Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-21280/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А55-21280/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Петрова А.Ю., доверенность от 29.12.2012 г. N 12263/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2012 года по делу N А55-21280/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (ОГРН 1106320000104), Самарская область, г. Тольятти,
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - заявитель, ООО "Сфера", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, Мэрия г.о. Тольятти) о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти, о признании недействительным постановления мэрии г.о. Тольятти от 21.02.2012 г. N 865-п/1 "Об отказе ООО "Сфера" в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти" и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сфера" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти на земельном участке площадью 0,7343 га и утверждения акта выбора земельного участка от 20.12.2011 г. N 93, издав соответствующее постановление.
Решением суда первой инстанции от 03 октября 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сфера" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что с учетом фактических обстоятельств по делу, свидетельствующих о возможном размещении объекта дорожного сервиса на испрашиваемом земельном участке, органом местного самоуправления принято решение, изложенное в форме постановления, которое, по мнению заявителя, не соответствует действующему законодательству, а, следовательно, является незаконным и недействительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Мэрия г.о. Тольятти, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.05.2010 г. ООО "Сфера" обратилось в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением от 20.05.2010 г. N 12 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением, с расположением: г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Московского и Ленинского проспектов.
Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 17.11.2010 г. N 3310-п/1 заявителю отказано в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти заявителю отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2011 г. по делу N А55-2823/2011 признано недействительным постановление ответчика от 17.11.2010 г. N 3310-п/1 об отказе ООО "Сфера" в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти. Суд обязал Мэрию г.о. Тольятти по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем обеспечения процедуры выбора земельного участка, расположенного на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти.
Во исполнение указанного решения 15.12.2011 г. Мэрией г.о. Тольятти вынесено постановление N 3991/П-1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением, расположенного: г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Московского проспекта и Ленинского проспекта" (л.д. 18); 20.12.2011 г. заявителю выдан акт о выборе земельного участка; в газете "Городские ведомости" было опубликовано объявление, информирующее население о возможном предоставлении земельного участка под строительство здания дорожного сервиса.
21.03.2012 г. постановлением Мэрии г.о. Тольятти N 865-п/1 заявителю было отказано в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти.
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужили следующие обстоятельства:
- - расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории магистральных улиц и дорог - территории общего пользования, на которою действие градостроительных регламентов не распространяется;
- - наличие постановлений Мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах" и от 07.02.2012 г. N 306-п/1 "О формировании земельных участков на торги" (л.д. 17).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1.2. ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
24.12.2010 г. Мэрией г.о. Тольятти принято постановление N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах".
Подпунктом 1.10 названного постановления установлено, что предоставление для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах в случаях: предоставления земельных участков для строительства земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В пунктах 3, 4 постановления от 24.12.2010 г. N 3790-1/п указано, что настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования, со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
Обратившись в арбитражный суд, заявитель указывает, что заявление Общества подано в Мэрию г.о. Тольятти до принятия и вступления в законную силу постановления от 24.12.2010 г. N 3790-п/1, в связи правоотношения между Обществом и Мэрией и, как следствие, возникшая обязанность по обеспечению выбора земельного участка, возникли и не могут быть прекращены принятием муниципального правового акта.
На основании п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном п. 5 ст. 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление от 21.03.2012 г. N 865-п/1 принято в период действия постановления N 3790-п/1 в редакции постановления от 31.10.2011 г. N 3324-п/1, опубликованного 08.11.2011 г. (в соответствии с которыми постановление N 3790-п/1 дополнено подпунктом 1.10).
На момент принятия постановления N 865-п/1 в силу положений п. 4 постановления Мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в п. 1 настоящего постановления, не принимаются.
Как правильно указал суд первой инстанции, постановление Мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 в установленном порядке не отменено, не признано недействующим и не подлежащим применению, в связи с чем Мэрия г.о. Тольятти обоснованно при принятии постановления от 21.03.2012 г. N 865-п/1 приняла во внимание положения постановления N 3790-п/1.
Издав постановление N 3790-п/1 мэрия г.о. Тольятти реализовала право, предоставленное органам местного самоуправления п. 1.2. ст. 30 ЗК РФ, то есть указанное постановление принято в пределах полномочий, предоставленных законом.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит выводам решения суда от 30.08.2011 г. по делу N А55-2823/2011.
Указанным решением мэрия г.о. Тольятти обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сфера" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка, расположенного на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти.
Само по себе обращение Общества в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не означает безусловного принятия решения о предварительном согласовании и, как следствие, принятие решения о предоставлении земельного участка.
Исходя из положений п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления вправе принять альтернативное решение по заявлению юридического лица: либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Поскольку принятие соответствующего решения по заявлению юридического лица является обязательным, Мэрией г.о. Тольятти принято оспариваемое постановление N 865-п/1.
В решении от 30.08.2011 г. по делу N А55-2823/2011 суд не устанавливал конкретную обязанность Мэрии г.о. Тольятти по принятию соответствующего положительного решения, и во исполнение указанного решения суда Мэрия г.о. Тольятти утвердило схему расположения испрашиваемого земельного участка, выдала акт выбора земельного участка.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п. 4 ст. 2 ЗК РФ).
Совокупное толкование норм ЗК РФ, устанавливающих право органов местного самоуправления по установлению перечня случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, и принятого в развитие данной нормы постановление Мэрии г.о. Тольятти N 3790-п/1 свидетельствует о том, что после вступления в законную силу постановления N 3790-п/1 на территории г.о. Тольятти не осуществляется предварительное согласование размещения объектов в случаях, указанных в п. 1.
Учитывая, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право на определение перечня случаев, когда предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах, соответственно применение положений статей 30, 31 ЗК РФ должно осуществляться с учетом принятых муниципальных правовых актов.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным ввиду наличия ограничений, установленных муниципальным правовым актом, изданным в пределах полномочий Мэрии, в связи с чем постановление Мэрии г.о. Тольятти от 21.03.2011 г. N 865-п/1 не противоречит положениям земельного законодательства и не нарушает права заявителя, имеющего возможность реализовать свое право на предоставление указанного участка посредством участия в торгах.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2012 г. по делу N А55-8190/2012.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2012 года по делу N А55-21280/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)