Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Нужнова С.Г., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Тихонова А.И., дов. от 12.12.2012 N 53 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Тихонова А.И., дов. от 09.01.2013 N 01 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: неявка, извещен
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: неявка, извещено
от третьего лица ООО "Мика": неявка, извещено
рассмотрев 29.01.2013 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 25.05.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
на постановление от 16.10.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Коноваловым С.А., Мордкиной Л.М.,
по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1; ОГРН 1097746296977),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Москва, ул. Поклонная, д. 13; Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8; ОГРН 1047727043561), общество с ограниченной ответственностью "Мика" (Московская область),
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 1402 кв. м, с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина и кафе, категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лесногородская п/п, Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2а, обремененного договором аренды от 05.01.2004 N 2.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и общество с ограниченной ответственностью "Мика" (далее - ООО "Мика").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.05.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - ТУ Росимущества в Московской области подал в Федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истцов возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, третьи лица отзывы не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о принятии кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истцов, проверив в порядке статей 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на спорном земельном участке площадью 1402 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 13 08:002 расположены магазин и летнее кафе, принадлежащее на праве собственности ООО "Мика" (свидетельство о государственной регистрации права от 28.03.2006 N НА N 0788467). При этом указано, что вышеуказанный объект не является федеральной собственностью.
Судами указано, что согласно содержащейся в деле выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2011 правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002, площадью 1402 кв. м, категория земель: земли промышленности и иного специального назначения, для обслуживания магазина и кафе, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лесногородская п/а, пос. Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2а, значится Российская Федерация.
Право собственности обременено арендой ООО "Мика" на основании договора от 05.01.2004 N 02 и соглашения о передаче прав и обязанностей арендодателя от 19.07.2010, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (арендодатель) и ООО "Мика" (арендатор).
Истцы, полагая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, обратились в арбитражный суд с настоящим иском, направленным на оспаривание зарегистрированного права ответчика.
Судами установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002 у Российской Федерации отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу об отсутствии критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, т.е. спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при отсутствии иных способов защиты права.
Следовательно, истец, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права отсутствующим, должен доказать, что он не имеет иной возможности для восстановления своего нарушенного права.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Вместе с тем с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1. Таким образом, с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
Судами обеих инстанций не установлено, к какому уровню государственной собственности (федеральной, субъекта федерации или муниципального образования) относится спорный земельный участок согласно установленным законом критериям.
Вывод судов о том, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям, является недостаточно необоснованным, поскольку не указаны критерии, по которым данный земельный участок может быть одновременно отнесен к различным уровням государственной собственности, либо не подпадает под указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3.1 упомянутого Закона критерии отнесения к конкретному уровню государственной собственности.
При наличии критериев, позволяющих конкретно определить, к какому уровню государственной собственности относится спорный сформированный земельный участок, вывод судов обеих инстанций о не разграничении данного земельного участка порождает правовую неопределенность в отношении круга лиц, имеющих право владеть, пользоваться и распоряжаться данным земельным участком.
Кассационная коллегия признает, что судами первой и апелляционной инстанций не были надлежащим образом применены положения статей 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) и не было установлено к какому уровню государственной собственности относится спорный земельный участок, а также имеются ли основания считать данный участок относящимся к неразграниченным землям.
В связи с этим, остался невыясненным вопрос, является ли надлежащим избранный истцом способ защиты права.
В соответствии с правовой позицией, указанной в пункте 58 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при установлении критериев, позволяющих отнести спорный земельный участок к собственности истца, а также при установлении фактического владения и распоряжения истцом данным земельным участком, надлежащим способом защиты права последнего в данном случае будет иск о признании права.
Суд кассационной инстанции считает, что судами в нарушение норм процессуального права не в полной мере исследованы материалы дела, а именно: в деле имеется чертеж границ спорного земельного участка с его описанием, согласно которому участок обременен полосой отвода автодороги "Москва-Минск" на всей площади (т. 1 л.д. 131).
Установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для дела, т.к. непосредственно связано с определением критериев разграничения государственной собственности на спорный земельный участок.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, определить предмет доказывания фактических обстоятельств каждой из сторон по делу. Предложить сторонам представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по заявленным исковым требованиям. Исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 25.05.2012 Арбитражного суда Московской области и постановление от 16.10.2012 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-11773/12 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.Д.ДЕНИСОВА
Судьи
С.Г.НУЖНОВ
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А41-11773/12
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А41-11773/12
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Нужнова С.Г., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Тихонова А.И., дов. от 12.12.2012 N 53 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Тихонова А.И., дов. от 09.01.2013 N 01 (полномочия в соотв. с ч. 2 ст. 62 АПК РФ)
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: неявка, извещен
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: неявка, извещено
от третьего лица ООО "Мика": неявка, извещено
рассмотрев 29.01.2013 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 25.05.2012
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
на постановление от 16.10.2012
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Коноваловым С.А., Мордкиной Л.М.,
по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1; ОГРН 1097746296977),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Москва, ул. Поклонная, д. 13; Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8; ОГРН 1047727043561), общество с ограниченной ответственностью "Мика" (Московская область),
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 1402 кв. м, с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина и кафе, категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лесногородская п/п, Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2а, обремененного договором аренды от 05.01.2004 N 2.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и общество с ограниченной ответственностью "Мика" (далее - ООО "Мика").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.05.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - ТУ Росимущества в Московской области подал в Федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истцов возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, третьи лица отзывы не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о принятии кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя истцов, проверив в порядке статей 284, 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на спорном земельном участке площадью 1402 кв. м с кадастровым номером 50:20:007 13 08:002 расположены магазин и летнее кафе, принадлежащее на праве собственности ООО "Мика" (свидетельство о государственной регистрации права от 28.03.2006 N НА N 0788467). При этом указано, что вышеуказанный объект не является федеральной собственностью.
Судами указано, что согласно содержащейся в деле выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2011 правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002, площадью 1402 кв. м, категория земель: земли промышленности и иного специального назначения, для обслуживания магазина и кафе, по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лесногородская п/а, пос. Лесной городок, ул. Фасадная, д. 2а, значится Российская Федерация.
Право собственности обременено арендой ООО "Мика" на основании договора от 05.01.2004 N 02 и соглашения о передаче прав и обязанностей арендодателя от 19.07.2010, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (арендодатель) и ООО "Мика" (арендатор).
Истцы, полагая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, обратились в арбитражный суд с настоящим иском, направленным на оспаривание зарегистрированного права ответчика.
Судами установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 50:20:007 13 08:0002 у Российской Федерации отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу об отсутствии критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, т.е. спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при отсутствии иных способов защиты права.
Следовательно, истец, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании права отсутствующим, должен доказать, что он не имеет иной возможности для восстановления своего нарушенного права.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Вместе с тем с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1. Таким образом, с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
Судами обеих инстанций не установлено, к какому уровню государственной собственности (федеральной, субъекта федерации или муниципального образования) относится спорный земельный участок согласно установленным законом критериям.
Вывод судов о том, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям, является недостаточно необоснованным, поскольку не указаны критерии, по которым данный земельный участок может быть одновременно отнесен к различным уровням государственной собственности, либо не подпадает под указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3.1 упомянутого Закона критерии отнесения к конкретному уровню государственной собственности.
При наличии критериев, позволяющих конкретно определить, к какому уровню государственной собственности относится спорный сформированный земельный участок, вывод судов обеих инстанций о не разграничении данного земельного участка порождает правовую неопределенность в отношении круга лиц, имеющих право владеть, пользоваться и распоряжаться данным земельным участком.
Кассационная коллегия признает, что судами первой и апелляционной инстанций не были надлежащим образом применены положения статей 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) и не было установлено к какому уровню государственной собственности относится спорный земельный участок, а также имеются ли основания считать данный участок относящимся к неразграниченным землям.
В связи с этим, остался невыясненным вопрос, является ли надлежащим избранный истцом способ защиты права.
В соответствии с правовой позицией, указанной в пункте 58 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при установлении критериев, позволяющих отнести спорный земельный участок к собственности истца, а также при установлении фактического владения и распоряжения истцом данным земельным участком, надлежащим способом защиты права последнего в данном случае будет иск о признании права.
Суд кассационной инстанции считает, что судами в нарушение норм процессуального права не в полной мере исследованы материалы дела, а именно: в деле имеется чертеж границ спорного земельного участка с его описанием, согласно которому участок обременен полосой отвода автодороги "Москва-Минск" на всей площади (т. 1 л.д. 131).
Установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для дела, т.к. непосредственно связано с определением критериев разграничения государственной собственности на спорный земельный участок.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, определить предмет доказывания фактических обстоятельств каждой из сторон по делу. Предложить сторонам представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по заявленным исковым требованиям. Исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 25.05.2012 Арбитражного суда Московской области и постановление от 16.10.2012 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-11773/12 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.Д.ДЕНИСОВА
Судьи
С.Г.НУЖНОВ
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)