Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4647

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N 33-4647


Судья: Остапенко С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам С., Ж., Б. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06.05.2013 года, которым С., Ж., Б. отказано в удовлетворении заявлений об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя заявителей А., поддержавшего доводы жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Б., С., Ж. обратились в суд с указанными выше заявлениями.
Б. просила: признать незаконным решение управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, оформленное письмом от 11.12.2012 года N.., об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения двух земельных участков для размещения торговых павильонов: площадью.. в кадастровом квартале.., расположенного по адресу:..., и площадью... в кадастровом квартале.., расположенного по адресу:... возложить на управление обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать заявителю схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
С. просила: признать незаконными решения администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, оформленные письмами от 06.12.2012 года N... и N..., об отказе в предоставлении земельных участков (площадью.., расположенного по адресу:..; площадью.., расположенного по адресу:..., и площадью..., расположенного по адресу:... для строительства торгово-бытового назначения; возложить на администрацию обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 8 Положения "О предоставлении и прекращении права на земельные участки, находящиеся на территории Балаковского муниципального района", утвержденного решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.12.2006 года N 182.
Ж. просил: признать незаконным решение управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, оформленное письмом от 11.12.2012 года N..., об отказе в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков для размещения торговых павильонов: площадью... в кадастровом квартале..., расположенного по адресу:...., расположенного по адресу:.. и детской поликлиникой; возложить на управление обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать заявителю схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 08.02.2013 года дела по указанным заявлениям объединены одно производство.
Рассмотрев поступившие заявления, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Б., С., Ж. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы Б. Ж. указывают, что из писем управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 31.08.2012 года и от 08.06.2012 года следует, что вопрос о выделении им земельных участков решен положительно, данные письма не отзывались, недействительными не признавались. Кроме того, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не наделена полномочиями по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в силу требований статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьи 32 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области.
С. указывает, что испрашиваемые ею земельные участки расположены в зоне Ж1 (многоэтажная жилая застройка), позволяющей в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области размещение на спорных земельных отдельно стоящих и встроено-пристроенных объектов всех уровней обслуживания. Заявитель ставила вопрос о предоставлении земельных участков для размещения торгово-бытового обслуживания, а не о строительстве гипермаркета, супермаркета, торгового комплекса/центра, мелкооптового рынка, рынка продовольственных и промышленных. Органом местного самоуправления не представлены доказательства, подтверждающие, что С. испрашивала земельные участки для размещения объектов, указанных в пункте 6 в классе V главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для которых требуется установление санитарно-защитной зоны в 50 м, а также доказательств гипотетических границ санитарно-защитных зон, наложения границ земельных участков. Манипуляции с формулировкой адресного обозначения "напротив дома N 7" и "район дома N 7" позволяют экстраполировать вывод о наложении границ земельных участков.
Заявители Б., С., Ж., представитель заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве я предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в гантельный орган государственной власти или орган местного самоуправления, усмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может подано через многофункциональный центр.
В силу пункта 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи рассматривает заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ)
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения стационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В; данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующе территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещение объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 11.12.2012 года управление по распоряжению муниципальной собственности и земельным ресурсам администрации Балаковского муниципального района Саратовской области сообщило Б. и Ж. об отказе в утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков, поскольку Координационный совет по размещению объектов потребительского рынка на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, заседавший 23.11.2012 года, принял решение отказать заявителям в выделении земельных участков, в связи с несоответствием данных участков Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных министерством экономического развития и торговли Саратовской области и постановлению администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25.06.2010 года N 2245.
С. администрация Балаковского муниципального района отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков для строительства объектов торгово-бытового обслуживания 06.12.2012 года, указав, что земельный участок, расположенный по адресу:... находится вблизи указанного многоквартирного жилого дома. В соответствии с пунктом 6 раздела V главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 01.03.2008 года "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74, расстояние от отдельно стоящих объектов торговли до территории многоквартирных жилых домов должно составлять 50 метров. Данное расстояние не выдерживается. Кроме того, испрашиваемый участок расположен в глубине жилого массива и не обеспечен подъездной дорогой, что противоречит пункту 5.10 региональных нормативов градостроительного проектирования.
Земельный участок, расположенный по адресу:..., который согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный объект с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажной жилой застройки.
Земельный участок, расположенный по адресу:..., частично расположен на придомовой территории многоквартирных жилых домов N.. Земельные участки многоквартирных домов N... сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, распоряжение данными участками осуществляют собственники помещений данных многоквартирных жилых домов. Кроме того, не выдерживается расстояние от отдельно стоящих объектов торговли до территории многоквартирных жилых домов, предусмотренное пунктом 6 раздела V главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 01.03.2008 года "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказов органа местного самоуправления в утверждении и выдаче Б. и Ж. схем расположения испрашиваемых земельных участков, а также в предоставлении испрашиваемых земельных участков С.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доказательства, опровергающие основания, послужившие к отказу органа местного самоуправления в утверждении схем расположения и предоставлении испрашиваемых заявителями земельных участков, отсутствуют.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25.05.2010 года N 2245, с учетом изменений от 19.06.2012 года, размещение торговых павильонов по адресам:., между домом N... и детской поликлиникой, не предусмотрено.
Довод жалобы о том, что указанные земельные участки расположены в зоне Ж1 (многоэтажная жилая застройка), позволяющей в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Саратовской области размещение на спорных земельных участках объектов торгово-бытового обслуживания (торговых павильонов), во внимание не принимается, поскольку размещение указанных объектов должно соответствовать приказу министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 29.03.2010 года N 177 и Схеме размещения нестационарных объектов, утвержденных постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 25.06.2010 года N 2245.
Довод о том, что администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не наделена полномочиями по утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанный акт органа местного самоуправления является действующим, в установленном законом порядке незаконным не признан и не отменен.
Как правильно указал суд первой инстанции указание в сообщении администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 06.12.2012 года N... на место расположения земельного участка, испрашиваемого С., "район дома N 7 по улице.." вместо "напротив дома N 7" правового значения не имеет, так как земельный участок в любом случае находится в зоне многоэтажной застройки.
В обоснованиях использования С. испрашиваемых земельных участков, представленных в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области, указано, что на указанных участках в территориальной зоне Ж1 С. планирует строительство магазинов и объектов бытового обслуживания.
Учитывая размеры испрашиваемых земельных участков (... квадратных метров) не исключается размещение на них супермаркетов, торговых комплексов и центров, многофункциональных комплексов, к которым подлежат применению требования пункта 6 раздела V главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 01.03.2008 года "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74.
Таким образом, довод С. о необоснованности ссылки администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на несоблюдение санитарно-защитной зоны при строительстве заявителем объектов торгово-бытового обслуживания на спорных земельных участках, не состоятелен.
Иные доводы апелляционных жалоб о неправильной оценке судом представленных доказательств не могут являться основанием для отмены решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему статьей 67 ГПК РФ, устанавливающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований к переоценке не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 06.05.2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы С., Ж., Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)