Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-15525/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-15525/2012


Судья: Галкина Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Алибердовой Н.А.,
судей Глумовой Л.А., Ситниковой М.И.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2012 года апелляционную жалобу Р. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2012 года по делу по иску Р. к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о выделении земельного участка,
заслушав доклад судьи Глумовой Л.А.,
объяснения Р.,
установила:

Р. обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, просит выделить ему бесплатно земельный участок, в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, в Одинцовском районе, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", площадью не менее N соток. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является ветераном боевых действий, родился и проживает в Одинцовском районе. ДД.ММ.ГГГГ. был призван в Вооруженные Силы РФ Одинцовским военным комиссариатом. 10.10.1996 г. зачислен в запас. В 2003 г. согласно действующему пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" истец обратился в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о выделении ему земельного участка для жилищного строительства. 24.11.2003 г. истец был внесен в список граждан имеющих право на льготное получение земельных участков в границах Одинцовского муниципального района Московской области для индивидуального жилищного строительства, номер его очереди на момент внесения в списки был ДД.ММ.ГГГГ. Прошло восемь лет, администрация не выделяет истцу земельный участок, ссылаясь на изменение закона и отсутствие свободных земельных участков. По результатам систематизации номер очереди истца на данный момент - 1038. Изменение Закона "О ветеранах" не должно повлиять на выделение Администрацией истцу участка, так как он обратился в администрацию в 2003 г., то есть до принятия Закона N 122 "О монетизации льгот", соответственно участок должен быть выделен. Правоотношения, вытекающие на льготное предоставление земельного участка, возникли до внесения изменений в ФЗ. В действующей редакции N 5-ФЗ нет прямого указания о прекращении реализации льгот, предусмотренных данным пунктом и отмене возникших ранее отношений. Закон обратной силы не имеет, то есть не распространяется на отношения, возникшие до его издания. К тому или иному факту или случаю необходимо применять закон, который действовал в момент, когда произошел данный случай или имел место данный факт. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права, уверенность граждан в стабильности их правового положения, в прочности порядка. Срок ожидания 8 лет, предоставления истцу положенного ему земельного участка, нарушает принцип разумности и права истца.
Р. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Е. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года в удовлетворении исковых требований Р. к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обязании выделить бесплатно земельный участок для жилищного строительства в размерах не менее 12 соток было отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истцом была подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суд отменить как незаконное и необоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит обжалуемое решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", действовавшему на период внесения истца в списки граждан, имеющих право на льготное получение земельных участков, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Как было установлено судом первой инстанции Р. согласно удостоверению является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, установленные п. 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах". ДД.ММ.ГГГГ. Р. был внесен в списки граждан, имеющих право на льготное получение земельных участков. Согласно письму Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время земельные участки не предоставлялись очередникам Администрации Одинцовского муниципального района, поскольку в распоряжении Администрации отсутствуют свободные от прав третьих лиц земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, которые в соответствии с градостроительной документацией предназначены для предоставления гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации в то же время не предусмотрел права льготных категорий граждан и условия реализации ими права на земельный участок. Эта задача должна решаться отдельными федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Льгота по бесплатному предоставлению земельного участка под ИЖС была предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах". С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ эта льгота оказалась упраздненной.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда о том, что согласно норм действующего законодательства оснований для предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства вне очереди на льготном основании не имеется, а других доказательств, подтверждающих право Р. на предоставление ему земельного участка вне очереди не предоставлено - не основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Поскольку истец внесен в списки граждан, имеющих право на льготное получение земельного участка ДД.ММ.ГГГГ года, правоотношения, вытекающие из права на льготное предоставление земельного участка возникли до внесения изменений в Закон о ветеранах, указанное свидетельствует о наличии права Р. на льготу и отказ в предоставлении ему земельного участка мог последовать только по иным, предусмотренным законом основаниям.
Согласно требований ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Таким образом, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка в собственность, подает заявление в уполномоченный орган, где должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю и пр.
Несоблюдение этих требований ведет к отказу в рассмотрении заявлений заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.
По представленным документам Р. имел право на бесплатное предоставление земельного участка. Однако, как установлено судом, заявление в администрацию о предоставлении земельного участка было сформулировано в самом общем виде, в нем не были указаны местоположение участка, его размеры и целевое назначение. По такому заявлению орган местного самоуправления не мог принять положительного решения.
Поскольку на самом деле имел место отказ в принятии к рассмотрению заявления гражданина, а не решение по существу его просьбы, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Администрацией Одинцовского района в предоставлении земельного участка Р. не было отказано.
Соглашаясь с принятым решением суда, судебная коллегия полагает, что оно не препятствует новому обращению в суд, если администрация откажет по новому заявлению, составленному с учетом требований ст. 31 ЗК РФ и Положения о порядке предоставления земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия полагает, что, рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, которое не противоречит требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы истца сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 327, 328 ГПК РФ,
определила:

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)