Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28276/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А55-28276/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
истца - Тодорец Н.А. (доверенность от 10.07.2012 б/н),
ответчика - Милованова Н.А. (доверенность от 27.08.2012 N 3-49/133),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива-Строй"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-28276/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нива-Строй" (ОГРН 1036300113277, ИНН 6312036123) к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа,
с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нива-Строй" (далее - заявитель, ООО "Нива-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) с заявлением о признании незаконным отказа от 10.08.2012 N 3/5359 в формировании и предоставлении ООО "Нива-Строй" земельного участка площадью 5056,4 кв. м, расположенного в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской в квартале 123 Ленинского района города Самары, для строительства второй очереди жилой застройки жилых домов со встроенными нежилыми помещениями; об обязании Министерства строительства в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения процедуры формирования указанного земельного участка в части обеспечения подготовки необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельного участка и предоставления земельного участка ООО "Нива-Строй" в аренду для строительства второй очереди жилой застройки жилых домов со встроенными нежилыми помещениями без проведения аукциона (с учетом принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 решение суда первой инстанции от 12.12.2012 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суд первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка для строительства был решен еще до вступления в силу Федерального закона от 29.01.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Постановлением главы г. Самары от 24.12.2003 N 1367 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, предварительно согласовано место размещения и разрешено проектирование жилой застройки в квартале N 123 Департаменту строительства и архитектуры администрации города Самары (далее - Департамент). 26.02.2004 между Департаментом и обществом был заключен договор N 3 о передаче части функций заказчика, в соответствии с условиями которого Департамент передает, а общество принимает часть функций заказчика на строительство жилых домов со встроено-пристроенными помещениями в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской в квартале 123 Ленинского района города Самары. Таким образом, процедура предоставления земельного участка площадью 22 362,9 кв. м для строительства была начата еще в 2003 году. Часть этого земельного участка площадью 9244,9 кв. м была предоставлена Департаменту в 2005 году, при этом срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта был продлен в 2007 году Министерством строительства без указания периода времени, на который продлевалось действие решения. Затраты общества на освоение земельного участка под строительство второй очереди жилой застройки составили 80 297 631 руб. ООО "Нива-Строй" является единственным фактическим заказчиком по строительству, обладает самостоятельным правом на предоставление спорного земельного участка в аренду и, соответственно, отказом Министерства строительства были нарушены права и законные интересы общества именно как заказчика и фактического застройщика жилого комплекса на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что постановлением главы г. Самары от 24.12.2003 N 1367 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилой застройки, предварительно согласовано Департаменту место размещения и разрешено проектирование жилой застройки в квартале N 123 на земельном участке площадью 22 362,9 кв. м, расположенном по адресу: в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской в Ленинском районе города Самары.
26.02.2004 между Департаментом и ООО "Нива-Строй" был заключен договор N 3 о передаче части функций заказчика, по условиям которого Департамент передает, а ООО "Нива-Строй" принимает часть функций заказчика на строительство жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской в квартале 123 Ленинского района г. Самары общей площадью 20 000 кв. м (подлежит корректировке после разработки ПСД).
Постановлением главы г. Самары от 28.02.2005 N 108 утвержден проект границ земельного участка для строительства первой очереди жилых домов со встроенными нежилыми помещениями (NN 1, 2, 3 по генеральному плану), подземно-надземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией, расположенных по адресу: в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской в Ленинском районе города Самары; земельный участок был предоставлен Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельный участок площадью 9244,90 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0518002:0007.
За Департаментом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9244,90 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2007 серии 63-АВ N 894103.
Распоряжением министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 28.02.2007 N 93/а-р Департаменту продлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения жилой застройки в квартале N 123 на земельном участке площадью 22 362,90 кв. м, расположенном по адресу: в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской в Ленинском районе города Самары.
Дополнительным соглашением от 18.12.2007 к договору о передачи части функций заказчика от 26.02.2004 N 3 стороны изложили в следующей редакции: раздел 1. "Предмет договора"
- "Передача части функций "заказчика" на строительство жилых домов со встроено-пристроенными помещениями, офисного центра со встроенными торговыми помещениями, встроенной автостоянкой и подземным паркингом, подземно-надземного паркинга в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской в квартале 123 Ленинского района г. Самары (в дальнейшем по договору - Объекты) общей площадью 47 749,75 кв. м (общая площадь подлежит корректировке после разработки ПСД)".
26.06.2012 ООО "Нива-Строй" обратилось в Департамент с заявлением N 37 об оформлении земельного участка для строительства второй очереди жилой застройки на участке в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
06.07.2012 Департамент письмом N Д05-01-01/8208-0-1 сообщил заявителю, что в соответствии с действующим законодательством Департамент не вправе принимать участие в строительстве многоквартирных домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в связи с чем оформить на Департамент земельный участок для строительства второй очереди жилой застройки не представляется возможным.
11.07.2012 общество обратилось в Министерство строительства с заявлением N 41 о формировании земельного участка и предоставлении его ООО "Нива-строй" для строительства второй очереди жилой застройки на участке в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
10.08.2012 Министерство строительства письмом N 3/5359 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка для жилищного строительства, указав на следующие обстоятельства: заявителю земельный участок не предоставлялся; какие-либо документы, свидетельствующие о предварительном согласовании места размещения объектов на испрашиваемом земельном участке ООО "Нива-Строй", заявителем не представлены; предоставление земельного участка для жилищного строительства, в случае отсутствия его обременения правами третьих лиц, возможно только в порядке, определенном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (на аукционе).
Считая отказ в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что заключение договора аренды земельного участка площадью 5056,4 кв. м необходимо заявителю для строительства второй очереди жилой застройки жилых домов со встроенными нежилыми помещениями без проведения аукциона, исходя из того, что в рассматриваемом случае имеется: решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (постановление главы г. Самары от 24.12.2003 N 1367); решение о предоставлении части земельного участка (постановление главы г. Самары от 28.02.2005 N 108); заключенный между Департаментом и ООО "Нива-строй" договор от 26.02.2004 N 3, по условиям которого обществу переданы функции заказчика и возложены обязанности до начала строительства произвести поэтапное отселение граждан с выплатой им соответствующих компенсаций и снести строения на участке, при этом отселение граждан и выплата компенсаций должны быть произведены ООО "Нива-Строй" в счет 12% от общей площади построенных новых жилых домов, передаваемых затем в муниципальную собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований, предусмотренных частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для принятия решения об удовлетворении заявленных требований правомерно исходя из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно указанным статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован включенными в Земельный кодекс Российской Федерации названным Федеральным законом статьями.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- - соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;
- - соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Таким образом, реализация возможности получить земельный участок для жилищного строительства без проведения торгов ограничена временными рамками, а именно до 30.12.2007, если предоставление земельного участка предусмотрено соглашением, заключенным в соответствии с абзацами 1 - 3 пункта 15 статьи 3 названного Федерального закона; до 01.03.2007, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005.
С учетом вышеизложенным обстоятельства общество не подпадает под действие положений пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с чем у него отсутствует право на получение земельного участка для строительства второй очереди жилой застройки на участке в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской в Ленинском районе г. Самары без проведения аукциона.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ Министерства строительства от 10.08.2012 N 3/5359 в формировании и предоставлении обществу земельного участка для строительства второй очереди жилой застройки не нарушает права и законные интересы заявителя и соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Вывод апелляционного суда обоснован установленным по делу обстоятельствам, нормами законодательства и не противоречит судебной практике.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу N А55-28276/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)