Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (Арбитражный суд Республики Тыва) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва) - Халилуллин Р.М., представитель по доверенности N 01-29-16 от 11.09.2012;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2012 по делу N А41-33859/12,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению Арбитражного суда Республики Тыва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва об оспаривании постановления,
установил:
Арбитражный суд Республики Тыва (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 28.06.2012 N 38.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2012 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Республике Тыва обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Тыва поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Арбитражный суд Республики Тыва, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, по средствам электронной связи представил отзыв на апелляционную жалобу и заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела и оригиналы материалов административного дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 12.04.2012 N ЮЛ-5229 Управлением Росреестра по Республике Тыва в присутствии представителя Арбитражного суда Республики Тыва 14.06.2012 проведена плановая документарная/выездная проверка соблюдения Арбитражным судом Республики Тыва требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268, площадью 6 687 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, предназначенный для использования под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж), принадлежащий Арбитражному суду Республики Тыва на праве постоянного (бессрочного) пользования, используется не по целевому назначению, что нарушает нормы статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем составлен акт проверки от 14.06.2012 N 110 с приложением фотоматериалов.
Копия указанного акта с приложенными документами вручена и.о. председателя Арбитражного суда Республики Тыва Ажи В.А.-О. под расписку.
14.06.2012 в присутствии представителя заявителя административным органом в отношении Арбитражного суда Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
Постановлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 28.06.2012 N 38 Арбитражный суд Республики Тыва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Арбитражный суд Республики Тыва обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого судебного акта, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названой статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из смысла статьи 8.8 КоАП РФ использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
К числу субъектов ответственности по указанной норме относятся юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями и арендаторами земельных участков.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется виновным использованием земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель, осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Арбитражному суду Республики Тыва на основании Постановления Мэрии города Кызыла от 16.12.2008 N 1904 на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268, имеющий категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж), площадью 6 687 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2009 сделана запись регистрации N 17-17-01/045/2009-335 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.03.2009 N 17-АВ 017493.
После окончания строительства административное здание Арбитражного суда Республики Тыва на спорном земельном участке введено в эксплуатацию, и, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 17.07.2009 N 5-721/1 и передаточного акта Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 03.08.2009 N 280, находится у заявителя на праве оперативного управления.
Таким образом, факт использования земельного участка под размещение здания Арбитражного суда Республики Тыва подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Арбитражного суда Республики Тыва на земельный участок серии 17-АВ 017493, земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно статьям 25, 26, 29 ЗК РФ права землепользователя на земельный участок возникают после вынесения соответствующего решения органом исполнительной власти и выдачи документов, удостоверяющих право пользования земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельный участок удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Статьей 85 ЗК РФ конкретизированы виды разрешенного использования категории земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Как следует из материалов дела, вид разрешенного использования - "под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж)" указан при кадастровом учете земельного участка до введения здания Арбитражного суда Республики Тыва в эксплуатацию.
При этом на основании передаточного акта от 03.08.2009 N 280 ТУ ФАУГИ по Республике Тыва и распоряжения ФАУГИ по Республике Тыва от 17.07.2009 N 5-721/1, Арбитражному суду Республики Тыва выдано свидетельство о государственной регистрации права на оперативное управление законченного строительством здания суда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что если в государственном кадастре продолжает значиться иное использование земельного участка (под завершение строительства административного здания), данное обстоятельство не свидетельствует о нецелевом использовании заявителем земельного участка.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае самостоятельный выбор вида разрешенного использования Арбитражным судом Республики Тыва противоречит нормам материального права, не принимается во внимание, так как основана на неправильном толковании заявителем положений ст. 7 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы на необходимость в рассматриваемом случае принять во внимание данные государственного кадастра, устанавливающие вид разрешенного использования и являющиеся обязательными для применения, отклоняется, поскольку завершение строительства здания Арбитражного суда Республики Тыва и его передача в оперативное управление заявителю оформлено соответствующими документами ФАУГИ по Республике Тыва.
Учитывая, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" собственник земельного участка вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка путем внесения соответствующих изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка и при этом данным Законом не установлен предельный срок обращения за внесением в государственный кадастр соответствующих изменений, ссылка административного органа на то обстоятельство, что у Арбитражного суда Республики Тыва отсутствует документ, устанавливающий разрешенное использование спорного земельного участка - эксплуатация здания Арбитражного суда Республики Тыва, является несостоятельной.
Кроме того, доказательств того, что в результате ввода в эксплуатацию здания суда нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Тыва от 28.06.2012 по делу N 38 о привлечении Арбитражного суда Республики Тыва к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2012 года по делу N А41-33859/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-33859/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А41-33859/12
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (Арбитражный суд Республики Тыва) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва) - Халилуллин Р.М., представитель по доверенности N 01-29-16 от 11.09.2012;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва на решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2012 по делу N А41-33859/12,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению Арбитражного суда Республики Тыва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Тыва об оспаривании постановления,
установил:
Арбитражный суд Республики Тыва (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 28.06.2012 N 38.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2012 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Республике Тыва обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Тыва поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Арбитражный суд Республики Тыва, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, по средствам электронной связи представил отзыв на апелляционную жалобу и заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела и оригиналы материалов административного дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 12.04.2012 N ЮЛ-5229 Управлением Росреестра по Республике Тыва в присутствии представителя Арбитражного суда Республики Тыва 14.06.2012 проведена плановая документарная/выездная проверка соблюдения Арбитражным судом Республики Тыва требований земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268, площадью 6 687 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, предназначенный для использования под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж), принадлежащий Арбитражному суду Республики Тыва на праве постоянного (бессрочного) пользования, используется не по целевому назначению, что нарушает нормы статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем составлен акт проверки от 14.06.2012 N 110 с приложением фотоматериалов.
Копия указанного акта с приложенными документами вручена и.о. председателя Арбитражного суда Республики Тыва Ажи В.А.-О. под расписку.
14.06.2012 в присутствии представителя заявителя административным органом в отношении Арбитражного суда Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
Постановлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 28.06.2012 N 38 Арбитражный суд Республики Тыва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Арбитражный суд Республики Тыва обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого судебного акта, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названой статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из смысла статьи 8.8 КоАП РФ использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
К числу субъектов ответственности по указанной норме относятся юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями и арендаторами земельных участков.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется виновным использованием земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель, осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Арбитражному суду Республики Тыва на основании Постановления Мэрии города Кызыла от 16.12.2008 N 1904 на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268, имеющий категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж), площадью 6 687 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2009 сделана запись регистрации N 17-17-01/045/2009-335 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.03.2009 N 17-АВ 017493.
После окончания строительства административное здание Арбитражного суда Республики Тыва на спорном земельном участке введено в эксплуатацию, и, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 17.07.2009 N 5-721/1 и передаточного акта Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 03.08.2009 N 280, находится у заявителя на праве оперативного управления.
Таким образом, факт использования земельного участка под размещение здания Арбитражного суда Республики Тыва подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Арбитражного суда Республики Тыва на земельный участок серии 17-АВ 017493, земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105022:268 отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно статьям 25, 26, 29 ЗК РФ права землепользователя на земельный участок возникают после вынесения соответствующего решения органом исполнительной власти и выдачи документов, удостоверяющих право пользования земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельный участок удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Статьей 85 ЗК РФ конкретизированы виды разрешенного использования категории земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Как следует из материалов дела, вид разрешенного использования - "под завершение строительства административного здания с вспомогательными строениями (электростанция, гараж)" указан при кадастровом учете земельного участка до введения здания Арбитражного суда Республики Тыва в эксплуатацию.
При этом на основании передаточного акта от 03.08.2009 N 280 ТУ ФАУГИ по Республике Тыва и распоряжения ФАУГИ по Республике Тыва от 17.07.2009 N 5-721/1, Арбитражному суду Республики Тыва выдано свидетельство о государственной регистрации права на оперативное управление законченного строительством здания суда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что если в государственном кадастре продолжает значиться иное использование земельного участка (под завершение строительства административного здания), данное обстоятельство не свидетельствует о нецелевом использовании заявителем земельного участка.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае самостоятельный выбор вида разрешенного использования Арбитражным судом Республики Тыва противоречит нормам материального права, не принимается во внимание, так как основана на неправильном толковании заявителем положений ст. 7 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы на необходимость в рассматриваемом случае принять во внимание данные государственного кадастра, устанавливающие вид разрешенного использования и являющиеся обязательными для применения, отклоняется, поскольку завершение строительства здания Арбитражного суда Республики Тыва и его передача в оперативное управление заявителю оформлено соответствующими документами ФАУГИ по Республике Тыва.
Учитывая, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" собственник земельного участка вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка путем внесения соответствующих изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка и при этом данным Законом не установлен предельный срок обращения за внесением в государственный кадастр соответствующих изменений, ссылка административного органа на то обстоятельство, что у Арбитражного суда Республики Тыва отсутствует документ, устанавливающий разрешенное использование спорного земельного участка - эксплуатация здания Арбитражного суда Республики Тыва, является несостоятельной.
Кроме того, доказательств того, что в результате ввода в эксплуатацию здания суда нанесен вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Тыва от 28.06.2012 по делу N 38 о привлечении Арбитражного суда Республики Тыва к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2012 года по делу N А41-33859/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)