Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.И. Ждановой, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления лесами Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 (судья Синцова В.В.)
по заявлению Управления лесами Алтайского края
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости", об обязании восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 и выдать кадастровые паспорта,
установил:
Управление лесами Алтайского края (далее по тексту - заявитель, Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Учреждение) о признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости", об обязании восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 и выдать кадастровые паспорта.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 Управлению лесами в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно истолкован закон), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Подробно доводы Управления лесами изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
07.12.2012 от Управления лесами при помощи системы "Мой арбитр" в суд апелляционной инстанции поступила копия письма Федерального агентства лесного хозяйства от 16.11.2012 N ЮД-11-54/13282 в качестве дополнительного доказательства к апелляционной жалобе.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
В нарушение вышеизложенного, податель жалобы не указал уважительных причин невозможности представления указанного письма суду первой инстанции, в связи с чем, ознакомившись с представленным документом, а также учитывая отсутствие приводимых доводов, апелляционный суд, руководствуясь статьями (9, 41, 268 АПК РФ, не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела названного документа, что отражено в протоколе судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 внесены в государственный кадастр недвижимости в 2008 году, как вновь образованные земельные участки, на основании заявления Управления лесами о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, описаний земельных участков и постановления главы администрации Бийского района Алтайского края от 24.09.2008 г. N 1431 "Об утверждении Проектов границ земельных (лесных) участков земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципальных образований Бийского района").
В 2009 году в установленном порядке осуществлен перевод указанных земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли лесного фонда", на основании постановления Администрации Алтайского края от 16.02.2009 N 54 "О переводе земельных участков в границах Бийского района Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда". Данные объекты вошли в программу "Разработка лесного плана Алтайского края, лесохозяйственных регламентов лесничеств". Учитывая рекомендации заместителя руководителя Росреестра от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер", процедура аннулирования не осуществлялась.
02 мая 2012 года в сведениях государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицом выявлена техническая ошибка в части сведений о статусе объектов недвижимости с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307, о чем составлен протокол выявления технической ошибки N 15-11-173 от 02.05.2012.
02 мая 2012 года, на основании указанного акта, вынесено Решение об исправлении технической ошибки N 22/12-1-20570, согласно которому выявленная техническая ошибка в определении статуса земельного участка была исправлена, вышеуказанным объектам недвижимости присвоен статус "временные".
Решением N 22/12-1-20573 от 02.05.2012 сведения об указанных земельных участках были аннулированы и исключены из Кадастра в связи с тем, что по истечении двух лет со дня их постановки на учет не осуществлена государственная регистрация права.
Информация о данных решениях заинтересованного лица направлена в адрес заявителя 03.05.2012, и получена им 10.05.2012, что подтверждается почтовым штемпелем почтового отделения N 56 на конверте и штампом Управления лесами с указанием входящего номера 1675.
Посчитав решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости" незаконными, заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Как установлено статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов или в случаях, указанных в законе - на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 заинтересованным лицом исправлена техническая ошибка в сведениях Государственного кадастра недвижимости. Статус спорных земельных участков - "учтенный" изменен на "временный" в связи с отсутствием государственной регистрации права на данные земельные участки, право на них в силу закона не возникло.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то обстоятельство, что на момент принятия решения N 22/12-1-20570 заинтересованное лицо не имело оснований изменять статус земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 с "учтенного" на "временный". При этом, по мнению заявителя, оспариваемые решения заинтересованного лица направлены на изменение ранее присвоенного статуса земельным участкам, а не на исправление технической ошибки. Управление лесами считает, что внесенные исправления коснулись уникальных характеристик земельного участка, что противоречит требованиям статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
На основании разъяснения Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития от 06.10.2010 N Д23-4017 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках"), установленная статьей 8 Лесного кодекса РФ норма (лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности) связана с разграничением земель по формам собственности на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность). Однако действующим законодательством применительно к указанным земельным участкам не определен момент (дата) возникновения права собственности. Поэтому, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ, для внесения в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет сведений о правах на вышеуказанные земельные участки (лесные) необходимо внесение соответствующих изменений в Закон о кадастре.
Как правильно указал суд первой инстанции, уникальные характеристики объекта недвижимости закреплены в части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ, к ним не отнесен статус земельного участка.
При этом довод Управления о неправомерности ссылки суда на письмо Минэкономразвития РФ не принимается в качестве обоснованного, так как суд первой инстанции не основывает свои выводы на данном документе, а приводит его в качестве позиции Минэкономразвития РФ.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку в течение двух лет с момента постановки земельных участков на учет не осуществлена государственная регистрации права на данные объекты, решением заинтересованного лица от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 правильно аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках.
Федеральным законом от 08.12.2011 N 423 "О порядке безвозмездной передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", внесены изменения и в Федеральный закон N 221-ФЗ.
Однако, изменения в части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, касающиеся положений о том, что "внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 423 применяются только к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Таким образом, ссылка Управления лесами на внесенные изменения в часть 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, несостоятельна.
Кроме того, в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, имеющий прямое указание на то, что внесение (постановка) вновь образованных земельных (лесных) участков на государственный кадастровый учет означает автоматическое возникновением прав на соответствующие объекты и соответственно, присвоение таким объектам статуса "учтенные".
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо вынесло решение N 22/12-1-20570 от 02.05.2012 в пределах своих правомочий.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решения и предписания и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы Управления лесами, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2012 ПО ДЕЛУ N А03-11791/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. по делу N А03-11791/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.И. Ждановой, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления лесами Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 (судья Синцова В.В.)
по заявлению Управления лесами Алтайского края
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости", об обязании восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 и выдать кадастровые паспорта,
установил:
Управление лесами Алтайского края (далее по тексту - заявитель, Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Учреждение) о признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", признании недействительным решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости", об обязании восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 и выдать кадастровые паспорта.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 Управлению лесами в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно истолкован закон), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Подробно доводы Управления лесами изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
07.12.2012 от Управления лесами при помощи системы "Мой арбитр" в суд апелляционной инстанции поступила копия письма Федерального агентства лесного хозяйства от 16.11.2012 N ЮД-11-54/13282 в качестве дополнительного доказательства к апелляционной жалобе.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
В нарушение вышеизложенного, податель жалобы не указал уважительных причин невозможности представления указанного письма суду первой инстанции, в связи с чем, ознакомившись с представленным документом, а также учитывая отсутствие приводимых доводов, апелляционный суд, руководствуясь статьями (9, 41, 268 АПК РФ, не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела названного документа, что отражено в протоколе судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 внесены в государственный кадастр недвижимости в 2008 году, как вновь образованные земельные участки, на основании заявления Управления лесами о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, описаний земельных участков и постановления главы администрации Бийского района Алтайского края от 24.09.2008 г. N 1431 "Об утверждении Проектов границ земельных (лесных) участков земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципальных образований Бийского района").
В 2009 году в установленном порядке осуществлен перевод указанных земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли лесного фонда", на основании постановления Администрации Алтайского края от 16.02.2009 N 54 "О переводе земельных участков в границах Бийского района Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда". Данные объекты вошли в программу "Разработка лесного плана Алтайского края, лесохозяйственных регламентов лесничеств". Учитывая рекомендации заместителя руководителя Росреестра от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер", процедура аннулирования не осуществлялась.
02 мая 2012 года в сведениях государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицом выявлена техническая ошибка в части сведений о статусе объектов недвижимости с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307, о чем составлен протокол выявления технической ошибки N 15-11-173 от 02.05.2012.
02 мая 2012 года, на основании указанного акта, вынесено Решение об исправлении технической ошибки N 22/12-1-20570, согласно которому выявленная техническая ошибка в определении статуса земельного участка была исправлена, вышеуказанным объектам недвижимости присвоен статус "временные".
Решением N 22/12-1-20573 от 02.05.2012 сведения об указанных земельных участках были аннулированы и исключены из Кадастра в связи с тем, что по истечении двух лет со дня их постановки на учет не осуществлена государственная регистрация права.
Информация о данных решениях заинтересованного лица направлена в адрес заявителя 03.05.2012, и получена им 10.05.2012, что подтверждается почтовым штемпелем почтового отделения N 56 на конверте и штампом Управления лесами с указанием входящего номера 1675.
Посчитав решения от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 "Об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости", N 22/12-1-20573 "О снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости" незаконными, заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Как установлено статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов или в случаях, указанных в законе - на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением от 02.05.2012 N 22/12-1-20570 заинтересованным лицом исправлена техническая ошибка в сведениях Государственного кадастра недвижимости. Статус спорных земельных участков - "учтенный" изменен на "временный" в связи с отсутствием государственной регистрации права на данные земельные участки, право на них в силу закона не возникло.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то обстоятельство, что на момент принятия решения N 22/12-1-20570 заинтересованное лицо не имело оснований изменять статус земельных участков с кадастровыми номерами 22:04:460003:1177, 22:04:460003:1178 и 22:04:460003:1307 с "учтенного" на "временный". При этом, по мнению заявителя, оспариваемые решения заинтересованного лица направлены на изменение ранее присвоенного статуса земельным участкам, а не на исправление технической ошибки. Управление лесами считает, что внесенные исправления коснулись уникальных характеристик земельного участка, что противоречит требованиям статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
На основании разъяснения Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития от 06.10.2010 N Д23-4017 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках"), установленная статьей 8 Лесного кодекса РФ норма (лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности) связана с разграничением земель по формам собственности на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность). Однако действующим законодательством применительно к указанным земельным участкам не определен момент (дата) возникновения права собственности. Поэтому, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ, для внесения в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет сведений о правах на вышеуказанные земельные участки (лесные) необходимо внесение соответствующих изменений в Закон о кадастре.
Как правильно указал суд первой инстанции, уникальные характеристики объекта недвижимости закреплены в части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ, к ним не отнесен статус земельного участка.
При этом довод Управления о неправомерности ссылки суда на письмо Минэкономразвития РФ не принимается в качестве обоснованного, так как суд первой инстанции не основывает свои выводы на данном документе, а приводит его в качестве позиции Минэкономразвития РФ.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку в течение двух лет с момента постановки земельных участков на учет не осуществлена государственная регистрации права на данные объекты, решением заинтересованного лица от 02.05.2012 N 22/12-1-20573 правильно аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках.
Федеральным законом от 08.12.2011 N 423 "О порядке безвозмездной передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", внесены изменения и в Федеральный закон N 221-ФЗ.
Однако, изменения в части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, касающиеся положений о том, что "внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 423 применяются только к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу настоящего федерального закона.
Таким образом, ссылка Управления лесами на внесенные изменения в часть 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, несостоятельна.
Кроме того, в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, имеющий прямое указание на то, что внесение (постановка) вновь образованных земельных (лесных) участков на государственный кадастровый учет означает автоматическое возникновением прав на соответствующие объекты и соответственно, присвоение таким объектам статуса "учтенные".
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо вынесло решение N 22/12-1-20570 от 02.05.2012 в пределах своих правомочий.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решения и предписания и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы Управления лесами, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2012 года по делу N А03-11791/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)