Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ",
апелляционное производство N 05АП-3271/2013, 05АП-3469/2013,
на решение от 06.02.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-26520/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачное некоммерческое товарищество "Хребет Береговой" (ИНН 2543008599, ОГРН 1122543009643, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: дачное некоммерческое товарищество "СНЕГИРИ", (ИНН 2543014264, ОГРН 1122543017376), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210), Управление лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (ИНН 2539081525, ОГРН 1072539002360)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от дачного некоммерческого товарищества "Хребет Береговой" - Личман Е.В., доверенность от 08.10.2012, сроком на один год;
- от дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ" - адвокат Трухан Т.О., доверенность от 12.11.2012, сроком на три года;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления лесным хозяйством Приморского края, краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - не явились, извещены;
Дачное некоммерческое товарищество "Хребет Береговой" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Хребет Береговой") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 24.08.2012 N 29/06/02-14/18337, обязании в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Определениями суда от 06.11.2012 и от 28.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены управление лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - третье лицо, управление), краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее по тексту - третье лицо, лесничество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - третье лицо, Росимущество).
Определением суда от 15.01.2013 в связи с проведенной реорганизацией произведена процессуальная замена Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных отношений и имущественных отношений (далее по тексту - департамент).
Этим же судебным актом удовлетворено ходатайство дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ" о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований (далее по тексту - третье лицо, ДНТ "СНЕГИРИ").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2013 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает, что судом не дана оценка его доводам о том, что заявителем не соблюден порядок обращения и рассмотрения заявлений в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), так как утверждение схемы расположения земельных участков органом местного самоуправления без обращения уполномоченного органа государственной власти влечет нарушение очередности рассмотрения заявок, поданных в установленном порядке в департамент, тем самым, нарушается принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также принцип справедливости. Также департамент указал, что не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, поскольку участок расположен на территории лесного фонда и находится в федеральной собственности. На основании изложенных доводов департамент просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
ДНТ "Снегири", также считая решение суда от 06.02.2013 незаконным, подало в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу. Полагает, что заявителем не соблюден установленный порядок обращения и рассмотрения заявок, а в обжалуемом акте суд не указал критерии, по которым заявка ДНТ "Хребет Береговой" имеет приоритеты перед аналогичной заявкой ДНТ "СНЕГИРИ".
По мнению третьего лица, при вынесении обжалуемого решения судом не исследовался вопрос, в каком порядке предоставляются сформированные земельные участки на территории г. Владивостока при наличии заинтересованности в их получении нескольких лиц, и необходимо ли в данном случае проведение торгов исходя из общих принципов распоряжения земельными участками, закрепленных нормами земельного законодательства.
ДНТ "Хребет Береговой" по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против удовлетворения апелляционных жалоб. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства департамент, управление, лесничество и Росимущество явку представителей в суд не обеспечили, в связи с чем апелляционные жалобы на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрены судебной коллегией без их участия.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.06.2011 N 1485, 1487, 1449, 1486, 1446, 1452, 1488, 1450 (с учетом внесенных позднее изменений от 01.08.2011) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 7, площадью 2500 кв. м для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) следующим гражданам: Аксеныч Марине Дмитриевне; Летунову Денису Евгеньевичу; Васильеву Алексею Юрьевичу; Харченко Валерии Валерьевне; Кузнецовой Елене Евгеньевне; Сигидиной Татьяне Алексеевне; Харченко Андрею Николаевичу; Трофимовой Александре Алексеевне.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением следующих кадастровых номеров: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.
21.06.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица ДНТ "Хребет Береговой", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1122543009643, выдано свидетельство серии 25 N 003566560.
Согласно списку членов указанные граждане вошли в состав ДНТ "Хребет Береговой".
15.08.2012 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков общей площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 7, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Исходя из заявления товарищества, в испрашиваемый земельный участок вошли земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.
К данному заявлению товарищество приложило кадастровые паспорта на каждый из сформированных земельных участков, а также учредительные документы товарищества.
По результатам рассмотрения заявления ДНТ "Хребет Береговой" департамент 24.08.2012 принял решение N 29/06/02-14/18337 об отказе в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав его тем, что спорные земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 22 части выделов 1, 4 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защищенности - лесопарковая зона). Также департаментом указано на несоблюдение процедуры обращения за предоставлением земельных участков в порядке Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Не согласившись с полученным отказом, посчитав его нарушающим свои права и интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В свою очередь, ДНТ "СНЕГИРИ" 17.10.2012 также обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков общей площадью 20000 кв. м с кадастровыми номерами 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 в районе ул. Артековская, 7 в г. Владивостоке для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 26.10.2012 N 29/06/02-14/23144 департамент отказал ДНТ "СНЕГИРИ" в предоставлении земельных участков со ссылкой на нарушение процедуры оформления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ДНТ "СНЕГИРИ" в суд с заявлением об оспаривании отказа департамента, на основании которого было возбуждено дело N А51-28970/2012, производство по которому определением суда от 04.03.2013 было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А51-26520/2012.
В настоящее дело ДНТ "СНЕГИРИ" вступило в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащие удовлетворению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 7, площадью 20000 кв. м для ведения дачного хозяйства.
Рассмотрев указанное обращение, департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду по причине отсутствия у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесных участков, и ввиду нарушения процедуры обращения, предусмотренной Законом N 66-ФЗ.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Из части 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Судом апелляционной инстанции установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008, согласно которому в состав Владивостокского городского округа вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, на территории населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).
Из имеющейся в материалах дела карты градостроительного зонирования территории в районе ул. Артековская (л.д. 89) видно, что территория в указанном районе находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Представленные департаментом в материалы дела письмо Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" от 18.10.2012 N 1595 и выкопировка из планшета Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества (квартал 22, выделы 1, 4) достоверно и достаточно свидетельствуют лишь о том, что в границы Лазурного участкового лесничества входит территория в квартале 22 выделов 1, 4. Однако, каким образом данная территория соотносится с местоположением испрашиваемого ДНТ "Хребет Береговой" земельного участка, департамент соответствующими доказательствами не подтвердил.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем, на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" испрашиваемый земельный участок не поставлен; право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано; соответствующих доказательств департаментом не представлено, в связи с чем не представляется возможным установить наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества.
Соответственно, департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Как следует из материалов дела, все спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 20.07.2011, 21.07.2011, 02.08.2011, 03.08.2011 на основании утвержденных схем расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Следовательно, материалами дела опровергается довод департамента о вхождении испрашиваемых товариществом земельных участков в состав земель лесного фонда.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок, испрашиваемый ДНТ "Хребет Береговой", входит в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4).
Согласно статье 25.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для этой зоны.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка как в уполномоченный орган, в связи с чем департаменту следовало принять соответствующее решение по обращению ДНТ "Хребет Береговой".
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Одновременно коллегия отмечает, что ДНТ "Хребет Береговой" обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица и к своему заявлению приложило список членов товарищества, учредительные документы товарищества, распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков и иные документы, что свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Довод департамента о том, что кадастровые работы и постановка на кадастровый учет были проведены в отношении отдельных граждан, а не товарищества, поскольку ДНТ "Хребет Береговой" не обращалось в уполномоченный орган за утверждением схемы расположения земельного участка, не свидетельствует о нарушении порядка предусмотренного Законом N 66-ФЗ.
Действительно, фактически заявитель обратился в департамент заявлением о предоставлении земельных участков, которые являются сформированными и поставленными на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, рассмотрение заявления товарищества и принятие по нему положительного решения не повлечет нарушение принципа справедливости предоставления земельных участков, поскольку указанные земельные участки были сформированы гражданами, впоследствии объединившимися в ДНТ "Хребет Береговой" для целей ведения совместного дачного хозяйства на указанных земельных участках. В этой связи коллегия не усматривает нарушения очередности рассмотрения заявок, а также принципа сочетания интересов общества и граждан.
Довод ДНТ "СНЕГИРИ" о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, в каком порядке предоставляются сформированные земельные участки на территории г. Владивостока при наличии в их заинтересованности нескольких лиц, и необходимо ли в данном случае проведение торгов, коллегия отклонят, поскольку указанные вопросы не входят в предмет исследования по настоящему в делу, в рамках которого оспаривается отказ департамента в предоставлении ДНТ "Хребет Береговой" земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что пункт 2 статьи 81 ЗК РФ исключает возможность применения статьи 34 ЗК РФ к сложившимся правоотношениям, поскольку в данном случае применению подлежат нормы Закона N 66-ФЗ, которым возможность проведения торгов в отношении земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства, не предусмотрена.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает особый порядок формирования земельного участка для ведения дачного хозяйства, предусмотренный статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ, согласно которым земельный участок для ведения дачного хозяйства персонифицирован и может быть предоставлен только конкретному дачному некоммерческому объединению, поскольку вариант размещения земельного участка и его размеры определяются с учетом пожеланий и потребностей граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Кроме того, необходимым условием проведения торгов является начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, в то время как согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно. То есть предмет торгов в случае предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства отсутствует.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа в предоставлении ДНТ "Хребет Береговой" земельного участка, сформированного по заявлению граждан, являющихся членами данного товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент принять распоряжение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы ДНТ "СНЕГИРИ" в сумме 1000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", относятся судом на указанное лицо.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату председателю правления ДНТ "СНЕГИРИ" из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2013 по делу N А51-26520/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Зубко Андрею Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы ДНТ "СНЕГИРИ" по квитанции Сбербанка России от 05.03.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 N 05АП-3271/2013, 05АП-3469/2013 ПО ДЕЛУ N А51-26520/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 05АП-3271/2013, 05АП-3469/2013
Дело N А51-26520/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 18 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ",
апелляционное производство N 05АП-3271/2013, 05АП-3469/2013,
на решение от 06.02.2013
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-26520/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачное некоммерческое товарищество "Хребет Береговой" (ИНН 2543008599, ОГРН 1122543009643, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: дачное некоммерческое товарищество "СНЕГИРИ", (ИНН 2543014264, ОГРН 1122543017376), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210), Управление лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (ИНН 2539081525, ОГРН 1072539002360)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от дачного некоммерческого товарищества "Хребет Береговой" - Личман Е.В., доверенность от 08.10.2012, сроком на один год;
- от дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ" - адвокат Трухан Т.О., доверенность от 12.11.2012, сроком на три года;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления лесным хозяйством Приморского края, краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - не явились, извещены;
-
установил:
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Хребет Береговой" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ "Хребет Береговой") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 24.08.2012 N 29/06/02-14/18337, обязании в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Определениями суда от 06.11.2012 и от 28.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены управление лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - третье лицо, управление), краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее по тексту - третье лицо, лесничество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - третье лицо, Росимущество).
Определением суда от 15.01.2013 в связи с проведенной реорганизацией произведена процессуальная замена Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных отношений и имущественных отношений (далее по тексту - департамент).
Этим же судебным актом удовлетворено ходатайство дачного некоммерческого товарищества "СНЕГИРИ" о вступлении в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований (далее по тексту - третье лицо, ДНТ "СНЕГИРИ").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2013 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов указывает, что судом не дана оценка его доводам о том, что заявителем не соблюден порядок обращения и рассмотрения заявлений в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), так как утверждение схемы расположения земельных участков органом местного самоуправления без обращения уполномоченного органа государственной власти влечет нарушение очередности рассмотрения заявок, поданных в установленном порядке в департамент, тем самым, нарушается принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также принцип справедливости. Также департамент указал, что не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, поскольку участок расположен на территории лесного фонда и находится в федеральной собственности. На основании изложенных доводов департамент просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
ДНТ "Снегири", также считая решение суда от 06.02.2013 незаконным, подало в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу. Полагает, что заявителем не соблюден установленный порядок обращения и рассмотрения заявок, а в обжалуемом акте суд не указал критерии, по которым заявка ДНТ "Хребет Береговой" имеет приоритеты перед аналогичной заявкой ДНТ "СНЕГИРИ".
По мнению третьего лица, при вынесении обжалуемого решения судом не исследовался вопрос, в каком порядке предоставляются сформированные земельные участки на территории г. Владивостока при наличии заинтересованности в их получении нескольких лиц, и необходимо ли в данном случае проведение торгов исходя из общих принципов распоряжения земельными участками, закрепленных нормами земельного законодательства.
ДНТ "Хребет Береговой" по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражало против удовлетворения апелляционных жалоб. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства департамент, управление, лесничество и Росимущество явку представителей в суд не обеспечили, в связи с чем апелляционные жалобы на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрены судебной коллегией без их участия.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжениями Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.06.2011 N 1485, 1487, 1449, 1486, 1446, 1452, 1488, 1450 (с учетом внесенных позднее изменений от 01.08.2011) утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 7, площадью 2500 кв. м для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) следующим гражданам: Аксеныч Марине Дмитриевне; Летунову Денису Евгеньевичу; Васильеву Алексею Юрьевичу; Харченко Валерии Валерьевне; Кузнецовой Елене Евгеньевне; Сигидиной Татьяне Алексеевне; Харченко Андрею Николаевичу; Трофимовой Александре Алексеевне.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением следующих кадастровых номеров: 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.
21.06.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица ДНТ "Хребет Береговой", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1122543009643, выдано свидетельство серии 25 N 003566560.
Согласно списку членов указанные граждане вошли в состав ДНТ "Хребет Береговой".
15.08.2012 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков общей площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 7, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Исходя из заявления товарищества, в испрашиваемый земельный участок вошли земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140.
К данному заявлению товарищество приложило кадастровые паспорта на каждый из сформированных земельных участков, а также учредительные документы товарищества.
По результатам рассмотрения заявления ДНТ "Хребет Береговой" департамент 24.08.2012 принял решение N 29/06/02-14/18337 об отказе в предоставлении спорных земельных участков, мотивировав его тем, что спорные земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 22 части выделов 1, 4 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защищенности - лесопарковая зона). Также департаментом указано на несоблюдение процедуры обращения за предоставлением земельных участков в порядке Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).
Не согласившись с полученным отказом, посчитав его нарушающим свои права и интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В свою очередь, ДНТ "СНЕГИРИ" 17.10.2012 также обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков общей площадью 20000 кв. м с кадастровыми номерами 25:28:050086:133, 25:28:050086:134, 25:28:050086:135, 25:28:050086:136, 25:28:050086:137, 25:28:050086:138, 25:28:050086:139, 25:28:050086:140 в районе ул. Артековская, 7 в г. Владивостоке для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 26.10.2012 N 29/06/02-14/23144 департамент отказал ДНТ "СНЕГИРИ" в предоставлении земельных участков со ссылкой на нарушение процедуры оформления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ДНТ "СНЕГИРИ" в суд с заявлением об оспаривании отказа департамента, на основании которого было возбуждено дело N А51-28970/2012, производство по которому определением суда от 04.03.2013 было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А51-26520/2012.
В настоящее дело ДНТ "СНЕГИРИ" вступило в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащие удовлетворению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 7, площадью 20000 кв. м для ведения дачного хозяйства.
Рассмотрев указанное обращение, департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду по причине отсутствия у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесных участков, и ввиду нарушения процедуры обращения, предусмотренной Законом N 66-ФЗ.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Из части 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Судом апелляционной инстанции установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008, согласно которому в состав Владивостокского городского округа вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, на территории населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).
Из имеющейся в материалах дела карты градостроительного зонирования территории в районе ул. Артековская (л.д. 89) видно, что территория в указанном районе находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Представленные департаментом в материалы дела письмо Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" от 18.10.2012 N 1595 и выкопировка из планшета Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества (квартал 22, выделы 1, 4) достоверно и достаточно свидетельствуют лишь о том, что в границы Лазурного участкового лесничества входит территория в квартале 22 выделов 1, 4. Однако, каким образом данная территория соотносится с местоположением испрашиваемого ДНТ "Хребет Береговой" земельного участка, департамент соответствующими доказательствами не подтвердил.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем, на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" испрашиваемый земельный участок не поставлен; право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано; соответствующих доказательств департаментом не представлено, в связи с чем не представляется возможным установить наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества.
Соответственно, департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Как следует из материалов дела, все спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 20.07.2011, 21.07.2011, 02.08.2011, 03.08.2011 на основании утвержденных схем расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Следовательно, материалами дела опровергается довод департамента о вхождении испрашиваемых товариществом земельных участков в состав земель лесного фонда.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок, испрашиваемый ДНТ "Хребет Береговой", входит в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4).
Согласно статье 25.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, ведение дачного хозяйства относится к основному виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для этой зоны.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка как в уполномоченный орган, в связи с чем департаменту следовало принять соответствующее решение по обращению ДНТ "Хребет Береговой".
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждению его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Одновременно коллегия отмечает, что ДНТ "Хребет Береговой" обратилось в департамент с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица и к своему заявлению приложило список членов товарищества, учредительные документы товарищества, распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков и иные документы, что свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Довод департамента о том, что кадастровые работы и постановка на кадастровый учет были проведены в отношении отдельных граждан, а не товарищества, поскольку ДНТ "Хребет Береговой" не обращалось в уполномоченный орган за утверждением схемы расположения земельного участка, не свидетельствует о нарушении порядка предусмотренного Законом N 66-ФЗ.
Действительно, фактически заявитель обратился в департамент заявлением о предоставлении земельных участков, которые являются сформированными и поставленными на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, рассмотрение заявления товарищества и принятие по нему положительного решения не повлечет нарушение принципа справедливости предоставления земельных участков, поскольку указанные земельные участки были сформированы гражданами, впоследствии объединившимися в ДНТ "Хребет Береговой" для целей ведения совместного дачного хозяйства на указанных земельных участках. В этой связи коллегия не усматривает нарушения очередности рассмотрения заявок, а также принципа сочетания интересов общества и граждан.
Довод ДНТ "СНЕГИРИ" о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, в каком порядке предоставляются сформированные земельные участки на территории г. Владивостока при наличии в их заинтересованности нескольких лиц, и необходимо ли в данном случае проведение торгов, коллегия отклонят, поскольку указанные вопросы не входят в предмет исследования по настоящему в делу, в рамках которого оспаривается отказ департамента в предоставлении ДНТ "Хребет Береговой" земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что пункт 2 статьи 81 ЗК РФ исключает возможность применения статьи 34 ЗК РФ к сложившимся правоотношениям, поскольку в данном случае применению подлежат нормы Закона N 66-ФЗ, которым возможность проведения торгов в отношении земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства, не предусмотрена.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает особый порядок формирования земельного участка для ведения дачного хозяйства, предусмотренный статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ, согласно которым земельный участок для ведения дачного хозяйства персонифицирован и может быть предоставлен только конкретному дачному некоммерческому объединению, поскольку вариант размещения земельного участка и его размеры определяются с учетом пожеланий и потребностей граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Кроме того, необходимым условием проведения торгов является начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, в то время как согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно. То есть предмет торгов в случае предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства отсутствует.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа в предоставлении ДНТ "Хребет Береговой" земельного участка, сформированного по заявлению граждан, являющихся членами данного товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент принять распоряжение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы ДНТ "СНЕГИРИ" в сумме 1000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", относятся судом на указанное лицо.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату председателю правления ДНТ "СНЕГИРИ" из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.02.2013 по делу N А51-26520/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Зубко Андрею Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы ДНТ "СНЕГИРИ" по квитанции Сбербанка России от 05.03.2013. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)