Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-62580/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А56-62580/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: Зинкова С.В., доверенность от 14.01.2013; 2 - извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
от 3-го лица: 1. Ким А.Ю., доверенность от 21.06.2013; 2. извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11092/2013, 13АП-11006/2013) Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2013 по делу N А56-62580/2012 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по иску: 1. Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, 2. Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
3-и лица: 1. Общество с ограниченной ответственностью "Алеховщина", 2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ленинградской области
об обязании снять земельный участок с кадастрового учета,

установил:

Администрация муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (адрес: 187700, Россия, Лодейное Поле, Ленинградская обл., пр. Ленина дом 20; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 общей площадью 21 942 га с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Алеховщинская волость, Алеховщинское лесничество, ТОО "Алеховщина" (1-167 кварталы), ЛОГУ "Ленобллесхоз".
Определением суда от 08.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Алеховщина" (далее - Общество), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества).
При рассмотрении дела, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (Россия, Санкт-Петербург, Торжковская дом 4; далее - Комитет) заявил ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца, ходатайство судом удовлетворено, о чем вынесено определение от 22.01.2013.
В судебном заседании 19.03.2013 представитель Общества заявил ходатайство об объединении в одно производство дел N А56-62580/2012 и N А56-12851/2013. В удовлетворении ходатайства судом отказано.
Решением суда от 05.04.2013 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Комитет обратились с апелляционными жалобами, в которых просит решение суда отменить.
Администрация в своей апелляционной жалобе ссылается на непринятие судом во внимание признание ответчиком в ходе судебного разбирательства двойного учета земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65. Также Администрация не согласна с выводом суда первой инстанции об отсутствии у суда установленных Законом о кадастре оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку по мнению подателя жалобы само решение суда и будет являться таким основанием, при этом законом не предусмотрено обращение в орган кадастрового учета, предшествующего подаче искового заявления в суд. Также податель жалобы ссылается на допущенные при разделе земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:39 нарушения в части изменения площади и вида разрешенного использования вновь образуемых земельных участков.
Комитет в обоснование доводов своей апелляционной жалобы также ссылается на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 входит в состав лесного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, спорный земельный участок не выбывал из состава земель лесного фонда, перевод его в категорию земель для сельскохозяйственного назначения не производился; поскольку земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 и с кадастровым номером 47:06:0000000:125 являются ранее учтенными сведения о ранее учтенных объектах носят постоянный характер, то основанием для снятия участка с учета может быть принятие соответствующего судебного акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.05.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 общей площадью 21 942 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Алеховщинская волость, Алеховщинское лесничество, ТОО "Алеховщина" (1-167 кварталы), ЛОГУ "Ленобллесхоз" (далее - Участок). В обоснование заявления Общество указало, что Участок принадлежит Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем Общество вправе приобрести Участок в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как указывает Администрация, договор купли-продажи Участка не был заключен в связи с тем, что Участок учтен в государственном кадастре недвижимости и как самостоятельный объект, и в составе земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, который относится к категории земель лесного фонда и является объектом собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:125 являются ранее учтенными, а также на то, что спорный участок учтен в составе земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем ошибочно учтен в государственном кадастре недвижимости под категорией земель сельскохозяйственного назначения, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 7 Закона о кадастре в отношении земельных участков в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости); категория земель; разрешенное использование.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в статье 7 Закона о кадастре.
Из положений данной нормы следует, что снятие с кадастрового учета является разновидностью кадастрового учета.
Порядок кадастрового учета регламентирован главой 3 Закона о кадастре и предполагает совершение следующих действий - подача заявления о кадастровом учете, рассмотрение органом кадастрового учета заявления и принятие решения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частью 3 статьи 27 Закона о кадастре предусмотрено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Сведений об обращении истцов в Кадастровую палату с заявлениями о снятии Участка с учета в материалах дела не имеется. Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что с такими заявлениями истцы не обращались, решение об отказе в снятии с учета Участка уполномоченным органом не принималось.
В обоснование доводов апелляционных жалоб Администрация и Комитет указывают, что Участок относится к категории земель лесного фонда и входит в состав ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, являющегося объектом зарегистрированного права собственности Российской Федерации. При этом податели жалоб указывают, что возможным последствием двойного учета может стать спор о праве на один и тот же объект.
Данный довод проверен апелляционным судом и отклоняется, поскольку не может быть признан судом в качестве основания для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Обществу принадлежит Участок на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта на право пользования землей A-I N 011614 и свидетельства (т. 1 л.д. 146 - 153, 154).
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая предмет заявленных истцами требований и состав сторон, настоящий спор не является спором о правах на недвижимое имущество, в связи с чем, спор о правах на спорные участки не подлежит разрешению в рамках настоящего дела.
Кроме того, согласно материалам кадастрового дела в отношении Участка (т. 2 л.д. 51 - 60) сведения о кадастровом учете Участка внесены в государственный кадастр недвижимости 02.05.2006. Из разделов 4, 18 кадастрового плана Участка следует, что Участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:39.
В разделе 6 кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:39 (т. 2 л.д. 50) указано, что сведения о данном участке внесены в государственный кадастр 22.09.2005, в разделе 8.1 указана категория земельного участка земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с уведомлением Межрайонного отдела N 4 филиала Кадастровой палаты по Ленинградской области от 21.06.2012 (т. 1 л.д. 143) и письмом того же отдела от 14.12.2012 N 596 (т. 1 л.д. 160) по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:39 был разделен на два земельных участка - земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:65 общей площадью 21 942 га и земельный участок с кадастровым номером 47:06:0000000:70 площадью 1 982 га. В письме Межрайонного отдела N 4 филиала Кадастровой палаты по Ленинградской области от 14.12.2012 N 596 также имеется указание на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:06:0000000:39 были внесены в государственный кадастр на основании информации, предоставленной территориальным отделом по Лодейнопольскому району Управления Роснедвижимости, а именно постановления мэра Лодейнопольского района Ленинградской области от 06.01.1994 N 3, на основании которого было выдано свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования от 20.04.1994 N ЛО 10000137.
Требование о признании незаконными действий органа кадастрового учета по постановке на учет Участка ни Администрацией, ни Комитетом не заявлены.
Доказательства того, что действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об Участке или о земельном участке с кадастровым номером 47:06:0000000:39 были признаны незаконными, в материалы дела также не представлены.
Сведения о ранее учтенном участке с кадастровым номером 47:06:0000000:125 внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2008, что подтверждается кадастровой выпиской на данный участок (т. 2 л.д. 17).
Соответственно, сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:06:0000000:125 были внесены в государственный кадастр недвижимости после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об Участке.
Доводы подателей жалоб о том, что Участок входит в границы участка с кадастровым номером 47:06:0000000:125, основаны на сведениях об адресе участков - Алеховщинское лесничество 1-167 кварталы. Однако согласно данным кадастровых выписок (т. 2 л.д. 17, т. 1 л.д. 145) по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:06:0000000:65 и 47:06:0000000:125 границы соответствующих земельных участков не установлены, межевание не произведено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что установить область и границы наложения из представленных в дело доказательств не представляется возможным.
С учетом изложенного, довод подателя жалобы о непринятии судом во внимание признания ответчиком в ходе судебного разбирательства двойного учета земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65, отклоняется апелляционном судом, поскольку в силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из согласованного смысла положений статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление иска заинтересованным лицом имеет цель восстановления нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. С учетом изложенного при обращении заинтересованного лица в арбитражный суд с иском суд принимает заявление к производству и, исходя из конкретных обстоятельств дела, устанавливает, нарушены ли лицом, к которому предъявлен иск, права или законные интересы истца и могут ли они быть восстановлены в результате удовлетворения такого иска.
Как указывают истцы, в случае снятия Участка с кадастрового учете будут устранены возможные последствия двойного учета земельных участков и участка лесного фонда. Между тем, учитывая, что Участок был образован в порядке раздела участка с кадастровым номером 47:06:0000000:39, учтенным как участок в составе земель сельскохозяйственного назначения, в случае снятия спорного участка с кадастрового учета, обстоятельства, на которые ссылаются истцы, не будут устранены. Соответственно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что удовлетворение заявленных истцами требований не приведет к восстановлению права, на нарушение которого они ссылаются.
Ссылка подателей жалобы на допущенные при разделе земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:39 нарушения в части изменения площади и вида разрешенного использования вновь образуемых земельных участок не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку согласно пункту 8 статьи 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Между тем, спор об образовании земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 не является предметом настоящего искового заявления.
По настоящему делу истцами предъявлены требования непосредственно о снятии Участка с кадастрового учета в связи с тем, что Участок, который, по мнению истцов, относится к категории участков лесного фонда, ошибочно поставлен на кадастровый учет с указанием категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем такое основание для снятия участка с кадастрового учета как разночтение в сведениях государственного кадастра относительно категории земельного участка Законом о кадастре не предусмотрено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации и Комитета не имеется.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2013 по делу А56-62580/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)