Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Вартыка А.М. (доверенность от 14.09.2012), Малаховой С.Е. (доверенность от 13.11.2012), Гриба П.В. (доверенность от 01.09.2012), от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Брюшининой Д.В. (доверенность от 06.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А32-30998/2012 (судьи Ковалева Н.В., Еремина О.А., Кузнецов С.А.), установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Армавир: кадастровый номер 23:38:0000000:0250 площадью 2 197 468 кв. м, кадастровый номер 23:38:012001:0010 площадью 367 333 кв. м, кадастровый номер 23:38:012001:0011 площадью 96 928 кв. м, кадастровый номер 23:38:0120001:0013 площадью 31 604 кв. м; обязании территориального управления принять решение о предоставлении в аренду и направить в адрес заявителя проекты договоров земельных участков; обязании территориального управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки (требования уточнены).
Решением от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), бездействие территориального управления, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду обществу спорных земельных участков; а также в не направлении обществу проектов договоров земельных участков с предложением об их заключении; на заинтересованное лицо возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу земельных участков и направить последнему проекты договоров аренды с предложением об их заключении. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у территориального управления оснований для отказа в предоставлении обществу в аренду четырех земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и находящегося в аренде у общества. Разница между площадью предоставленного ранее в аренду обществу участка 23:38:0000000:0002 и суммой площадей четырех образованных из него участков в размере 239 673 кв. м не является препятствием для предоставления данных участков в аренду обществу. В части требования об обязании территориального управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки суд указал на ненадлежащий способ защиты права.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2013 решение от 04.02.2013 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все вновь образуемые земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Земельного кодекса). Территориальное управление за разделом земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 и регистрацией вновь образованных земельных участков не обращалось. Раздел земельного участка произведен неуполномоченным лицом. Образованные после раздела четыре земельных участка не могут являться предметом гражданско-правовых сделок, а также предметом договоров аренды. У территориального управления отсутствует возможность предоставления в аренду обществу испрашиваемых земельных участков, что является препятствием для оформления права аренды в отношении этих объектов.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Из жалобы следует, что раздел земельного участка 23:38:0000000:0002 произошел по причине уточнения его границ по поручению территориального управления. Площадь земельного участка 23:38:0000000:0002 являлась условной, отдельные участки различных землепользователей включены в границы этого земельного участка, поэтому в результате межевания, вывода из полосы отвода железной дороги участков других землепользователей произошло уменьшение площади участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002. Проект границ и площадь вновь образуемых земельных участков утвержден территориальным управлением, которое не возражало относительно раздела земельного участка. Вновь образованные участки поставлены на государственный кадастровый учет. На них расположены объекты железнодорожной инфраструктуры. Изменение существующих площадей и границ земельных участков и приведение их в состояние, существовавшее до проведения межевания, не представляется возможным, и затронет интересы муниципального образования город Армавир, а также иных землепользователей.
Представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить, подчеркнув, что все межевые работы проводились с согласия территориального управления. Представитель заинтересованного лица просит оставить в силе обжалуемое постановление, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от 02.07.2013 объявлялся перерыв до 05.07.2013, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения территориального управления от 24.07.2008 N 877-р "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "Российские железные дороги" в городе Армавире" (далее - распоряжение от 24.07.2008 N 877-р) общество и управление заключили договор аренды земельного участка земель промышленности, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, площадь 2 933 006 кв. м, кадастровый номер 23:38:0000000:0002, для обеспечения деятельности организаций, размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Срок аренды установлен до 24.06.2009 (11 месяцев).
В соответствии с кадастровым паспортом от 15.12.2003, участок земель промышленности представляет собой единое землепользование, разрешенное использование - для производственных нужд, правообладатель - Кавказское отделение Северо-Кавказской железной дороги, площадь ориентировочная, подлежит уточнению (т. 1, л.д. 9, 10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2003 серии 23-АБ N 143812 право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 22.08.2003 (т. 1, л.д. 11).
Поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 была ориентировочной и подлежала уточнению, заявитель осуществил работы по уточнению границ и размеров этого участка.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 разделен на четыре участка: площадью 2 197 468 кв. м с кадастровым номером 23:38:0000000:0250, площадью 367 333 кв. м с кадастровым номером 23:38:012001:0010, площадью 96 928 кв. м с кадастровым номером 23:38:012001:0011, площадью 31 604 кв. м с кадастровым номером 23:38:0120001:0013.
Постановка указанных земельных участков на кадастровый учет подтверждается кадастровыми планами от 02.03.2007 (т. 1, л.д. 12-19).
В целях заключения долгосрочных договоров аренды четырех земельных участков заявитель неоднократно обращался в территориальное управление с приложением соответствующих документов (заявления от 04.03.2010 N 330; от 20.04.2010 N 679, от 17.05.2011 N 603, от 24.07.2012 N 618).
Поскольку договоры аренды испрашиваемых участков не заключены, заявитель обратился в арбитражный суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями статей 11.2 - 11.3 Земельного кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса). Требования к содержанию решений об образовании земельных участков установлены в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 указанной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0000000:0250, 23:38:012001:0010, 23:38:012001:0011, 23:38:0120001:0013 образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса.
Отменяя судебный акт первой инстанции, апелляционный суд указал, что собственник земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 решений о его разделе, образовании спорных земельных участков и регистрации - не принимал, территориальное управление за регистрацией вновь образованных земельных участков не обращалось, раздел земельного участка произведен неуполномоченным лицом.
В тоже время из представленных в дело документов следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 предоставлен в аренду обществу сроком на 11 месяцев на основании распоряжения территориального управления от 24.07.2008 N 877-р. При производстве по делу в суде первой инстанции территориальное управление не возражало относительно отсутствия согласия на образование новых земельных участков. Соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции об осуществлении раздела земельного участка неуполномоченным лицом не подтвержден документально.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) наделено правом на распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Одним из полномочий Росимущества является принятие в установленном порядке решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.35 Положения).
В силу пункта 5.37.4 Положения Росимущество осуществляет полномочия по предоставлению в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Суды установили, что по вопросу заключения договоров аренды общество обратилось к территориальному органу Росимущества.
Довод территориального управления о том, что решение по спорному вопросу принимается Росимуществом, суд первой инстанции опроверг, сославшись на письмо Росимущества от 07.08.2012 N ПП-10/31272.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Росимущества от 15.02.2012 N ПП-10/4189 "О полномочиях территориальных управлений Росимущества", оценка которому судами не дана (т. 1, л.д. 108).
При наличии правовой неопределенности по вопросу о том, с Росимуществом либо с его территориальным управлением должны быть заключены упомянутые договоры, суду необходимо было привлечь Росимущество к участию в деле в качестве соответствующей стороны и по существу рассмотреть заявленные требования.
Аналогичный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса определяет, что суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы, изложенные в судебных актах, не основаны на содержании представленных в дело доказательств, решение и постановление надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего по существу рассмотреть заявленные требования с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А32-30998/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А32-30998/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А32-30998/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Вартыка А.М. (доверенность от 14.09.2012), Малаховой С.Е. (доверенность от 13.11.2012), Гриба П.В. (доверенность от 01.09.2012), от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Брюшининой Д.В. (доверенность от 06.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А32-30998/2012 (судьи Ковалева Н.В., Еремина О.А., Кузнецов С.А.), установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Армавир: кадастровый номер 23:38:0000000:0250 площадью 2 197 468 кв. м, кадастровый номер 23:38:012001:0010 площадью 367 333 кв. м, кадастровый номер 23:38:012001:0011 площадью 96 928 кв. м, кадастровый номер 23:38:0120001:0013 площадью 31 604 кв. м; обязании территориального управления принять решение о предоставлении в аренду и направить в адрес заявителя проекты договоров земельных участков; обязании территориального управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки (требования уточнены).
Решением от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), бездействие территориального управления, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду обществу спорных земельных участков; а также в не направлении обществу проектов договоров земельных участков с предложением об их заключении; на заинтересованное лицо возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу земельных участков и направить последнему проекты договоров аренды с предложением об их заключении. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у территориального управления оснований для отказа в предоставлении обществу в аренду четырех земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и находящегося в аренде у общества. Разница между площадью предоставленного ранее в аренду обществу участка 23:38:0000000:0002 и суммой площадей четырех образованных из него участков в размере 239 673 кв. м не является препятствием для предоставления данных участков в аренду обществу. В части требования об обязании территориального управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки суд указал на ненадлежащий способ защиты права.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2013 решение от 04.02.2013 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все вновь образуемые земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Земельного кодекса). Территориальное управление за разделом земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 и регистрацией вновь образованных земельных участков не обращалось. Раздел земельного участка произведен неуполномоченным лицом. Образованные после раздела четыре земельных участка не могут являться предметом гражданско-правовых сделок, а также предметом договоров аренды. У территориального управления отсутствует возможность предоставления в аренду обществу испрашиваемых земельных участков, что является препятствием для оформления права аренды в отношении этих объектов.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Из жалобы следует, что раздел земельного участка 23:38:0000000:0002 произошел по причине уточнения его границ по поручению территориального управления. Площадь земельного участка 23:38:0000000:0002 являлась условной, отдельные участки различных землепользователей включены в границы этого земельного участка, поэтому в результате межевания, вывода из полосы отвода железной дороги участков других землепользователей произошло уменьшение площади участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002. Проект границ и площадь вновь образуемых земельных участков утвержден территориальным управлением, которое не возражало относительно раздела земельного участка. Вновь образованные участки поставлены на государственный кадастровый учет. На них расположены объекты железнодорожной инфраструктуры. Изменение существующих площадей и границ земельных участков и приведение их в состояние, существовавшее до проведения межевания, не представляется возможным, и затронет интересы муниципального образования город Армавир, а также иных землепользователей.
Представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить, подчеркнув, что все межевые работы проводились с согласия территориального управления. Представитель заинтересованного лица просит оставить в силе обжалуемое постановление, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от 02.07.2013 объявлялся перерыв до 05.07.2013, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения территориального управления от 24.07.2008 N 877-р "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "Российские железные дороги" в городе Армавире" (далее - распоряжение от 24.07.2008 N 877-р) общество и управление заключили договор аренды земельного участка земель промышленности, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, площадь 2 933 006 кв. м, кадастровый номер 23:38:0000000:0002, для обеспечения деятельности организаций, размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Срок аренды установлен до 24.06.2009 (11 месяцев).
В соответствии с кадастровым паспортом от 15.12.2003, участок земель промышленности представляет собой единое землепользование, разрешенное использование - для производственных нужд, правообладатель - Кавказское отделение Северо-Кавказской железной дороги, площадь ориентировочная, подлежит уточнению (т. 1, л.д. 9, 10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2003 серии 23-АБ N 143812 право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 22.08.2003 (т. 1, л.д. 11).
Поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 была ориентировочной и подлежала уточнению, заявитель осуществил работы по уточнению границ и размеров этого участка.
В результате межевания земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 разделен на четыре участка: площадью 2 197 468 кв. м с кадастровым номером 23:38:0000000:0250, площадью 367 333 кв. м с кадастровым номером 23:38:012001:0010, площадью 96 928 кв. м с кадастровым номером 23:38:012001:0011, площадью 31 604 кв. м с кадастровым номером 23:38:0120001:0013.
Постановка указанных земельных участков на кадастровый учет подтверждается кадастровыми планами от 02.03.2007 (т. 1, л.д. 12-19).
В целях заключения долгосрочных договоров аренды четырех земельных участков заявитель неоднократно обращался в территориальное управление с приложением соответствующих документов (заявления от 04.03.2010 N 330; от 20.04.2010 N 679, от 17.05.2011 N 603, от 24.07.2012 N 618).
Поскольку договоры аренды испрашиваемых участков не заключены, заявитель обратился в арбитражный суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями статей 11.2 - 11.3 Земельного кодекса. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса). Требования к содержанию решений об образовании земельных участков установлены в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 указанной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0000000:0250, 23:38:012001:0010, 23:38:012001:0011, 23:38:0120001:0013 образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса.
Отменяя судебный акт первой инстанции, апелляционный суд указал, что собственник земельного участка с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 решений о его разделе, образовании спорных земельных участков и регистрации - не принимал, территориальное управление за регистрацией вновь образованных земельных участков не обращалось, раздел земельного участка произведен неуполномоченным лицом.
В тоже время из представленных в дело документов следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:0002 предоставлен в аренду обществу сроком на 11 месяцев на основании распоряжения территориального управления от 24.07.2008 N 877-р. При производстве по делу в суде первой инстанции территориальное управление не возражало относительно отсутствия согласия на образование новых земельных участков. Соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции об осуществлении раздела земельного участка неуполномоченным лицом не подтвержден документально.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) наделено правом на распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Одним из полномочий Росимущества является принятие в установленном порядке решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.35 Положения).
В силу пункта 5.37.4 Положения Росимущество осуществляет полномочия по предоставлению в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Суды установили, что по вопросу заключения договоров аренды общество обратилось к территориальному органу Росимущества.
Довод территориального управления о том, что решение по спорному вопросу принимается Росимуществом, суд первой инстанции опроверг, сославшись на письмо Росимущества от 07.08.2012 N ПП-10/31272.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Росимущества от 15.02.2012 N ПП-10/4189 "О полномочиях территориальных управлений Росимущества", оценка которому судами не дана (т. 1, л.д. 108).
При наличии правовой неопределенности по вопросу о том, с Росимуществом либо с его территориальным управлением должны быть заключены упомянутые договоры, суду необходимо было привлечь Росимущество к участию в деле в качестве соответствующей стороны и по существу рассмотреть заявленные требования.
Аналогичный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса определяет, что суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы, изложенные в судебных актах, не основаны на содержании представленных в дело доказательств, решение и постановление надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего по существу рассмотреть заявленные требования с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А32-30998/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)