Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Золотарев С.И., директор, Сохина В.А., доверенность от 26 ноября 2012 г., Афанасьева О.В., доверенность от 26 ноября 2012 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 20 декабря 2012 г. N 509;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Департамента благоустройства и экологии городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. по делу N А55-17269/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (ИНН 6311104236, ОГРН 1086311000490), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент благоустройства и экологии городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконными отказов от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3597/11-а в предоставлении земельных участков в аренду, обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду и направлении Обществу проекта договора аренды на земельные участки, расположенные по следующим адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными отказы Министерства имущественных отношений Самарской области от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3597/11-а в предоставлении земельных участков в аренду.
При этом суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что из анализа п. 5.1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" следует, что установка рекламных конструкций может осуществляться исключительно на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Заключение договоров аренды для целей размещения рекламных конструкций действующим законодательством не предусмотрено.
ООО "Реклама-ТАЙМ" незаконно использует спорные земельные участки, а выданные разрешения на установку рекламной конструкции являются недействительными, поскольку выданы с нарушением требований действующего законодательства.
Согласия на присоединение рекламных конструкций к земельным участкам Министерством даны не были, а, следовательно, основания для выдачи разрешений на установку рекламных конструкций отсутствовали.
Указанная выше ситуация позволила ООО "Реклама-ТАЙМ" незаконно, без проведения торгов, установить и использовать рекламные конструкции, что бесспорно ущемляет права не только Министерства, но и иных лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" равный доступ к заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Министерство в апелляционной жалобе также указывает, что действующим законодательством четко установлена не только форма договора, заключаемого для целей установки рекламной конструкции (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции), но и порядок его заключения - торги.
Вместе с тем, земельные участки в настоящее время уже незаконно (без договора с правообладателем земельных участков) заняты заявителем.
Таким образом, проведение торгов в данном случае невозможно, поскольку иные участники торгов окажутся в неравных условиях с ООО "Реклама-ТАЙМ". Победителям торгов потребуется предъявлять негаторные иски об освобождении имущества. Кроме того, победитель торгов может предъявить исковые требования к Министерству о взыскании убытков в связи с несоответствием предмета торгов условиям конкурсной документации.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного Министерством ходатайства о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств ответа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13 марта 2013 г. N 15-07-05/13829 на запрос от 21 февраля 2013 г. N 12/2094, выписки Департамента управления имуществом городского округа Самара из реестра от 11 марта 2013 г. N 15-07-06/13141, поскольку Министерством не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него. При этом суд учитывает, что запрос Министерством направлялся уже после рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01 декабря 2011 г. Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков под установку рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов NN 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61 (т. 1 л.д. 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27).
Письмами от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3595/11-а Министерство отказало в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков (т. 1 л.д. 28 - 51).
Основанием для отказа явилось непредставление заявителем документа, подтверждающего возникновение прав на временный объект (рекламные конструкции), расположенные на указанных земельных участках.
Полагая названные отказы незаконными и нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Отношение по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором - договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В силу п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), исходя из постановления главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящем случае по заявлениям Общества Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары обращения с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не направлялись. На момент обращения Общества в арбитражный суд утвержденные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары схемы расположения земельных участков не получены.
Таким образом, Министерство не выполнило возложенную на него Порядком обязанность по запросу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков.
В расписках от 01 декабря 2011 г. цель предоставления участков определена как "под установку рекламной конструкции с дальнейшей эксплуатацией".
То обстоятельство, что в графе "вид права" указано "в аренду" не может рассматриваться как отказ или невозможность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, т.к. согласно указанным распискам цель предоставления полностью идентична названию договора, а именно на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что не противоречит законодательству в области рекламы.
Частью 5.1 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
При этом специальные нормы по порядку и форме предоставления земельного участка уполномоченными органами при установке рекламных конструкций не отменяют обязанности Департамента строительства по утверждению схемы расположения в целях последующего формирования испрашиваемого участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции отклонил довод Министерства о непредоставлении заявителем документа, подтверждающего возникновение прав на рекламные конструкции, расположенные на указанных земельных участках.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что основания, по которым заявителю было отказано в предоставлении земельных участков, противоречат ст. 34 ЗК РФ, ст. 19 Закона о рекламе.
Оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы заявителя, так как препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемых земельных участках.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.
Довод Министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что разрешения на установку рекламных конструкций аннулированы Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по причине нарушения действующего законодательства при их издании, со ссылкой на решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8524/2012, подлежит отклонению.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20 февраля 2013 г. по делу N А55-8524/2012 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г., признал приказы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара "Об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций" от 11 ноября 2011 г. N Д05-01-05/94, "О внесении изменений в приказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11 ноября 2011 г. N Д05-01-05/94" от 02 декабря 2011 г. N Д05-01-05/100 недействительными.
Таким образом, у Общества имеются разрешения на установку рекламных конструкций.
Надлежащих доказательств того, что земельные участки, на которых находятся рекламные конструкции, относятся к муниципальной собственности, в материалы дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено.
Кроме того, в оспариваемых отказах Министерство не ссылалось на разграничение собственности в отношении земельных участков и нахождение их в муниципальной собственности.
Принимая во внимание, что заявление Общества фактически не рассмотрено, без соблюдения процедуры своевременной публикации о предоставлении участка в средствах массовой информации, а при наличии оснований организации процедуры проведения торгов, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд первой инстанции обязал Министерство после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения по существу ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61 и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что удовлетворение требований Общества в части обязания Министерства принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и направлении проекта договора аренды в настоящем случае означало бы нарушение интересов других лиц, которые имеют право также обратиться с заявлением о предоставлении спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством, что противоречит основным принципам земельного законодательства, установленным ст. 1 ЗК РФ. Любое лицо вправе претендовать на предоставление земельного участка на условиях равенства с иными претендентами.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. по делу N А55-17269/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-17269/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. по делу N А55-17269/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Золотарев С.И., директор, Сохина В.А., доверенность от 26 ноября 2012 г., Афанасьева О.В., доверенность от 26 ноября 2012 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 20 декабря 2012 г. N 509;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Департамента благоустройства и экологии городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. по делу N А55-17269/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (ИНН 6311104236, ОГРН 1086311000490), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент благоустройства и экологии городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконными отказов от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3597/11-а в предоставлении земельных участков в аренду, обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду и направлении Обществу проекта договора аренды на земельные участки, расположенные по следующим адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными отказы Министерства имущественных отношений Самарской области от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3597/11-а в предоставлении земельных участков в аренду.
При этом суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что из анализа п. 5.1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" следует, что установка рекламных конструкций может осуществляться исключительно на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Заключение договоров аренды для целей размещения рекламных конструкций действующим законодательством не предусмотрено.
ООО "Реклама-ТАЙМ" незаконно использует спорные земельные участки, а выданные разрешения на установку рекламной конструкции являются недействительными, поскольку выданы с нарушением требований действующего законодательства.
Согласия на присоединение рекламных конструкций к земельным участкам Министерством даны не были, а, следовательно, основания для выдачи разрешений на установку рекламных конструкций отсутствовали.
Указанная выше ситуация позволила ООО "Реклама-ТАЙМ" незаконно, без проведения торгов, установить и использовать рекламные конструкции, что бесспорно ущемляет права не только Министерства, но и иных лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" равный доступ к заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Министерство в апелляционной жалобе также указывает, что действующим законодательством четко установлена не только форма договора, заключаемого для целей установки рекламной конструкции (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции), но и порядок его заключения - торги.
Вместе с тем, земельные участки в настоящее время уже незаконно (без договора с правообладателем земельных участков) заняты заявителем.
Таким образом, проведение торгов в данном случае невозможно, поскольку иные участники торгов окажутся в неравных условиях с ООО "Реклама-ТАЙМ". Победителям торгов потребуется предъявлять негаторные иски об освобождении имущества. Кроме того, победитель торгов может предъявить исковые требования к Министерству о взыскании убытков в связи с несоответствием предмета торгов условиям конкурсной документации.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного Министерством ходатайства о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств ответа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13 марта 2013 г. N 15-07-05/13829 на запрос от 21 февраля 2013 г. N 12/2094, выписки Департамента управления имуществом городского округа Самара из реестра от 11 марта 2013 г. N 15-07-06/13141, поскольку Министерством не представлено доказательств невозможности предоставления указанных документов в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него. При этом суд учитывает, что запрос Министерством направлялся уже после рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01 декабря 2011 г. Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков под установку рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов NN 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61 (т. 1 л.д. 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27).
Письмами от 15 марта 2012 г. N N 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3595/11-а Министерство отказало в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков (т. 1 л.д. 28 - 51).
Основанием для отказа явилось непредставление заявителем документа, подтверждающего возникновение прав на временный объект (рекламные конструкции), расположенные на указанных земельных участках.
Полагая названные отказы незаконными и нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Отношение по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором - договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В силу п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), исходя из постановления главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящем случае по заявлениям Общества Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары обращения с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории не направлялись. На момент обращения Общества в арбитражный суд утвержденные Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары схемы расположения земельных участков не получены.
Таким образом, Министерство не выполнило возложенную на него Порядком обязанность по запросу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков.
В расписках от 01 декабря 2011 г. цель предоставления участков определена как "под установку рекламной конструкции с дальнейшей эксплуатацией".
То обстоятельство, что в графе "вид права" указано "в аренду" не может рассматриваться как отказ или невозможность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, т.к. согласно указанным распискам цель предоставления полностью идентична названию договора, а именно на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что не противоречит законодательству в области рекламы.
Частью 5.1 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
При этом специальные нормы по порядку и форме предоставления земельного участка уполномоченными органами при установке рекламных конструкций не отменяют обязанности Департамента строительства по утверждению схемы расположения в целях последующего формирования испрашиваемого участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции отклонил довод Министерства о непредоставлении заявителем документа, подтверждающего возникновение прав на рекламные конструкции, расположенные на указанных земельных участках.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что основания, по которым заявителю было отказано в предоставлении земельных участков, противоречат ст. 34 ЗК РФ, ст. 19 Закона о рекламе.
Оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы заявителя, так как препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемых земельных участках.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.
Довод Министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что разрешения на установку рекламных конструкций аннулированы Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара по причине нарушения действующего законодательства при их издании, со ссылкой на решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8524/2012, подлежит отклонению.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20 февраля 2013 г. по делу N А55-8524/2012 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г., признал приказы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара "Об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций" от 11 ноября 2011 г. N Д05-01-05/94, "О внесении изменений в приказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11 ноября 2011 г. N Д05-01-05/94" от 02 декабря 2011 г. N Д05-01-05/100 недействительными.
Таким образом, у Общества имеются разрешения на установку рекламных конструкций.
Надлежащих доказательств того, что земельные участки, на которых находятся рекламные конструкции, относятся к муниципальной собственности, в материалы дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции не представлено.
Кроме того, в оспариваемых отказах Министерство не ссылалось на разграничение собственности в отношении земельных участков и нахождение их в муниципальной собственности.
Принимая во внимание, что заявление Общества фактически не рассмотрено, без соблюдения процедуры своевременной публикации о предоставлении участка в средствах массовой информации, а при наличии оснований организации процедуры проведения торгов, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд первой инстанции обязал Министерство после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения по существу ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов N N 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61 и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на то, что удовлетворение требований Общества в части обязания Министерства принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и направлении проекта договора аренды в настоящем случае означало бы нарушение интересов других лиц, которые имеют право также обратиться с заявлением о предоставлении спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством, что противоречит основным принципам земельного законодательства, установленным ст. 1 ЗК РФ. Любое лицо вправе претендовать на предоставление земельного участка на условиях равенства с иными претендентами.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2012 г. по делу N А55-17269/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)