Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Степиной Л.В., Ивановой Н.Н.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (ул. Рыленкова, д. 32, кв. 134, г. Смоленск, 214036, ИНН 673101430310, ОГРНИП 311673229000023) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ул. Николаева, д. 12-а, г. Смоленск, 214004, ИНН 6730042526, ОГРН 1026701437212) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2013 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Каструба М.В., Волкова Ю.А., Тучкова О.Г.) по делу N А62-7802/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее - ИП Уткин В.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 200 кв. м, местоположением г. Смоленск, ул. Герцена, напротив дома N 13а, изложенного в письме от 09.10.2012 N 18226/08, предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства и об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право путем направления его заявления о выборе земельного участка в администрацию города Смоленска для исполнения.
Решением арбитражного суда от 14.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Департамент просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Предприниматель 27.09.2012 обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 200 кв. м, местоположением по улице Герцена в г. Смоленске напротив дома N 13а и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства (согласно приложенному технико-экономическому обоснованию). Земельный участок испрашивался на правах аренды.
Письмом от 09.10.2012 N 18226/08 Департамент указал заявителю на необходимость уточнения (конкретизации) объекта строительства, планируемого к размещению на испрашиваемом земельном участке, и предложено представить технико-экономическое обоснование этого объекта.
Во исполнение изложенных Департаментом замечаний, Предпринимателем направлено письмо от 22.10.2012 (вх. N 18366/з) с пояснением о том, что технико-экономическое обоснование строительства капитального здания с разрешенным видом использования "объект растениеводства" изложено в соответствующим проектном решении, выполненном ООО "Межевик".
Письмом от 20.11.2012 Департамент повторно указал Предпринимателю на необходимость уточнения (конкретизации) объекта строительства.
Не согласившись с указанными действиями Департамента, ИП Уткин В.Н обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" и постановлению администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленска возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Из изложенного следует, что решение вопросов, связанных с установлением характеристик заявленного к строительству объекта недвижимости, выбора вариантов его размещения на испрашиваемом земельном участке, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта строительства может быть принят уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта, либо о запрете строительства такого объекта на испрашиваемой территории.
Как установлено судом и уполномоченным органом не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенным к заявлению документам не имеется.
Учитывая изложенное, действия Департамента, связанные с ненаправлением в администрацию города Смоленска обращения об обеспечении выбора земельного участка по заявлению ИП Уткина В.Н., обоснованно признаны арбитражным судом не соответствующими требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Предпринимателя, поскольку препятствует решению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка для осуществления экономической деятельности.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно признал незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в осуществлении процедуры выбора земельного участка в целях предоставления его ИП Уткину В.Н. для строительства объекта недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А62-7802/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Н.Н.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А62-7802/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А62-7802/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Степиной Л.В., Ивановой Н.Н.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Николаевича (ул. Рыленкова, д. 32, кв. 134, г. Смоленск, 214036, ИНН 673101430310, ОГРНИП 311673229000023) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ул. Николаева, д. 12-а, г. Смоленск, 214004, ИНН 6730042526, ОГРН 1026701437212) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2013 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Каструба М.В., Волкова Ю.А., Тучкова О.Г.) по делу N А62-7802/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее - ИП Уткин В.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) в осуществлении процедуры выбора земельного участка площадью 200 кв. м, местоположением г. Смоленск, ул. Герцена, напротив дома N 13а, изложенного в письме от 09.10.2012 N 18226/08, предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства и об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право путем направления его заявления о выборе земельного участка в администрацию города Смоленска для исполнения.
Решением арбитражного суда от 14.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Департамент просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, Предприниматель 27.09.2012 обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 200 кв. м, местоположением по улице Герцена в г. Смоленске напротив дома N 13а и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - объекта растениеводства (согласно приложенному технико-экономическому обоснованию). Земельный участок испрашивался на правах аренды.
Письмом от 09.10.2012 N 18226/08 Департамент указал заявителю на необходимость уточнения (конкретизации) объекта строительства, планируемого к размещению на испрашиваемом земельном участке, и предложено представить технико-экономическое обоснование этого объекта.
Во исполнение изложенных Департаментом замечаний, Предпринимателем направлено письмо от 22.10.2012 (вх. N 18366/з) с пояснением о том, что технико-экономическое обоснование строительства капитального здания с разрешенным видом использования "объект растениеводства" изложено в соответствующим проектном решении, выполненном ООО "Межевик".
Письмом от 20.11.2012 Департамент повторно указал Предпринимателю на необходимость уточнения (конкретизации) объекта строительства.
Не согласившись с указанными действиями Департамента, ИП Уткин В.Н обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" и постановлению администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Смоленска возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка. В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.3).
Из изложенного следует, что решение вопросов, связанных с установлением характеристик заявленного к строительству объекта недвижимости, выбора вариантов его размещения на испрашиваемом земельном участке, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта строительства может быть принят уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта, либо о запрете строительства такого объекта на испрашиваемой территории.
Как установлено судом и уполномоченным органом не оспаривается, претензий к оформлению заявления Предпринимателя об осуществлении процедуры выбора земельного участка и приложенным к заявлению документам не имеется.
Учитывая изложенное, действия Департамента, связанные с ненаправлением в администрацию города Смоленска обращения об обеспечении выбора земельного участка по заявлению ИП Уткина В.Н., обоснованно признаны арбитражным судом не соответствующими требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Предпринимателя, поскольку препятствует решению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка для осуществления экономической деятельности.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно признал незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в осуществлении процедуры выбора земельного участка в целях предоставления его ИП Уткину В.Н. для строительства объекта недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А62-7802/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Н.Н.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)