Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Таквин" - Сагитзянова Р.Р.;
- доверенность от 08.07.2011 года N 3с-1426,
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице его филиала по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Кабинета Министров Республики Татарстан - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года по делу N А65-21962/2012 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Таквин", (ОГРН 1021603635987), г. Казань,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице его филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
- Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
- Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей; с удельным показателем земельного участка равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м с 01.01.2011,
установил:
ООО "Таквин" (далее - истец) обратился к ответчикам, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ (Управление Росреестра по РТ) с требованиями:
- - о признании незаконными действий Управления Росреестра по РТ, выраженных в отказе в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а;
- - о признании незаконными действия филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", выраженных в отказе внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей;
- - обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей, удельного показателя земельного участка за 1 кв. м равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м с 01.01.2011.
В ходе предварительного судебного заседания заявитель уточнил требования, согласно которым Общество отказалось от требований у Управлению Росреестра по РТ, ходатайствовало о рассмотрении требований в исковом производстве, указав, что просит обязать ответчика, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести с 01.01.2011 изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000, 00 рублей; с удельным показателем земельного участка равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м.
Определением Арбитражного суда РТ от 20.09.2012 отказ от требований к Управлению Росреестра по РТ и уточнение редакции иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" приняты в порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ, указанным определением суда по ходатайству представителя ответчика в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора: Кабинет Министров РТ, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50: 060403:134, общей площадью 6 697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, д. 2 "А", указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000 (семнадцать миллионов тридцать четыре тысячи) рублей; удельный показатель 1 кв. м земельного участка равной 2 543 (две тысячи пятьсот сорок три) рублей 53 копейки, в остальной части в удовлетворении иска отказать.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд самостоятельно не проверил отчет оценщика на предмет его соответствия нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", требованиям обязательных стандартов и правил оценки.
По мнению подателя жалобы, отчет составлен в нарушение норм ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" о том, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что у истца право на земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке и что в силу статьи 388 Налогового кодекса РФ истец не является налогоплательщиком земельного налога и его права и законные интересы не нарушаются.
Податель жалобы ссылается также на то, что метод расчета удельного показателя рыночной стоимости земельного участка, предложенный истцом, а именно, деление общей суммы рыночной стоимости конкретного земельного участка, указанной в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков N 032-12 от 27.06.2012, на площадь конкретного земельного участка, является неверным.
В судебное заседание представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Исполнительного комитета.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Таквин" считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Таквин", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежит административное здание площадью 852,90 кв. м, склад площадью 326,30 кв. м, незаконченные строительством: склад строительных материалов площадью 304,40 кв. м, здание столярного цеха площадью 359 кв. м, здание гаража и пристроя к нему площадью 559,4 кв. м, здание КПП - проходная площадью 20,8 кв. м, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, д. 2 А на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 11.12.2002, 19.06.2003, 18.08.2005, 26.04.2011 (л.д. 15 - 20 т. 1).
Указанная недвижимость находится на земельном участке площадью 6 697 кв. м с разрешенным использованием "производственное предприятие" с кадастровым номером 16:50:060403:134, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 21).
Объекты недвижимости приобретены истцом по договору купли-продажи от 03.10.1994, актам приема-передачи N 1, 2. 5, 6 у ЗАО "Реставратор", являющегося правопреемником преобразованного Управления Ремонтно-реставрационных работ на основании постановления Госкомимущества РТ N 17 от 11.06.1993, Свидетельства Министерства финансов РТ, реестровый N 350 от 12.07.1993 в результате приватизации государственного имущества, имевшим земельный участок площадью 1 455 га на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта N РТ-50-000892, выданного по постановлению Главы администрации г. Казани N 1260 от 10.10.1994 (л.д. 110 т. 2).
В последующем земельный участок площадью 1 455 га размежеван на площадь 0,710 га и отведен преобразованному ЗАО "Реставратор" и передан в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Главы администрации г. Казани N 1452 от 11.07.2001, согласно которому ЗАО "Реставратор" выдан Государственный акт N РТ-50038169 (л.д. 115 т. 2).
Судом правильно обращено внимание на то, что пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержит разъяснения, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Согласно постановлению Исполнительного комитета МО г. Казани N 8515 от 29.12.2011 ООО "Таквин" утверждена схема расположения земельного участка площадью 6697 кв. м на кадастровом плане территории (л.д. 14 т. 1), занимаемый зданиями и сооружениями производственного предприятия по ул. Родины, 2а (лит. А, Б, Б1, б, В, в, Д, Ж, И).
Земельный участок площадью 6697 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.04.2012 с кадастровым номером 16:50:060403:134 с разрешенным использованием "производственное предприятие", кадастровой стоимостью 62 714 592,26 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в 9 364,58 рублей за 1 кв. м (л.д. 21 т. 1).
Истец, получив кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка и не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, провел оценку рыночной стоимости земельного участка, которая согласно отчету оценщика составила сумму 10 962 000 рублей. После получения оценки рыночной стоимости истец обратился к ответчику и третьему лицу, Управление Росреестра по РТ с заявлением о внесении изменений в кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости, установленной оценщиком.
Ответчик письмом от 23.07.2012 исх. N 7607-05 сообщил заявителю, что функции государственной кадастровой оценки осуществляет Управление Росреестра по РТ и заявление истца направлено в указанный государственный орган (л.д. 23 т. 1).
Третьим лицом, Управлением Росреестра по РТ письмом от 25.07.2012 N 1313/14390 истцу дано разъяснение о порядке обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 24 - 25 т. 1).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 7266 от 04.10.2012, принятым на основании ст. 36 ЗК РФ, кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2012 N 1600/301/12-138247 ООО "Таквин" предоставлен в собственность земельный участок площадью 6697 кв. м, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани указано на необходимость заключения договора купли-продажи земельного участка.
Доводы представителя третьего лица, Исполкома МО г. Казани, что истец не вправе обращаться в суд с настоящим заявлением, поскольку право собственности на земельный участок не зарегистрировано, обоснованно отклонены судом, поскольку истец является заинтересованным лицом и на основании п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Заключение договора купли-продажи земельного участка, предоставленного ему в собственность, осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая, по мнению истца, установлена без учета его рыночной стоимости.
09.07.2012 заявитель обратился к руководителю филиала ответчика с заявлением о внесении изменений кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50060403:134, указав ее равной рыночной стоимости в 17 034 000,00 рублей (л.д. 22 т. 1).
23.07.2012 ответчиком дан ответ за исх. N 7607-05, что порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости и порядок передачи результатов рассмотрения этих споров в орган кадастрового учета для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (л.д. 23 т. 1).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 331/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка N 16:50:060403:134 был определен в размере 9 364,58 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 62 714 592,26 рублей, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 21 т. 1).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Истец, считая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, обратился к оценщику, которым была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка на основании договора N 032 от 25.06.2012.
Согласно отчету ООО "Арт Реал" N 032-12 от 27.06.2012, проведенной оценщиком Карасевым А.Н. (реестровый номер 0687), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:134, общей площадью 6697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, 2а по состоянию на 01.01.2011 составила сумму 17 034 000 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 543,53 рублей за 1 кв. м (л.д. 26 - 99 т. 1).
Данный отчет оценщика Карасева А.Н. прошел экспертизу в организации Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в Республике Татарстан (эксперт Чураев А.Р. - Свидетельство о членстве НК СОО "Экспертный совет" от 17.06.2011 за N 0427 - л.д. 102 т. 1).
Согласно экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков (л.д. 100 - 103 т. 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца вначале к ответчику и третьему лицу Управление Росреестра по РТ, в последующем, в Арбитражный суд РТ с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
При принятии решения об частичном удовлетворении заявленных истцом требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50: 060403:134, общей площадью 6 697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, д. 2 "А", указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000 (семнадцать миллионов тридцать четыре тысячи) рублей; удельный показатель 1 кв. м земельного участка равной 2 543 (две тысячи пятьсот сорок три) рублей 53 копейки суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом верно отмечено, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Истцом по настоящему делу представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующего о том, что его кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Согласно экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик, подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судом правильно учтено, что ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае третьим лицом и иными лицами, участвующими в деле, никакие замечания по отчету и заключению по результатам экспертизы отчета представлены не были и, по сути, ходатайство третьего лица о назначении новой экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка является необоснованным и не подтвержденным допустимыми доказательствами в соответствии со ст. 68 АПК РФ.
Судом также правильно указано в решении, что истцом представлены все допустимые доказательства по делу об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с определением их рыночной стоимости (отчет оценщика и заключение по результатам экспертизы отчета), которые соответствуют по форме и содержанию требованиям законодательства об оценочной деятельности, иной подход, по мнению суда, может способствовать злоупотреблением правом со стороны лиц, участвующих в деле, путем заявления ими заведомо необоснованных ходатайств о назначении судебной экспертизы и тем самым может порождать затягивание сроков рассмотрения дела, что с учетом использования кадастровой стоимости в целях налогообложения может повлечь существенные негативные последствия для истца - плательщика земельного налога.
Исходя из положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в отчете оценщика и, исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требования истца в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Отчет оценки рыночной стоимости земельного участка подготовленный ООО "Арт Реал" N 032-12 от 27.06.2012 прошел экспертизу в организации "Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в Республике Татарстан (эксперт Чураев А.Р. - Свидетельство о членстве НК СОО "Экспертный совет" от 17.06.2011 за N 0427).
Согласно положительному экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 г. подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в том числе и ст. ст. 11, 24.19), требованиям Федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, ФСО N 4), утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254, N 255 N 256, от 22.10.2010 N 508, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Пункт 8 Федерального стандарта оценки (ФСО N 4) применяется для целей проведения только государственной кадастровой оценки, определяемой методами массовой оценки, однако целью отчета оценки было определение рыночной стоимости земельного участка, определенной индивидуально для данного конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2010 г. N 783-р не содержит в тексте ссылки, что датой формирования перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является именно 01.01.2010.
Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани не представлены доказательства того, что погрешность в дате, по состоянию на которую определялась рыночная стоимость земельного участка, привела или могла привести к значительным расхождениям в результатах оценки.
При рассмотрении дела не были установлены явные несоответствия представленного истцом отчета оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе не были представлены ответчиком или третьим лицом доказательства, очевидно свидетельствующие о недостоверности представленного истцом отчета оценки и положительного экспертного заключения по результатам экспертизы отчета.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально.
В связи с этим, данная правовая норма разрешает определение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания его рыночной стоимости. Установление судом рыночной стоимости земельного участка являться основанием к обязанию органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11; Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2011 по делу N А55-6629/2011; Решениями Арбитражного суда Республики Татарстан N N А65-8266/2011, А65-9402/2011, А65-9695/2011, А65-10374/2011, А65-10377/2011, А65-12433/2011, А65-12710/2011, А65-28051/2011, постановлениями апелляционной и кассационной инстанций вышеуказанные решения арбитражного суда Республики Татарстан признаны законными и обоснованными.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года по делу N А65-21962/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А65-21962/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А65-21962/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Таквин" - Сагитзянова Р.Р.;
- доверенность от 08.07.2011 года N 3с-1426,
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице его филиала по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Кабинета Министров Республики Татарстан - извещен, не явился;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года по делу N А65-21962/2012 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Таквин", (ОГРН 1021603635987), г. Казань,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице его филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
- Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
- Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей; с удельным показателем земельного участка равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м с 01.01.2011,
установил:
ООО "Таквин" (далее - истец) обратился к ответчикам, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ (Управление Росреестра по РТ) с требованиями:
- - о признании незаконными действий Управления Росреестра по РТ, выраженных в отказе в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а;
- - о признании незаконными действия филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", выраженных в отказе внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей;
- - обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000,00 рублей, удельного показателя земельного участка за 1 кв. м равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м с 01.01.2011.
В ходе предварительного судебного заседания заявитель уточнил требования, согласно которым Общество отказалось от требований у Управлению Росреестра по РТ, ходатайствовало о рассмотрении требований в исковом производстве, указав, что просит обязать ответчика, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести с 01.01.2011 изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 6697,0 кв. м с кадастровым номером 16:50:060403:134, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, 2а, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000, 00 рублей; с удельным показателем земельного участка равным 2 543,53 рублей за 1 кв. м.
Определением Арбитражного суда РТ от 20.09.2012 отказ от требований к Управлению Росреестра по РТ и уточнение редакции иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" приняты в порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ, указанным определением суда по ходатайству представителя ответчика в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора: Кабинет Министров РТ, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50: 060403:134, общей площадью 6 697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, д. 2 "А", указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000 (семнадцать миллионов тридцать четыре тысячи) рублей; удельный показатель 1 кв. м земельного участка равной 2 543 (две тысячи пятьсот сорок три) рублей 53 копейки, в остальной части в удовлетворении иска отказать.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд самостоятельно не проверил отчет оценщика на предмет его соответствия нормам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", требованиям обязательных стандартов и правил оценки.
По мнению подателя жалобы, отчет составлен в нарушение норм ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" о том, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что у истца право на земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке и что в силу статьи 388 Налогового кодекса РФ истец не является налогоплательщиком земельного налога и его права и законные интересы не нарушаются.
Податель жалобы ссылается также на то, что метод расчета удельного показателя рыночной стоимости земельного участка, предложенный истцом, а именно, деление общей суммы рыночной стоимости конкретного земельного участка, указанной в отчете об определении рыночной стоимости земельных участков N 032-12 от 27.06.2012, на площадь конкретного земельного участка, является неверным.
В судебное заседание представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Исполнительного комитета.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Таквин" считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Таквин", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежит административное здание площадью 852,90 кв. м, склад площадью 326,30 кв. м, незаконченные строительством: склад строительных материалов площадью 304,40 кв. м, здание столярного цеха площадью 359 кв. м, здание гаража и пристроя к нему площадью 559,4 кв. м, здание КПП - проходная площадью 20,8 кв. м, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Родины, д. 2 А на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 11.12.2002, 19.06.2003, 18.08.2005, 26.04.2011 (л.д. 15 - 20 т. 1).
Указанная недвижимость находится на земельном участке площадью 6 697 кв. м с разрешенным использованием "производственное предприятие" с кадастровым номером 16:50:060403:134, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 21).
Объекты недвижимости приобретены истцом по договору купли-продажи от 03.10.1994, актам приема-передачи N 1, 2. 5, 6 у ЗАО "Реставратор", являющегося правопреемником преобразованного Управления Ремонтно-реставрационных работ на основании постановления Госкомимущества РТ N 17 от 11.06.1993, Свидетельства Министерства финансов РТ, реестровый N 350 от 12.07.1993 в результате приватизации государственного имущества, имевшим земельный участок площадью 1 455 га на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта N РТ-50-000892, выданного по постановлению Главы администрации г. Казани N 1260 от 10.10.1994 (л.д. 110 т. 2).
В последующем земельный участок площадью 1 455 га размежеван на площадь 0,710 га и отведен преобразованному ЗАО "Реставратор" и передан в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Главы администрации г. Казани N 1452 от 11.07.2001, согласно которому ЗАО "Реставратор" выдан Государственный акт N РТ-50038169 (л.д. 115 т. 2).
Судом правильно обращено внимание на то, что пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержит разъяснения, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Согласно постановлению Исполнительного комитета МО г. Казани N 8515 от 29.12.2011 ООО "Таквин" утверждена схема расположения земельного участка площадью 6697 кв. м на кадастровом плане территории (л.д. 14 т. 1), занимаемый зданиями и сооружениями производственного предприятия по ул. Родины, 2а (лит. А, Б, Б1, б, В, в, Д, Ж, И).
Земельный участок площадью 6697 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.04.2012 с кадастровым номером 16:50:060403:134 с разрешенным использованием "производственное предприятие", кадастровой стоимостью 62 714 592,26 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости в 9 364,58 рублей за 1 кв. м (л.д. 21 т. 1).
Истец, получив кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка и не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, провел оценку рыночной стоимости земельного участка, которая согласно отчету оценщика составила сумму 10 962 000 рублей. После получения оценки рыночной стоимости истец обратился к ответчику и третьему лицу, Управление Росреестра по РТ с заявлением о внесении изменений в кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости, установленной оценщиком.
Ответчик письмом от 23.07.2012 исх. N 7607-05 сообщил заявителю, что функции государственной кадастровой оценки осуществляет Управление Росреестра по РТ и заявление истца направлено в указанный государственный орган (л.д. 23 т. 1).
Третьим лицом, Управлением Росреестра по РТ письмом от 25.07.2012 N 1313/14390 истцу дано разъяснение о порядке обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 24 - 25 т. 1).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 7266 от 04.10.2012, принятым на основании ст. 36 ЗК РФ, кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2012 N 1600/301/12-138247 ООО "Таквин" предоставлен в собственность земельный участок площадью 6697 кв. м, Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани указано на необходимость заключения договора купли-продажи земельного участка.
Доводы представителя третьего лица, Исполкома МО г. Казани, что истец не вправе обращаться в суд с настоящим заявлением, поскольку право собственности на земельный участок не зарегистрировано, обоснованно отклонены судом, поскольку истец является заинтересованным лицом и на основании п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Заключение договора купли-продажи земельного участка, предоставленного ему в собственность, осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая, по мнению истца, установлена без учета его рыночной стоимости.
09.07.2012 заявитель обратился к руководителю филиала ответчика с заявлением о внесении изменений кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50060403:134, указав ее равной рыночной стоимости в 17 034 000,00 рублей (л.д. 22 т. 1).
23.07.2012 ответчиком дан ответ за исх. N 7607-05, что порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости и порядок передачи результатов рассмотрения этих споров в орган кадастрового учета для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (л.д. 23 т. 1).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 331/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка N 16:50:060403:134 был определен в размере 9 364,58 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 62 714 592,26 рублей, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 21 т. 1).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Истец, считая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, обратился к оценщику, которым была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка на основании договора N 032 от 25.06.2012.
Согласно отчету ООО "Арт Реал" N 032-12 от 27.06.2012, проведенной оценщиком Карасевым А.Н. (реестровый номер 0687), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:060403:134, общей площадью 6697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, 2а по состоянию на 01.01.2011 составила сумму 17 034 000 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 543,53 рублей за 1 кв. м (л.д. 26 - 99 т. 1).
Данный отчет оценщика Карасева А.Н. прошел экспертизу в организации Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в Республике Татарстан (эксперт Чураев А.Р. - Свидетельство о членстве НК СОО "Экспертный совет" от 17.06.2011 за N 0427 - л.д. 102 т. 1).
Согласно экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков (л.д. 100 - 103 т. 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца вначале к ответчику и третьему лицу Управление Росреестра по РТ, в последующем, в Арбитражный суд РТ с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
При принятии решения об частичном удовлетворении заявленных истцом требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50: 060403:134, общей площадью 6 697 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, д. 2 "А", указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 034 000 (семнадцать миллионов тридцать четыре тысячи) рублей; удельный показатель 1 кв. м земельного участка равной 2 543 (две тысячи пятьсот сорок три) рублей 53 копейки суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом верно отмечено, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Истцом по настоящему делу представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующего о том, что его кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Согласно экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик, подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судом правильно учтено, что ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае третьим лицом и иными лицами, участвующими в деле, никакие замечания по отчету и заключению по результатам экспертизы отчета представлены не были и, по сути, ходатайство третьего лица о назначении новой экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка является необоснованным и не подтвержденным допустимыми доказательствами в соответствии со ст. 68 АПК РФ.
Судом также правильно указано в решении, что истцом представлены все допустимые доказательства по делу об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с определением их рыночной стоимости (отчет оценщика и заключение по результатам экспертизы отчета), которые соответствуют по форме и содержанию требованиям законодательства об оценочной деятельности, иной подход, по мнению суда, может способствовать злоупотреблением правом со стороны лиц, участвующих в деле, путем заявления ими заведомо необоснованных ходатайств о назначении судебной экспертизы и тем самым может порождать затягивание сроков рассмотрения дела, что с учетом использования кадастровой стоимости в целях налогообложения может повлечь существенные негативные последствия для истца - плательщика земельного налога.
Исходя из положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в отчете оценщика и, исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требования истца в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Отчет оценки рыночной стоимости земельного участка подготовленный ООО "Арт Реал" N 032-12 от 27.06.2012 прошел экспертизу в организации "Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" в Республике Татарстан (эксперт Чураев А.Р. - Свидетельство о членстве НК СОО "Экспертный совет" от 17.06.2011 за N 0427).
Согласно положительному экспертному заключению N Э-290612-2-РТ от 29.06.2012 г. подтверждено соответствие отчета N 032-12 от 27.06.2012 требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в том числе и ст. ст. 11, 24.19), требованиям Федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, ФСО N 4), утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254, N 255 N 256, от 22.10.2010 N 508, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Пункт 8 Федерального стандарта оценки (ФСО N 4) применяется для целей проведения только государственной кадастровой оценки, определяемой методами массовой оценки, однако целью отчета оценки было определение рыночной стоимости земельного участка, определенной индивидуально для данного конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2010 г. N 783-р не содержит в тексте ссылки, что датой формирования перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является именно 01.01.2010.
Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани не представлены доказательства того, что погрешность в дате, по состоянию на которую определялась рыночная стоимость земельного участка, привела или могла привести к значительным расхождениям в результатах оценки.
При рассмотрении дела не были установлены явные несоответствия представленного истцом отчета оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе не были представлены ответчиком или третьим лицом доказательства, очевидно свидетельствующие о недостоверности представленного истцом отчета оценки и положительного экспертного заключения по результатам экспертизы отчета.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально.
В связи с этим, данная правовая норма разрешает определение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания его рыночной стоимости. Установление судом рыночной стоимости земельного участка являться основанием к обязанию органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 года N 913/11; Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2011 по делу N А55-6629/2011; Решениями Арбитражного суда Республики Татарстан N N А65-8266/2011, А65-9402/2011, А65-9695/2011, А65-10374/2011, А65-10377/2011, А65-12433/2011, А65-12710/2011, А65-28051/2011, постановлениями апелляционной и кассационной инстанций вышеуказанные решения арбитражного суда Республики Татарстан признаны законными и обоснованными.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года по делу N А65-21962/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)