Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Кашкаров С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Казакова Д.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Б.Д.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., Л.В., К.В., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, в котором просил суд признать недействительными межевые планы выполненные ответчиками ООО "Лэнд" и ООО "Глонасс", признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 23.09.2010 года <номер обезличен> о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровом номером <номер обезличен>, внесенные на основании заявления Л.О. и межевого плана от 13.09.2010 года, подготовленного ООО "Глонасс", а также снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> и земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках. Просил суд установить факт нахождения в районе <адрес обезличен> местонахождение земельного участка площадью 40000 кв. м с кадастровым номером <номер обезличен>.
Л.О. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, В., управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, в котором просил признать недействительным межевой план земельного участка общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Признать недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета указанный земельный участок. Признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства. Признать недействительной схему расположения спорного земельного участка. Также просил суд признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка в <адрес обезличен>". Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа". Признать недействительной в ЕГРП государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края на земельный участок общей площадью 110000 кв. м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>". Признать недействительным, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края и В., договор аренды земельного участка <номер обезличен> от 26.01.2012 года общей площадью 110000 кв. м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
В судебном заседании представитель В. по доверенности Л.М. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Б.Е. поддержала исковые требования В., просила суд их удовлетворить.
Представитель Л.О., Л.В., К.В. по доверенностям А. не признал заявленные В. исковые требования, просил суд отказать в их удовлетворении. Встречные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ООО"Лэнд" по доверенности К.Д. в судебном заседании поддержал требования о признании недействительным межевого плана от 25.10.2010 года. В отношении остальных требований полагался на усмотрение суда.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 22 января 2013 года исковые требования В. к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю удовлетворены.
Дополнительным решением Анапского городского суда от 16 мая 2013 года Л.О. в удовлетворении встречных исковых требований к В., администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, отказано.
В апелляционной жалобе К.В. просит решение Анапского городского суда от 22 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных В. исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные В. исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Л.О., суд первой инстанции указал, что земельный участок площадью 4 га. изначально предоставлялся Л.О. для крестьянского (фермерского) хозяйства в районе <адрес обезличен> из земель сельскохозяйственного назначения, кроме того, неоднократное изменение местоположения земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, подлежало согласованию с собственниками смежных земельных участков, в том числе с администрацией муниципального образования город-курорт Анапа.
С указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Анапского районного совета народных депутатов от 02.12.1991 года N 376/3 "Об образовании и регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" Л.О. разрешено образовать и зарегистрировать крестьянское хозяйство с предоставлением ему земли в бесплатную собственность площадью 4,0 га (пашня).
На основании указанного решения Исполнительного комитета Л.О. было выдано свидетельство на право собственности на землю без номера и даты на земельный участок 4 га пашни для ведения крестьянского хозяйства.
Согласно материалам, представленным суду ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> был образован в результате переноса земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> в другой квартал. 25.10.2010 года ООО "Лэнд" подготовлен межевой план земельного участка в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади многоконтурного земельного участка (количество контуров - 2) с кадастровым номером <номер обезличен> (<номер обезличен>). Заказчиком работ указан Л.О. 29.10.2010 года межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета.
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 03.11.2010 года <номер обезличен> учтены изменения в государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый номер земельного участка изменился на номер <номер обезличен>.
13.09.2010 года ООО "Глонасс" подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета (вх.<номер обезличен> от 15.09.2010 г.).
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 23.09.2010 года <номер обезличен> осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
14.09.2010 года ООО "Глонасс" подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета.
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 03.12.2010 года <номер обезличен> осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что указанные межевые планы подготовлены на основании заявлений Л.О. или его представителей. В качестве правоустанавливающих документов представлены решение Исполнительного комитета Анапского районного совета народных депутатов от 02.12.1991 года N 376/3 "Об образовании и регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" и свидетельство о праве собственности на землю, выданное Л.О.
20.12.2010 года между Л.О. и Л.В., К.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 40000 кв. м, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: крестьянское фермерское хозяйство, кадастровый номер <номер обезличен>, находящегося по адресу: <номер обезличен>. На момент заключения договора купли-продажи земельный участок имел границы, установленные межевым планом от 14.09.2010 года, выполненным ООО "Глонасс".
На основании заключенного с Л.О. договора купли-продажи недвижимости от 20.12.2010 года К.В. и Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доле в земельном участке общей площадью 40 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - крестьянское фермерское хозяйство с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Вступившим 11.10.2011 года в законную силу решением Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен> аннулированы в ГКН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, внесенные на основании межевого плана от 14.09.2010 года, подготовленного ООО "Глонасс" по заказу Л.О., в результате уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и представленному в орган кадастрового учета с заявлением Л.О. от 30.11.2010 года <номер обезличен>.
Восстановлены в ГКН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно первоначальному межевому плану от 13.09.2010 года, подготовленному ООО "Глонасс" по заказу Л.О. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и представленному в орган кадастрового учета с заявлением от 15.09.2010 года <номер обезличен>.
Из сообщении ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 09.02.2012 года <номер обезличен> следует о невозможности восстановления сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, поскольку при нанесении их на актуальную кадастровую карту они пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> (полностью накладываются на его часть), поставленного на государственный кадастровый учет 19.10.2011 года на основании заявления представителя управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края <номер обезличен> и межевого плана и что по сведениям, поступившим в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия из управления Росреестра по КК по XML файлу за муниципальным образованием город-курорт Анапа зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам, в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные, участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного, лесного, водного, градостроительного и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен>, было установлено, что государственный кадастровый учет изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно первоначального межевого плана от 13.09.2010 года и заявления Л.О. от 15.09.2010 года <номер обезличен> органом кадастрового учета произведен в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Кроме того, решением Анапского районного суда Краснодарского края от 26.09.2011 года по делу <номер обезличен> было отказано в иске администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края к Л.О., Л.В. и К.В. о признании недействительными межевых планов, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>.
Вместе с тем, правоотношения, связанные с выбором земельных участков для строительства регулируются ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. ч. 2, 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>" утверждены материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 110000 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала <номер обезличен> <адрес обезличен>, для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Из правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> следует, что указанный земельный участок принадлежит В. на основании заключенного с управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года был заключен на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>".
Из постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>" следует, что указанный акт органа местного самоуправления был принят на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>", кадастрового паспорта земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен>.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из сообщения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 09.02.2012 года <номер обезличен> о невозможности восстановления сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, имеющего категорию: земли сельскохозяйственного назначения - крестьянское фермерское хозяйство, поскольку при нанесении их на актуальную кадастровую карту они пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> (полностью накладываются на его часть) следует, что данный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено, что перевод земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> из категории: земли сельскохозяйственного назначения в категорию: земли населенных пунктов в порядке, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не производился.
Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> В. предоставлен для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
В ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действующей на момент предоставления В. в аренду земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Кроме того, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно сообщения ИФНС России по городу-курорту Анапа от 14.01.2013 года <номер обезличен> следует, что база данных ЕГРН и территориальный раздел ЕГРИП не содержат сведения о В.
Таким образом, поскольку в нарушение ч. ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> со смежными землепользователями не согласовывалось, при его постановке 19.10.2011 году на государственный кадастровый учет, имелось вступившее в законную силу решение Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен>, перевод земельного участка из категории: земли сельскохозяйственного назначения в категорию: земли населенных пунктов в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не производился, В. главой КФХ либо его членом не является, судебная коллегия приходит к выводу о том, что межевой план указанного земельного участка, границы которого расположены на месте подлежащих восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, является недействительным.
Поскольку межевой план земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> является недействительным подлежит признанию недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен>, подлежат аннулированию в ГКН сведения об указанном земельном участке и соответственно признаны недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, акт выбора земельного участка, подлежит признанию недействительной схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа и признано недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка в <адрес обезличен>".
В связи с недействительностью постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>" и недействительностью кадастрового паспорта земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> не может быть признано действительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>", в связи с чем и недействителен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года.
При таких обстоятельствах, является недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа".
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи недействительностью постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа" является недействительной в ЕГРП государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных В. исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Л.О. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных В. исковых требований, и об удовлетворении встречных исковых требований Л.О.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу К.В. удовлетворить.
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 января 2013 года, дополнительное решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении искового заявления В. к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., Л.В., К.В., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании недействительными межевых планов, установлении местонахождения земельного участка отказать.
Встречные исковые требования Л.О. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, В., управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа удовлетворить.
Признать недействительным межевой план земельного участка общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 110000 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала <номер обезличен> в <адрес обезличен>, для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>".
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Признать недействительной в ЕГРП государственную регистрацию права собственности муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края на земельный участок общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>.
Признать недействительным, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края и В., договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12104/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-12104/2013
Судья - Кашкаров С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Казакова Д.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Б.Д.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
В. обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., Л.В., К.В., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, в котором просил суд признать недействительными межевые планы выполненные ответчиками ООО "Лэнд" и ООО "Глонасс", признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 23.09.2010 года <номер обезличен> о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровом номером <номер обезличен>, внесенные на основании заявления Л.О. и межевого плана от 13.09.2010 года, подготовленного ООО "Глонасс", а также снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> и земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках. Просил суд установить факт нахождения в районе <адрес обезличен> местонахождение земельного участка площадью 40000 кв. м с кадастровым номером <номер обезличен>.
Л.О. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, В., управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, в котором просил признать недействительным межевой план земельного участка общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Признать недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета указанный земельный участок. Признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства. Признать недействительной схему расположения спорного земельного участка. Также просил суд признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка в <адрес обезличен>". Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа". Признать недействительной в ЕГРП государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края на земельный участок общей площадью 110000 кв. м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>". Признать недействительным, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края и В., договор аренды земельного участка <номер обезличен> от 26.01.2012 года общей площадью 110000 кв. м, с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
В судебном заседании представитель В. по доверенности Л.М. поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Б.Е. поддержала исковые требования В., просила суд их удовлетворить.
Представитель Л.О., Л.В., К.В. по доверенностям А. не признал заявленные В. исковые требования, просил суд отказать в их удовлетворении. Встречные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ООО"Лэнд" по доверенности К.Д. в судебном заседании поддержал требования о признании недействительным межевого плана от 25.10.2010 года. В отношении остальных требований полагался на усмотрение суда.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 22 января 2013 года исковые требования В. к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю удовлетворены.
Дополнительным решением Анапского городского суда от 16 мая 2013 года Л.О. в удовлетворении встречных исковых требований к В., администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, отказано.
В апелляционной жалобе К.В. просит решение Анапского городского суда от 22 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных В. исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные В. исковые требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Л.О., суд первой инстанции указал, что земельный участок площадью 4 га. изначально предоставлялся Л.О. для крестьянского (фермерского) хозяйства в районе <адрес обезличен> из земель сельскохозяйственного назначения, кроме того, неоднократное изменение местоположения земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, подлежало согласованию с собственниками смежных земельных участков, в том числе с администрацией муниципального образования город-курорт Анапа.
С указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Анапского районного совета народных депутатов от 02.12.1991 года N 376/3 "Об образовании и регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" Л.О. разрешено образовать и зарегистрировать крестьянское хозяйство с предоставлением ему земли в бесплатную собственность площадью 4,0 га (пашня).
На основании указанного решения Исполнительного комитета Л.О. было выдано свидетельство на право собственности на землю без номера и даты на земельный участок 4 га пашни для ведения крестьянского хозяйства.
Согласно материалам, представленным суду ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> был образован в результате переноса земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> в другой квартал. 25.10.2010 года ООО "Лэнд" подготовлен межевой план земельного участка в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади многоконтурного земельного участка (количество контуров - 2) с кадастровым номером <номер обезличен> (<номер обезличен>). Заказчиком работ указан Л.О. 29.10.2010 года межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета.
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 03.11.2010 года <номер обезличен> учтены изменения в государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый номер земельного участка изменился на номер <номер обезличен>.
13.09.2010 года ООО "Глонасс" подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета (вх.<номер обезличен> от 15.09.2010 г.).
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 23.09.2010 года <номер обезличен> осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
14.09.2010 года ООО "Глонасс" подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанный межевой план вместе с заявлением Л.О. о государственном учете изменений объекта недвижимости поступили в орган кадастрового учета.
Решением ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 03.12.2010 года <номер обезличен> осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что указанные межевые планы подготовлены на основании заявлений Л.О. или его представителей. В качестве правоустанавливающих документов представлены решение Исполнительного комитета Анапского районного совета народных депутатов от 02.12.1991 года N 376/3 "Об образовании и регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" и свидетельство о праве собственности на землю, выданное Л.О.
20.12.2010 года между Л.О. и Л.В., К.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 40000 кв. м, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: крестьянское фермерское хозяйство, кадастровый номер <номер обезличен>, находящегося по адресу: <номер обезличен>. На момент заключения договора купли-продажи земельный участок имел границы, установленные межевым планом от 14.09.2010 года, выполненным ООО "Глонасс".
На основании заключенного с Л.О. договора купли-продажи недвижимости от 20.12.2010 года К.В. и Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доле в земельном участке общей площадью 40 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - крестьянское фермерское хозяйство с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Вступившим 11.10.2011 года в законную силу решением Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен> аннулированы в ГКН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, внесенные на основании межевого плана от 14.09.2010 года, подготовленного ООО "Глонасс" по заказу Л.О., в результате уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и представленному в орган кадастрового учета с заявлением Л.О. от 30.11.2010 года <номер обезличен>.
Восстановлены в ГКН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно первоначальному межевому плану от 13.09.2010 года, подготовленному ООО "Глонасс" по заказу Л.О. в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и представленному в орган кадастрового учета с заявлением от 15.09.2010 года <номер обезличен>.
Из сообщении ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 09.02.2012 года <номер обезличен> следует о невозможности восстановления сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, поскольку при нанесении их на актуальную кадастровую карту они пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> (полностью накладываются на его часть), поставленного на государственный кадастровый учет 19.10.2011 года на основании заявления представителя управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края <номер обезличен> и межевого плана и что по сведениям, поступившим в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия из управления Росреестра по КК по XML файлу за муниципальным образованием город-курорт Анапа зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам, в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные, участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного, лесного, водного, градостроительного и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен>, было установлено, что государственный кадастровый учет изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> согласно первоначального межевого плана от 13.09.2010 года и заявления Л.О. от 15.09.2010 года <номер обезличен> органом кадастрового учета произведен в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Кроме того, решением Анапского районного суда Краснодарского края от 26.09.2011 года по делу <номер обезличен> было отказано в иске администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края к Л.О., Л.В. и К.В. о признании недействительными межевых планов, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>.
Вместе с тем, правоотношения, связанные с выбором земельных участков для строительства регулируются ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. ч. 2, 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>" утверждены материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 110000 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала <номер обезличен> <адрес обезличен>, для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Из правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> следует, что указанный земельный участок принадлежит В. на основании заключенного с управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года был заключен на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>".
Из постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>" следует, что указанный акт органа местного самоуправления был принят на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>", кадастрового паспорта земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен>.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из сообщения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 09.02.2012 года <номер обезличен> о невозможности восстановления сведений о границах земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, имеющего категорию: земли сельскохозяйственного назначения - крестьянское фермерское хозяйство, поскольку при нанесении их на актуальную кадастровую карту они пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> (полностью накладываются на его часть) следует, что данный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено, что перевод земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> из категории: земли сельскохозяйственного назначения в категорию: земли населенных пунктов в порядке, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не производился.
Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> В. предоставлен для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
В ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действующей на момент предоставления В. в аренду земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Кроме того, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно сообщения ИФНС России по городу-курорту Анапа от 14.01.2013 года <номер обезличен> следует, что база данных ЕГРН и территориальный раздел ЕГРИП не содержат сведения о В.
Таким образом, поскольку в нарушение ч. ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> со смежными землепользователями не согласовывалось, при его постановке 19.10.2011 году на государственный кадастровый учет, имелось вступившее в законную силу решение Анапского районного суда Краснодарского края от 29.09.2011 года по делу <номер обезличен>, перевод земельного участка из категории: земли сельскохозяйственного назначения в категорию: земли населенных пунктов в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не производился, В. главой КФХ либо его членом не является, судебная коллегия приходит к выводу о том, что межевой план указанного земельного участка, границы которого расположены на месте подлежащих восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, является недействительным.
Поскольку межевой план земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> является недействительным подлежит признанию недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен>, подлежат аннулированию в ГКН сведения об указанном земельном участке и соответственно признаны недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, акт выбора земельного участка, подлежит признанию недействительной схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа и признано недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка в <адрес обезличен>".
В связи с недействительностью постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>" и недействительностью кадастрового паспорта земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> не может быть признано действительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>", в связи с чем и недействителен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года.
При таких обстоятельствах, является недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа".
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи недействительностью постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа" является недействительной в ЕГРП государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных В. исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Л.О. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных В. исковых требований, и об удовлетворении встречных исковых требований Л.О.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу К.В. удовлетворить.
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 января 2013 года, дополнительное решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении искового заявления В. к ООО "Лэнд", ООО "Глонасс", Л.О., Л.В., К.В., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании недействительными межевых планов, установлении местонахождения земельного участка отказать.
Встречные исковые требования Л.О. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, В., управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа удовлетворить.
Признать недействительным межевой план земельного участка общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительным кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 года <номер обезличен> общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительными материалы предварительного согласования места размещения на землях населенных пунктов зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства и акт выбора земельного участка площадью 110000 кв. м <адрес обезличен> для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования город-курорт Анапа площадью 110000 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала <номер обезличен> в <адрес обезличен>, для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства.
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 12.12.2011 года N 3570 "Об утверждении В. материалов предварительного согласования места размещения зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, и акта выбора земельного участка <адрес обезличен>".
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года N 3770 "О принятии земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа и включении его в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Признать недействительной в ЕГРП государственную регистрацию права собственности муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края на земельный участок общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.01.2012 года N 02 "О предоставлении В. в аренду земельного участка, расположенного относительно ориентира <адрес обезличен>.
Признать недействительным, заключенный между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа Краснодарского края и В., договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <номер обезличен> от 26.01.2012 года общей площадью 110000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства зданий, необходимых для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)