Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Жерненко Е.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Г. к Администрации MP Уфимский район РБ, Администрации СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ о признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу РБ, ... отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу: ..., указав, что в ... г. истцу по заявлению показали земельный участок под застройку, заявление пропало.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание справку сельсовета о предоставлении спорного земельного участка, кадастровый паспорт и признание иска одним из ответчиков; суд не указал основания отказа в удовлетворении иска и не дал оценки представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Г., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" органы местного самоуправления в Республике Башкортостан: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земельных участков, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Из материалов дела следует, что Г. просит признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., пояснив, что участок был предоставлен ему под застройку жилого дома в ... году администрацией сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ. На указанный участок площадью ... кв. м имеется кадастровый паспорт N ..., присвоен кадастровый номер N ..., разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 59).
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно указал, что поскольку истцом не представлено доказательств, что спорный земельный участок ему в установленном законом не предоставлялся, то его исковые требования о признании права собственности на указанный земельный участок удовлетворены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы Г., что суд не принял во внимание, что представитель Администрации СП Красноярский С. район РБ признал исковые требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В силу закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, вместе с тем, суду не представлены сведения, что Администрации Сельского Поселения Красноярский С. район РБ переданы полномочия по вопросам предоставления земельных участков, кроме того, Администрация СП Красноярский С. район РБ не является единственным ответчиком по данному делу.
Довод апелляционной жалобы, что на указанный земельный участок оформлен кадастровый паспорт также не может быть принят во внимание, так как кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой только выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики земельного участка, но не свидетельствует о правомерном выделении данного земельного участка истцу.
Иные доводы Г., изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Е.В.ЖЕРНЕНКО
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-964/2013
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N 33-964/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Жерненко Е.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Г. к Администрации MP Уфимский район РБ, Администрации СП Красноярский сельсовет MP Уфимский район РБ о признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу РБ, ... отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу: ..., указав, что в ... г. истцу по заявлению показали земельный участок под застройку, заявление пропало.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание справку сельсовета о предоставлении спорного земельного участка, кадастровый паспорт и признание иска одним из ответчиков; суд не указал основания отказа в удовлетворении иска и не дал оценки представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Г., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" органы местного самоуправления в Республике Башкортостан: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земельных участков, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Из материалов дела следует, что Г. просит признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., пояснив, что участок был предоставлен ему под застройку жилого дома в ... году администрацией сельского поселения Красноярский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ. На указанный участок площадью ... кв. м имеется кадастровый паспорт N ..., присвоен кадастровый номер N ..., разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 59).
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно указал, что поскольку истцом не представлено доказательств, что спорный земельный участок ему в установленном законом не предоставлялся, то его исковые требования о признании права собственности на указанный земельный участок удовлетворены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы Г., что суд не принял во внимание, что представитель Администрации СП Красноярский С. район РБ признал исковые требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В силу закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, вместе с тем, суду не представлены сведения, что Администрации Сельского Поселения Красноярский С. район РБ переданы полномочия по вопросам предоставления земельных участков, кроме того, Администрация СП Красноярский С. район РБ не является единственным ответчиком по данному делу.
Довод апелляционной жалобы, что на указанный земельный участок оформлен кадастровый паспорт также не может быть принят во внимание, так как кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой только выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики земельного участка, но не свидетельствует о правомерном выделении данного земельного участка истцу.
Иные доводы Г., изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Е.В.ЖЕРНЕНКО
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)