40-47).
Не согласившись с принятым решением, Администрация (далее также - апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.02.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 53-55).
В обоснование жалобы Администрация ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение, неправильное применение норм материального права, что в силу части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт считает ошибочным вывод суда о допущенном Администрацией незаконном бездействии в принятии решения о предоставлении обществу "Делор" земельного участка. Указывает, что Комитетом в установленный законодательством тридцатидневный срок был подготовлен и направлен ответ на заявление общества "Делор" о предоставлении в собственность земельного участка, в котором на основании пунктов 59, 61 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3, последнему фактически было отказано в оформлении документов по выкупу земельного участка в связи с наличием разночтений в представленных документах: кадастровом паспорте земельного участка и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении данного земельного участка.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом применен ненадлежащий способ восстановления нарушенного права. По мнению апеллянта, суду следовало указать на устранение нарушения прав общества "Делор" путем рассмотрения его заявления на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков и принятия решения по нему, в то время как обжалуемым решением на Администрацию неправомерно возложена обязанность по предоставлению в собственность земельного участка без рассмотрения соответствующего заявления на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков. Таким образом, решение суда в части обязания принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, по мнению апеллянта, подменяет собой установленный порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
Заинтересованные лица - Администрация, Комитет и третье лицо - общество "Завод Строммашина" в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела уведомления о вручении почтовых отправлений NN 96870, 96871, 96872, следовательно, имели реальную возможность явиться в судебное заседание или известить суд о причинах неявки.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
Представитель общества "Делор" в судебном заседании возражала по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность. Пояснила суду апелляционной инстанции о том, что заявитель считает решение суда первой инстанции от 25.02.2013 законным и обоснованным, с выводами, изложенными в решении, и их правовым обоснованием согласен полностью. Просила оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Представила в порядке статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объяснения по делу, оформленные в письменном виде.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу "Делор" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: часть сооружения (автодорога) площадью покрытия 1892,20 кв. м, инвентарный номер: 39241, литер: XLIX, адрес (местоположение): Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 124, кадастровый (или условный) номер: 74-74-01/508/2010-197, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.05.2012 серии 74 АГ N 926756 (т. 1, л.д. 9, 80), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1190 (т. 1, л.д. 81).
Ранее указанный объект недвижимости - часть сооружения (автодорога) площадью покрытия 1892,20 кв. м принадлежал обществу "Завод Строммашина" (свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.2010 74 АГ 175770 - т. 1, л.д. 103).
Согласно пояснениям представителя общества "Делор" часть сооружения (автодорога) фактически является парковочным местом, к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения не относится.
17.06.2010 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0212002:607 площадью 1899+/-15,25 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Челябинская, г. Челябинск, р-н Тракторозаводский, ул. Артиллерийская, 124, разрешенное использование: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, сведения о правах отсутствуют, сведения об обременениях: аренда в пользу общества "Завод Строммашина" (кадастровая выписка о земельном участке от 08.12.2012 - т. 1, л.д. 89-94).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1191 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212002:607 зарегистрированы ограничение (обременение) - аренда в пользу общества "Завод Строммашина" на срок до 16.12.2028 (т. 1, оборот л.д. 83).
28.06.2012 общество "Делор" обратилось в Администрацию с заявлением от 19.06.2012 исх. N 05/43/а о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212002:607 в собственность за плату на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением документов в количестве 11 ед. (т. 1, л.д. 8, 48). Данное заявление поступило в адрес Администрации 28.06.2012, о чем свидетельствует соответствующая отметка на заявлении о приеме входящей корреспонденции.
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество "Делор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В отсутствие в материалах дела доказательств принятия Администрацией официального решения о предоставлении или об отказе в предоставлении спорного земельного участка, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд отклонил довод Администрации об отсутствии оспариваемого бездействия по мотиву непредставления доказательств направления заявителю и получения последним письма Комитета от 24.07.2012 N 11983 "О выкупе земельного участка", а также документов о полномочиях Антропова К.П. в области земельных отношений. Суд отметил также, что нарушение Администрацией Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3, не может являться препятствием в реализации обществом "Делор" предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным бездействия государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого бездействия требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпункту 80 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области. Администрация города Челябинска принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 19, 21, 24 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (приложение к постановлению главы города Челябинска от 26.12.2005 N 1507-п), действовавшему на момент обращения общества "Делор" в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, Комитет является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, наделенным правами юридического лица; одной из основных задач Комитета является обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе: земельными участками в границах города Челябинска, находящихся в федеральной, государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности; Комитет заключает в соответствии с утвержденным порядком договоры купли-продажи объектов приватизации, в том числе: земельных участков; в установленном порядке заключает договоры купли-продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Комитет является функциональным органом органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности муниципального образования "город Челябинск", земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности; заключает в установленном законодательством порядке договоры, соглашения, контракты, в том числе: договоры купли-продажи земельных участков (пункт 2, подпункт 17 пункта 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 05.07.2012 N 151-п).
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.
Доказательств того, что государственная собственность в отношении спорного земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду не доказано. Доказательства того, что полномочия по распоряжению данным участком принадлежат федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в материалах дела также отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Заявление гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления действий по принятию решения о предоставлении земельного участка. При этом в силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в зависимости от вида предоставляемого заявителю права.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Вместе с тем, доказательства рассмотрения заинтересованными лицами заявления собственника соответствующего объекта недвижимости - общества "Делор" о приобретении в собственность спорного земельного участка в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо на момент рассмотрения настоящего спора по существу, Администрацией и Комитетом судам первой и апелляционной инстанции не представлены.
Администрация в обоснование довода жалобы о недоказанности допущенного ею бездействия, которое оспаривает заявитель, ссылается на письмо Комитета от 24.07.2012 N 11983 "О выкупе земельного участка", подписанное Антроповым К.П. (т. 1, л.д. 102). Согласно данному письму заявление общества "Делор" о выкупе земельного участка по ул. Артиллерийской, 124 в Тракторозаводском районе города Челябинска снимается с исполнения, работа над ним не может быть продолжена, поскольку в представленном заявителем кадастровом паспорте указано разрешенное использование земельного участка: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.06.2012 N 74-0-1-128/4125/2012-1190 объектом права собственности является часть сооружения (автодорога). Кроме того, в письме указано, что для рассмотрения вопроса о выкупе вышеуказанного земельного участка необходимо устранить указанное разночтение.
Судебная коллегия не может принять названное письмо Комитета от 24.07.2012 N 11983 в качестве доказательства отсутствия оспариваемого бездействия, поскольку из данного документа однозначно следует, что вопрос о предоставлении обществу "Делор" испрашиваемого им земельного участка органами местного самоуправления не рассматривался, какое-либо решение по указанному вопросу (положительное - о предоставлении земельного участка или отрицательное - об отказе в предоставлении земельного участка) не принималось.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) Комитетом данного письма заявителю.
Установив, что бездействие Администрации противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества "Делор" как собственника объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Как указано выше, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, который принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3 (далее - Порядок), настоящий порядок оформления документов о предоставлении земельных участков в пользование и собственность определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и его структурных подразделений при предоставлении расположенных на территории муниципального образования земельных участков в пользование (аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) или собственность для эксплуатации, проектирования и строительства объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется в соответствии с требованиями статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 5.1 Порядка предоставление земельных участков в собственность для эксплуатации существующих объектов осуществляется на основании правового акта Администрации города Челябинска. Основанием для принятия правового акта Администрации города Челябинска является решение (протокол) Комиссии по продаже земельных участков Администрации города (далее - Комиссия). Положение о Комиссии утверждается отдельным правовым актом Администрации города Челябинска.
Согласно пункту 1 Положения о Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 21.09.2010 N 286-п, Комиссия Администрации города Челябинска по продаже земельных участков является коллегиальным постоянно действующим совещательным органом, образованным для управления земельными ресурсами города Челябинска, а именно для принятия решений о продаже земельных участков для эксплуатации зданий, строений и сооружений.
Таким образом, функционирование в составе Администрации коллегиального постоянно действующего совещательного органа - Комиссии по продаже земельных участков является частью механизма непосредственной реализации Администрацией прав и обязанностей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию и Комитет как ее функциональный орган обязанность совершить действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку механизм рассмотрения Администрацией заявления юридического лица о предоставлении в собственность земельного участка и принятия соответствующего решения детально регламентирован нормативными правовыми актами, в том числе местного уровня (решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 N 13/3; постановлением Администрации города Челябинска от 21.09.2010 N 286-п), судебная коллегия находит нецелесообразным указание в резолютивной части решения на конкретные действия конкретного структурного подразделения заинтересованного лица, которые орган местного самоуправления должен совершить с целью устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя и исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о применении судом первой инстанции ненадлежащего способа восстановления нарушенного права со ссылкой на необходимость рассмотрения на Комиссии Администрации города Челябинска по продаже земельных участков заявления общества "Делор" и принятия решения по нему.
Судебная коллегия отмечает также, что оспариваемый судебный акт не подменяет собой установленный законодательством административный порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, поскольку возлагает на Администрацию и Комитет обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-17743/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
И.Ю.СОКОЛОВА
М.И.КАРПАЧЕВА
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)