Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 11-31043

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 11-31043


Судья: Бычков А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Налимовой Т.Л., Лашкова А.Н.,
при секретаре Ж.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Налимовой Т.Л.
гражданское дело по апелляционной жалобе Р. и дополнениям к ней на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 18 июня 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Р. к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным решения, обязании подготовки и направления договоров купли-продажи и аренды земельных участков - отказать,

установила:

Р. обратился в суд с иском к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным решения от 22 августа 2012 г. N 33-118884/12 (о)-1 об отказе в оформлении права собственности на земельный участок площадью 344 кв. м, кадастровый номер * и в оформлении права аренды на земельный участок площадью 249 кв. м, кадастровый номер *, расположенных по адресу: г. Москва, поселение ***, д. ***.
Свои требования Р. мотивировал тем, что является собственником смежного с вышеуказанными земельного участка с кадастровым номером *. 04 августа 2011 г. он обратился с заявлениями к Главе сельского поселения *** Подольского района Московской области о предоставлении ему указанных земельных участков, после утверждения проекта планировки территории испрашиваемых земельных участков на основании постановлений руководителя Администрации Подольского района Московской области за свой счет он обеспечил выполнение кадастровых (межевых) работ. По мнению истца, решение Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22 августа 2012 г. является незаконным, поскольку основания, предусмотренные законом для отказа в предоставлении земельных участков отсутствовали.
Истец Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Р. по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого как незаконного просит Р. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся в заседание представителя Р. по доверенности В., представителя Департамента земельных ресурсов г. Москвы, действующего также в интересах Правительства Москвы по доверенности Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, исследовав материалы дела, не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемым решением Департамента земельных ресурсов г. Москвы N 33-118884/12(о)-1 от 22 августа 2012 года Р. отказано в оформлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером * и в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером *, расположенных по адресу: г. Москва, поселение ***, д. *** для благоустройства и озеленения, со ссылкой на положения п. 3 ст. 4 Закона г. Москвы N 48 "О землепользовании в городе Москве". В решении указано, что земельные участки предоставляются исключительно в аренду, который заключается с победителем торгов (л.д. 43).
В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" территория Вороновского поселения, на котором расположены спорные земельные участки, с 01 июля 2012 года вошла в состав города Москвы.
В городе Москве отношения в сфере землепользования, а также порядок осуществления органами исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению землями регулируется Законом города Москвы N 48 от 19.12.2007 г. "О землепользовании в городе Москве".
В соответствии с п. 3, 4 ст. 8 указанного Закона земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):
1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что оснований для удовлетворения требований Р. не имеется.
Федеральными законами не установлена обязанность органов исполнительной власти города Москвы по передаче в частную собственность земельных участков, находящихся в собственности города, как и не предусмотрена обязанность по заключению с частными лицами договора аренды земельного участка, если не проводились торги и решение по передаче прав аренды на землю не принималось.
В соответствии с общими правилами, установленными земельным законодательством, органы исполнительной власти свободны и самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с чем, вывод суда об отсутствии законных оснований для возложения на уполномоченного органа власти обязанности по предоставлению в собственность и аренду соответственно Р. испрашиваемых земельных участков, судебная коллегия находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Р. за свой счет обеспечил выполнение кадастровых (межевых) работ земельных участков, не могут служить основанием для отмены решения по обстоятельствам, изложенным выше.
Довод жалобы о том, что суд руководствовался Законом г. Москвы "О землепользовании в г. Москве", в то время как спорные земельные участки на кадастровом учете города не состоят, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку территория Вороновского поселения с 01.07.2012 г. вошла в состав г. Москвы.
Довод апелляционной жалобы о том, что при постановлении решения суд не учел положения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судебная коллегия отклоняет, поскольку право на приобретение в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежных земельных участков предоставлено собственникам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений (ст. 24 Закона). Аналогичным образом вышеназванный закон регулирует вопросы, связанные с предоставлением смежных земельных участков в аренду.
Довод жалобы о том, что иных, кроме истца, претендентов на заключение договора аренды земельного участка выявлено не было, также поводом к отмене решения не является, поскольку предоставление земельных участков на условиях аренды в городе Москве производится при соблюдении процедуры, установленной постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 119-ПП "О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов".
Таким образом, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и постановил законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого по доводам жалобы не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Троицкого районного суда г. Москвы от 18 июня 2013 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)