Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3208/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-3208/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда Степина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Х.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степина А.Б. дело по апелляционной жалобе представителя В.С. по доверенности В.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 14 августа 2013 года по заявлению В.С. о признании бездействия Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения,

установила:

В.С. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения, указав, что подала в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани заявление о предоставлении в аренду земельного участка для жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного западнее дома N по <адрес> После его получения в нарушение пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации управлением не предпринято ни одного действия, предусмотренного указанной нормой. Полагает, что этим бездействием органа местного самоуправления нарушены ее права, в связи с чем обратилась в суд. Просила признать незаконным бездействие Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани и обязать в двухнедельный срок восстановить ее нарушенные права путем опубликования в периодическом печатном издании и размещения в сети "Интернет" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного западнее дома N по <адрес>. Взыскать с Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере <сумма> рублей и оплату услуг представителя в размере <сумма> рублей.
В судебное заседание заявитель В.С. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заявителя В.С. по доверенности В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани по доверенности Х.А. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 августа 2013 года требования В.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя заявителя В.С. по доверенности В.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. Необоснованны выводы суда о том, что предоставление земельного участка для строительства, проведение кадастровых работ и его постановка на учет предшествуют публикации сообщения о проведении торгов или приему заявления о предоставлении земельного участка без торгов. Нормы, закрепленные статьями 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежат совместному применению, поскольку статья 30.1 кодекса является специальной и предусматривает альтернативную обязанность органа местного самоуправления принять решение о выборе одного из способов предоставления земельного участка. Необоснованны выводы суда о том, что Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани проинформировало В.С. о направлении запроса о возможности строительства жилого дома, фактически ее заявление не рассмотрено. Судом не истребованы должностные инструкции, регламенты, положения, приказы, определяющих полномочия должностных лиц.
На заседание судебной коллегии заявитель В.С., представитель Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя заявителя В.С. по доверенности В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Защита нарушенного права осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (часть 1 статьи 254, статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что В.С. обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного западнее дома N по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на местности.
Согласно почтовому уведомлению заявление В.С. получено Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ за N В.С. проинформирована о направлении в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани запроса с целью установления возможности строительства индивидуального жилого дома на земельном участке и в случае положительного решения вопроса подготовить рекомендации по месторасположению земельного участка с каталогом координат поворотных точек границ земельного участка и его площадью, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение.
Оставляя без удовлетворения требования В.С. о признании незаконным бездействие Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани и обязании в двухнедельный срок восстановить ее нарушенные права путем опубликования в периодическом печатном издании и размещения в сети "Интернет" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного западнее дома N по <адрес> суд первой инстанции исходил из того, что Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани предпринимались действия по рассмотрению обращения заявителя в установленный законом срок.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как видно материалов дела рассмотрев заявление В.С., Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани в целях согласования возможности размещения объекта капитального строительства на земельном участке по <адрес> обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, о чем ДД.ММ.ГГГГ сообщено заявителю В.С. (л.д. 7).
В соответствии с пунктом 3.5 Постановления мэра города Астрахани от 17 октября 2012 года N 9288-м "Об утверждении Положений об управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани и его отделах" управление выдает рекомендации о возможности размещения объектов капитального строительства либо их реконструкции в соответствии с градостроительной ситуацией.
Пунктом 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30 сентября 2011 года N 144 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Астрахани в новой редакции" для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам статей 13 - 19 настоящих Правил.
С учетом указанных обстоятельств и требований нормативных правовых актов районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны органа местного самоуправления.
Доводы жалобы о необоснованности выводов суда о том, что предоставление земельного участка для строительства, проведение кадастровых работ и его постановка на учет предшествуют публикации сообщения о проведении торгов или приему заявления о предоставлении земельного участка без торгов, не влияют на правильность принятого решения, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства связан с установлением возможности размещения на нем объектов капитального строительства.
Реализация органом местного самоуправления права на заключение договора аренды либо опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка связана с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.
Доводы жалобы о том, что нормы, закрепленные статьями 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежат совместному применению, поскольку статья 30.1 кодекса является специальной и предусматривает альтернативную обязанность органа местного самоуправления принять решение о выборе одного из способов предоставления земельного участка, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку нормы закона применены с учетом характера и вида спорного правоотношения.
Доводы жалобы о необоснованности выводов суда о том, что Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани проинформировало В.С. о направлении запроса о возможности строительства жилого дома и фактически ее заявление не рассмотрено, являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя, предусмотренных частью 1 статьи 254, статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В.С. по доверенности В.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)