Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А21-8609/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А21-8609/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2012 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Горбик В.М.) по делу N А21-8609/2012,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Светлогорский район", ОГРН 1023902054967 (далее - Администрация), о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в вынесении постановления от 23.05.2012 N 320 "О внесении изменения в постановление главы Светлогорского городского округа от 04.03.2009 N 113", а также о признании незаконным постановления Администрации от 23.05.2012 N 320 "О внесении изменения в постановление главы Светлогорского городского округа от 04.03.2009 N 113".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ОГРН 1027700485757, в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата) и общество с ограниченной ответственностью "Гостинично-ресторанный комплекс "Звездный" (далее - Общество).
Решением суда от 17.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.04.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, суды неправильно истолковали законы, что привело к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на то, что решением по делу N А21-2535/2011 суд обязал Управление Росимущества в месячный срок предоставить Обществу земельный участок площадью 1 253 кв. м, заключив договор купли-продажи земельного участка, суд не обязывал внести изменения в категорию земель, спор об отнесении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:61 к той или иной категории земель не рассматривался; постановлением Администрации от 23.05.2012 N 320 внесены изменения в категорию земель указанного земельного участка, изменена категория - земли особо охраняемых территорий на категорию - земли населенных пунктов; данное постановление принято с превышением полномочий и нарушений интересов государства; судами не проверялась процедура перевода земель из одной категории в другую, наличие полномочий у Администрации на перевод земель, находящихся в федеральной собственности; указанный земельный участок образован в результате раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:56, отнесенного к категории земель - земли особо охраняемых территорий.
Податель жалобы ссылается на пункт 3 статьи 11.2, подпункт 1 пункта 1 и пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и считает, что Администрация не наделена полномочиями по изменению категории земель, находящихся в федеральной собственности.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Администрация просят отказать в удовлетворении жалобы.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Постановлением главы Светлогорского городского округа от 04.03.2009 N 113 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 253 кв. м на кадастровой карте территории по адресу: г. Светлогорск, променад, категория земель - земли особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием - под пешеходный мост на железобетонных опорных конструкциях с площадкой примыкания.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 13.08.2012, в котором просило обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:61 в части изменения категории земель на категорию - земли населенных пунктов.
В заявлении Общество сослалось на то, что в соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2011 по делу N А21-2535/2011 земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:61, расположенный по адресу: г. Светлогорск, променад, имеет категорию земель - земли населенных пунктов. Общество также сослалось на решения Кадастровой палаты от 28.06.2012 N 39/12-36371 и от 07.08.2012 N 39/12-44040 о том, что для внесения изменений в части категории земель в орган кадастрового учета должен обратиться собственник данного земельного участка - Российская Федерация в лице Управления Росреестра. К заявлению Общество приложило постановление администрации муниципального образования "Светлогорский район" от 23.05.2012 N 320 "О внесении изменения в постановления главы Светлогорского городского округа от 04.03.2009 N 113", которым внесено изменение в категорию земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:61, находящегося в федеральной собственности, а именно: категория земель - земли особо охраняемых территорий - изменена на категорию - земли населенных пунктов.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что действия Администрации, выразившиеся в вынесении постановления от 23.05.2012 N 320, не соответствуют статье 8, пункту 3 статьи 11.2, статье 27 ЗК РФ, совершены с превышением полномочий, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявления. При этом суд применил пункт 2 статьи 69 и статью 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), сослался на решение арбитражного суда от 12.08.2011 по делу N А21-2535/2011 и посчитал, что судебными актами по этому делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:61 в силу закона отнесен к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием под пешеходный мост на железобетонных опорных конструкциях с площадкой примыкания.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия. С учетом указанной нормы права и статей 200, 201 АПК РФ условием удовлетворения такого заявления является установление в ходе судебного разбирательства наличия двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А21-2535/2011 отказ Управления Росимущества изложенный в письме от 04.03.2011 N АБ-929 признан несоответствующим земельному законодательству и нарушающим право Общества на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:0061, Управление Росимущества обязано предоставить Обществу в собственность за плату упомянутый земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под пешеходный мост на железобетонных опорных конструкциях с площадкой примыкания, заключив договор купли-продажи земельного участка. Поскольку указанным решением суда на Управление Росимущества возложена обязанность по предоставлению Обществу упомянутого земельного участка в собственность, нет оснований полагать, что оспариваемые по настоящему делу действия Администрации, выразившиеся во внесении изменения в ранее изданное постановление Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка, нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие одного из двух юридически значимых обстоятельств не позволяет признать оспариваемые действия Администрации недействительными. При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы не влияют на обоснованность вывода судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А21-8609/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)