Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца- Калашникова М.В. по доверенности N 92 от 27.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИГРАН"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 по делу N А32-16090/2012, принятое в составе судьи Тарасенко А.А.,
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (ОГРН 1037739350175)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ассоциация "Гранит" (ИНН 2355005394), обществу с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" (ИНН 1655197920/ ОГРН 1101690044609)
при участии третьих лиц: Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("ГК Олимпстрой"), Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
об установлении сервитута,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ассоциация "Гранит" (далее- ООО "Ассоциация "Гранит"), обществу с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" (далее - ООО "ТИГРАН") об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 исковые требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012. Жалоба мотивирована тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 01.12.2007 N 310 ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец обратился с иском к ООО "Ассоциация "Гранит". Поскольку соглашение об установлении сервитута получено ООО "ТИГРАН" 02.11.2012, после предъявления иска в суд, у сторон имелась возможность согласовать условия сервитута и заключить соглашение об установлении сервитута добровольно. Обязав ООО "ТИГРАН" заключить соглашение об установлении сервитута, суд лишил стороны возможности согласовать условия сервитута и заключить соглашение об установлении сервитута добровольно. ООО "ТИГРАН" не уклонялось от подписания соглашения об установлении сервитута, что подтверждается письмом, направленным ООО "ТИГРАН" в адрес истца с просьбой согласовать условия соглашения об установлении сервитута.
В отзыве Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения, указав, что довод ООО "ТИГРАН" о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора необоснован. По состоянию на 18.04.2012 ООО "Ассоциация "Гранит" являлось собственником объектов недвижимости и арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156. ООО "ТИГРАН" в спорном отношении по установлению сервитута является по существу правопреемником ООО "Ассоциация "Гранит" в связи с заключением договоров купли-продажи недвижимости и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды. Таким образом, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Норма п. 2 ст. 274 ГК РФ предполагает, что условием для обращения в суд является не само по себе получение досудебного отказа в определенной форме, а не достижение сторонами соглашения об установлении сервитута, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В отзыве ГК "Олимпстрой" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения, указав, что вхождение земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156 в границы территории, предназначенной для размещения олимпийского объекта, подтверждено документацией по планировке территории, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 05.07.2010 N 41-ОИ. В соответствии с требованиями ч. 22 ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ истец направил ООО "Ассоциация "Гранит" проект соглашения об установлении срочного сервитута для ознакомления и подписания, которое получено обществом 18.04.2012, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Ассоциация "Гранит", ООО "ТИГРАН", "ГК Олимпстрой", Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ от 01.12.2007) Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу постановления Правительства РФ от 22.12.2008 N 969 "О распределении бюджетных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенные в раздел "Инфраструктура связи" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта и объектов, обеспечивающих их функционирование" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", учреждение является государственным заказчиком по капитальному строительству данного объекта.
Постановлением Правительства РФ N 991 от 29.12.2007 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Пунктом 112 программы предусмотрено строительство олимпийского объекта федерального значения "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы).
Главой администрации Краснодарского края принято распоряжение от 15.04.2011 N 586-р об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:2 (том 1 л.д. 114-115).
В результате раздела указанного земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156 площадью 180205 кв.м.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 41-ОИ от 05.07.2010 утвержден проект межевания территории для размещения объекта олимпийского строительства. (т. 1 л.д. 21-22).
Согласно кадастровой выписке от 05.04.2012 N 2343/12/12-179793 (т. 1 л.д. 27-29), постановлению администрации муниципального образования Туапсинский район (том 1 л.д. 45), договору аренды N 3300005304 от 23.12.2011 (том 1 л.д. 47-51) ООО "Ассоциация "Гранит" являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156.
Письмом N 875 от 05.04.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" направило в адрес ООО "Ассоциация "Гранит" для подписания соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156 сроком на 360 дней для строительства олимпийского объекта "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы, строительство)" (т. 1 л.д. 30-36).
20.04.2012 между ООО "Ассоциация "Гранит" и ООО "ТИГРАН" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому ООО "Ассоциация "Гранит" передает все права и обязанности в отношении земельного участка, предоставленного администрацией муниципального образования Туапсинский район, для строительства оздоровительного комплекса, площадью 180205 кв.м, в том числе 9782 кв.м - межкурортные сети, с кадастровым номером 23:33:1504001:156, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Тенгинское, с. Лермонтово.
На основании договора купли-продажи от 20.04.2012 N 1/12 ООО "Ассоциация "Гранит" переданы объекты недвижимости ООО "ТИГРАН", расположенные на земельном участке 23:33:1504001:156, (том 1 л.д. 38-43).
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке 23:33:1504001:156, принадлежит ООО "ТИГРАН", что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 (том 1 л.д. 61-66).
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в число вторичных вещных прав включены сервитуты - права ограниченного пользования, в том числе, чужим земельным участком.
Согласно статье 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов предусмотрены статьей 15.2 Федеральным законом 01.12.2007 N 310-ФЗ.
В силу части 2 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ, до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По смыслу указанной нормы, положения статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ носят специальный характер, что обусловлено необходимостью эффективного регулирования отношений, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, без внесения существенных изменений в действующее законодательство.
Следовательно, при наличии противоречий между общими положениями гражданского и земельного законодательства, регулирующими отношения по установлению сервитута (ст. 274 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ) и положениями статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ подлежат применению специальные нормы последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ сервитуты могут устанавливаться для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог и т.п.).
Согласно частям 14 и 15 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ, решение об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения принимается администрацией края, на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов. К такому заявлению прилагается копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов и обоснование необходимости установления сервитута.
Установление сервитута осуществляется без проведения общественных слушаний (часть 17 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решение об установлении сервитута в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:2 оформлено распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 586-р от 15.04.2011 с учетом документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийского объекта "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В соответствии с частью 22 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ после принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, указанным в части 6 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что проект соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156 был направлен в адрес ООО "Ассоциация "Гранит" с сопроводительным письмом N 875 от 05.04.2012 (т. 1 л.д. 30-36).
Соглашение об установлении сервитута содержит все существенные условия договора, предусмотренные частью 9 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
Согласно ч. 21 ст. 15.2 Олимпийского Закона в случае, когда плата за сервитут установлена в соответствии с данным Законом, ее размер определяется за срочный сервитут (ежегодный размер платы) как произведение одного процента кадастровой стоимости и площади земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута.
Вместе с тем, частью 6 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут, и собственниками земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, такое соглашение заключается соответствующими землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
Согласно части 23 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
Установив, что направленное истцом соглашение содержит все существенные условия, предусмотренные частью 9 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, отсутствие возражений относительно условий соглашения об установлении сервитута, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика заключить соглашение на предложенных истцом условиях.
Доводы ООО "ТИГРАН" о необходимости оставления иска без рассмотрения подлежит отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 148, 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проект соглашения о сервитуте направлен в адрес правообладателя земельного участка ООО "Ассоциация "Гранит" и получен им 18.04.2012, что ответчиком не оспаривается. Последующая передача права ООО "ТИГРАН" не свидетельствует о необходимости повторного направления соглашения об установлении сервитута новому правообладателю.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на ответчика в порядке и размере, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 по делу N А32-16090/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
О.Х.ТИМЧЕНКО
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 N 15АП-1867/2013 ПО ДЕЛУ N А32-16090/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. N 15АП-1867/2013
Дело N А32-16090/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца- Калашникова М.В. по доверенности N 92 от 27.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИГРАН"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 по делу N А32-16090/2012, принятое в составе судьи Тарасенко А.А.,
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (ОГРН 1037739350175)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ассоциация "Гранит" (ИНН 2355005394), обществу с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" (ИНН 1655197920/ ОГРН 1101690044609)
при участии третьих лиц: Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("ГК Олимпстрой"), Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
об установлении сервитута,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ассоциация "Гранит" (далее- ООО "Ассоциация "Гранит"), обществу с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" (далее - ООО "ТИГРАН") об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 исковые требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИГРАН" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012. Жалоба мотивирована тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ и ФЗ от 01.12.2007 N 310 ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец обратился с иском к ООО "Ассоциация "Гранит". Поскольку соглашение об установлении сервитута получено ООО "ТИГРАН" 02.11.2012, после предъявления иска в суд, у сторон имелась возможность согласовать условия сервитута и заключить соглашение об установлении сервитута добровольно. Обязав ООО "ТИГРАН" заключить соглашение об установлении сервитута, суд лишил стороны возможности согласовать условия сервитута и заключить соглашение об установлении сервитута добровольно. ООО "ТИГРАН" не уклонялось от подписания соглашения об установлении сервитута, что подтверждается письмом, направленным ООО "ТИГРАН" в адрес истца с просьбой согласовать условия соглашения об установлении сервитута.
В отзыве Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения, указав, что довод ООО "ТИГРАН" о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора необоснован. По состоянию на 18.04.2012 ООО "Ассоциация "Гранит" являлось собственником объектов недвижимости и арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156. ООО "ТИГРАН" в спорном отношении по установлению сервитута является по существу правопреемником ООО "Ассоциация "Гранит" в связи с заключением договоров купли-продажи недвижимости и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды. Таким образом, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Норма п. 2 ст. 274 ГК РФ предполагает, что условием для обращения в суд является не само по себе получение досудебного отказа в определенной форме, а не достижение сторонами соглашения об установлении сервитута, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В отзыве ГК "Олимпстрой" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения, указав, что вхождение земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156 в границы территории, предназначенной для размещения олимпийского объекта, подтверждено документацией по планировке территории, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 05.07.2010 N 41-ОИ. В соответствии с требованиями ч. 22 ст. 15.2 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ истец направил ООО "Ассоциация "Гранит" проект соглашения об установлении срочного сервитута для ознакомления и подписания, которое получено обществом 18.04.2012, что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2012 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Ассоциация "Гранит", ООО "ТИГРАН", "ГК Олимпстрой", Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ от 01.12.2007) Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу постановления Правительства РФ от 22.12.2008 N 969 "О распределении бюджетных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенные в раздел "Инфраструктура связи" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта и объектов, обеспечивающих их функционирование" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", учреждение является государственным заказчиком по капитальному строительству данного объекта.
Постановлением Правительства РФ N 991 от 29.12.2007 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Пунктом 112 программы предусмотрено строительство олимпийского объекта федерального значения "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы).
Главой администрации Краснодарского края принято распоряжение от 15.04.2011 N 586-р об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:2 (том 1 л.д. 114-115).
В результате раздела указанного земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156 площадью 180205 кв.м.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 41-ОИ от 05.07.2010 утвержден проект межевания территории для размещения объекта олимпийского строительства. (т. 1 л.д. 21-22).
Согласно кадастровой выписке от 05.04.2012 N 2343/12/12-179793 (т. 1 л.д. 27-29), постановлению администрации муниципального образования Туапсинский район (том 1 л.д. 45), договору аренды N 3300005304 от 23.12.2011 (том 1 л.д. 47-51) ООО "Ассоциация "Гранит" являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156.
Письмом N 875 от 05.04.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" направило в адрес ООО "Ассоциация "Гранит" для подписания соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1504001:156 сроком на 360 дней для строительства олимпийского объекта "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы, строительство)" (т. 1 л.д. 30-36).
20.04.2012 между ООО "Ассоциация "Гранит" и ООО "ТИГРАН" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому ООО "Ассоциация "Гранит" передает все права и обязанности в отношении земельного участка, предоставленного администрацией муниципального образования Туапсинский район, для строительства оздоровительного комплекса, площадью 180205 кв.м, в том числе 9782 кв.м - межкурортные сети, с кадастровым номером 23:33:1504001:156, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Тенгинское, с. Лермонтово.
На основании договора купли-продажи от 20.04.2012 N 1/12 ООО "Ассоциация "Гранит" переданы объекты недвижимости ООО "ТИГРАН", расположенные на земельном участке 23:33:1504001:156, (том 1 л.д. 38-43).
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке 23:33:1504001:156, принадлежит ООО "ТИГРАН", что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 (том 1 л.д. 61-66).
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в число вторичных вещных прав включены сервитуты - права ограниченного пользования, в том числе, чужим земельным участком.
Согласно статье 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов предусмотрены статьей 15.2 Федеральным законом 01.12.2007 N 310-ФЗ.
В силу части 2 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ, до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По смыслу указанной нормы, положения статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ носят специальный характер, что обусловлено необходимостью эффективного регулирования отношений, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, без внесения существенных изменений в действующее законодательство.
Следовательно, при наличии противоречий между общими положениями гражданского и земельного законодательства, регулирующими отношения по установлению сервитута (ст. 274 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ) и положениями статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ подлежат применению специальные нормы последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ сервитуты могут устанавливаться для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог и т.п.).
Согласно частям 14 и 15 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ, решение об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения принимается администрацией края, на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов. К такому заявлению прилагается копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов и обоснование необходимости установления сервитута.
Установление сервитута осуществляется без проведения общественных слушаний (часть 17 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решение об установлении сервитута в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:2 оформлено распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 586-р от 15.04.2011 с учетом документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийского объекта "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В соответствии с частью 22 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ после принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, указанным в части 6 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что проект соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1504001:156 был направлен в адрес ООО "Ассоциация "Гранит" с сопроводительным письмом N 875 от 05.04.2012 (т. 1 л.д. 30-36).
Соглашение об установлении сервитута содержит все существенные условия договора, предусмотренные частью 9 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
Согласно ч. 21 ст. 15.2 Олимпийского Закона в случае, когда плата за сервитут установлена в соответствии с данным Законом, ее размер определяется за срочный сервитут (ежегодный размер платы) как произведение одного процента кадастровой стоимости и площади земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута.
Вместе с тем, частью 6 статьи 15.2 Федерального закона 01.12.2007 N 310-ФЗ соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут, и собственниками земельных участков. В случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, такое соглашение заключается соответствующими землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
Согласно части 23 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
Установив, что направленное истцом соглашение содержит все существенные условия, предусмотренные частью 9 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, отсутствие возражений относительно условий соглашения об установлении сервитута, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика заключить соглашение на предложенных истцом условиях.
Доводы ООО "ТИГРАН" о необходимости оставления иска без рассмотрения подлежит отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 148, 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проект соглашения о сервитуте направлен в адрес правообладателя земельного участка ООО "Ассоциация "Гранит" и получен им 18.04.2012, что ответчиком не оспаривается. Последующая передача права ООО "ТИГРАН" не свидетельствует о необходимости повторного направления соглашения об установлении сервитута новому правообладателю.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на ответчика в порядке и размере, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 по делу N А32-16090/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
О.Х.ТИМЧЕНКО
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)