Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2013 N 18АП-3475/2013 ПО ДЕЛУ N А07-17503/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. N 18АП-3475/2013

Дело N А07-17503/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поленок А.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект-регион" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2013 по делу N А07-17503/2012 (судья Вальшина М.Х.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Аспект-регион" - Дусалеев Р.С. (доверенность от 16.07.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Аспект-регион" (далее - ООО "Аспект-регион", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления Администрации N 2280 от 06.06.2012 (с учетом уточнения требований, л.д. 64).
Решением суда от 19.02.2013 (резолютивная часть от 19.02.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 73-83).
В апелляционной жалобе ООО "Аспект-регион" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что обжалуемый ненормативный правовой акт был принят Администрацией без уведомления заявителя, без выяснения его позиции, чем нарушены его права как хозяйствующего субъекта, так как ранее земельный участок был предоставлен обществу в аренду. Таким образом, по мнению апеллянта, обжалуемым постановлением нарушены права общества как землепользователя.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В приобщении представленного Администрацией отзыва на апелляционную жалобу судом отказано ввиду несоблюдения стороной требований ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Администрации не явился.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Администрации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления ООО "Аспект-регион" от 27.04.2011, протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.10.2010 (л.д. 18), градостроительного заключения N ГЗ-2376/опо от 13.08.2010 (л.д. 13-17), Администрацией 16.01.2012 принято постановление N 28 о предоставлении ООО "Аспект-регион" в аренду на три года земельного участка с кадастровым номером 02:556010709:1023, площадью 655 кв. м, расположенного у пересечения улиц Генерала Горбатова и Менделеева, для размещения временного автомоечного комплекса (л.д. 12).
26.04.2012 прокуратурой г. Уфы вынесен протест N 30-д на постановление главы Администрации от 16.01.2012 N 28 (л.д. 59-61), согласно которому при проведении проверки законности постановлений главы Администрации о предоставлении земельного участка установлено, что Администрацией решение о предоставлении обществу вышеназванного земельного участка принято в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации без соблюдения принципа публичности, а именно без публикации информации о предстоящем предоставлении земельного участка (л.д. 60-61).
Постановлением Администрации от 05.06.2012 N 2280 на основании протеста прокурора г. Уфы (вх.N 01-02-16467/11 от 28.04.2012) постановление Администрации от 16.01.2012 N 28 о предоставлении ООО "Аспект-регион" земельного участка находящегося у пересечения улиц Генерала Горбатова и Менделеева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан отменено.
Ссылаясь на незаконность данного постановления, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый ненормативный правовой акт соответствует требованиям ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как земельный участок был предоставлен заявителю без предусмотренной нормой ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации публикации информации о предоставлении земельного участка, что свидетельствует о предоставлении земельного участка с нарушением установленного законом порядка.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем обжалуется принятое Администрацией постановление N 2280 от 06.06.2012 "Об отмене постановления Администрации от 16.01.2012 N 28 о предоставлении ООО "Аспект-регион" земельного участка находящегося у пересечения улиц Генерала Горбатова и Менделеева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 11).
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Как следует из отмененного оспариваемым постановлением администрации постановления Администрации от 16.01.2012 N 28, данным ненормативным актом обществу "Аспект-регион" в аренду на три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:556010709:1023, площадью 655 кв. м, расположенный у пересечения улиц Генерала Горбатова и Менделеева, для размещения временного автомоечного комплекса (л.д. 12).
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Из содержания ст. ст. 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Из обстоятельств настоящего дела усматривается, что земельный участок предоставлен обществу "Аспект-регион" для целей, не связанных с эксплуатацией объекта недвижимости (ст. 36 ЗК РФ), и не связанных со строительством (ст. 30 - 31 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется нормой ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Также в силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 утверждено Положение "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Согласно Положению предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Администрацией на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Установлено, что Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо специализированная организация, действующая на основании соответствующего соглашения) в пятидневный срок осуществляет публикацию информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Информация должна содержать сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади, виде разрешенного использования, сроке договора аренды.
В случае, если в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении конкретного земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявлений не поступило, комиссия по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков в пятидневный срок принимает решение об отсутствии дополнительных заявлений. Управление обеспечивает подготовку проекта постановления главы Администрации в двухнедельный срок после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка и заключение в недельный срок после принятия соответствующего постановления договора аренды земельного участка с единственным заявителем.
В случае, если в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, в Управление поступило одно и более заявлений о предоставлении данного земельного участка в Управление поступило одно и более заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (п. 2.6. Положения).
Указанный порядок соответствует действовавшей на момент обращения общества за предоставлением земельного участка норме ст. 34 ЗК РФ а также основанным принципам предоставления земельных участков, указанных в ст. 1 ЗК РФ, что позволяет суду отклонить доводы апеллянта о том, что обязанность органа местного самоуправления публиковать информацию о предоставлении земельного участка была установлена позднее обращения общества в уполномоченный орган.
Нормы ст. 34 ЗК РФ о заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1549-О-О).
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления ООО "Аспект-регион" о предоставлении ему земельного участка органом местного самоуправления требование о заблаговременной публикации информации о предоставлении земельных участков выполнено не было, и 16.01.2012 принято постановление Администрации N 28, которым обществу "Аспект-регион" земельный участок предоставлен в аренду на три года.
Таким образом, земельный участок был предоставлен заявителю с нарушением установленного законом порядка.
Довод апеллянта о том, что обжалуемый ненормативный правовой акт был принят Администрацией без уведомления общества, без выяснения его позиции, чем нарушены его права как хозяйствующего субъекта, не принимается судом в качестве основания для отмены решения суда, поскольку норма ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит указанного требования и единственным основанием для отмены незаконного правового акта органа местного самоуправления является его несоответствие закону.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Аспект-регион" была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб. по квитанции банка от 19.03.2013, которая в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2013 по делу N А07-17503/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект-регион" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аспект-регион" из федерального бюджета 1000 руб. - излишне уплаченную по квитанции банка от 19.03.2013 государственную пошлину по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)