Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маштаковой К.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога: представитель по доверенности 61АА1675014 N НЮ-10/252 от 14.09.2012 Шматко С.М.;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области: представитель по доверенности N 61/2013-06 Шварцкоп М.С.;
- от открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Росимущества в Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.05.2013 по делу N А53-2403/2013, принятое судьей Захарченко О.П.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области; Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области,
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие", Территориального управления Росимущества в Ростовской области,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Росимущества в Ростовской области, открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие" о признании незаконным бездействия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем совершения действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом пропущен срок для обжалования действий (бездействия) государственного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что выдача железной дороге кадастрового плана с отметкой о соответствии площади земельного участка материалам межевания, подтверждает факт внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о месторасположении границ такого участка, так как кадастровый план выдается по результатам проведения кадастрового учета. ОАО "РЖД" 09.03.2011 был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в котором отсутствуют сведения об участке как едином землепользовании. В связи, с чем для внесения изменения в сведениях о земельном участке, в части уточнения границ земельного участка, необходимо обратиться в орган кадастрового учета по мессу нахождения объекта недвижимости с заявлением и межевым планом, выполненным в установленном законном порядке, с учетом установленных смежных земельных участков. Фактически обществу было предложено заново выполнить работы по установлению границ земельного участка, которые железная дорога уже проводила в 2002 году, но уже с учетом установленных границ смежных земельных участков, которые сформировали земельные участки в ранее установленных границах участка, нарушая нормы отвода, предусмотренные для земель транспорта. Таким образом, общество не должно нести дополнительных обременений в виде проведения новых кадастровых работ для уточнения местоположения границ земельного участка, вызванных организационно-техническими недостатками в работе органов, осуществляющих деятельность по проведению государственного земельного кадастра.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель государственного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы. Представил суду письмо от 23.01.2013 г. N 22-21/28 об определении системы координат. Суд, совещаясь на месте, протокольным определением приобщил указанное письмо к материалам дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, открытое акционерное общество "Южное аэрогеодезическое предприятие", Территориальное управление Росимущества в Ростовской области представителей в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела открытое акционерное общество "РЖД" является собственником зданий, строений, сооружений в границах земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20, расположенного по адресу: Ростовская область в границах Дубовского района.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области от 30.12.2005 обществу с ограниченной ответственностью "РЖД" был предоставлен данный земельный участок в аренду сроком на одиннадцать месяцев без права капитального строительства.
04 декабря 2002 года Дубовским районным филиалом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ростовской области данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 61:09:000000:0020.
По результатам кадастрового учета в отношении указанного земельного участка за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 61 АА N 385695 от 01.03.2003.
В целях обеспечения безопасности движения и нахождения граждан на объектах железнодорожного транспорта распоряжением Правительства Российской Федерации N 877-р от 17.06.2008 утверждена "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", согласно которой запланировано проектирование и реконструкция участка пути в Дубовском районе. Однако, при подготовке документации по планировке территории, являющейся основанием для проектирования, было установлено, что полоса отвода в Дубовском районе фактически отсутствует в ранее определенных границах.
Согласно позиции заявителя, данное обстоятельство (отсутствие установленных границ) не позволяет ОАО "РЖД", как собственнику объектов недвижимости, расположенных на несформированном земельном участке с кадастровым номером 61:09:000000:0020, привести договор аренды земельного участка в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 264 от 29.04.2006 года "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", а именно: заключить на срок 49 лет с правом капитального строительства.
Заявитель указывает о том, что изложенные обстоятельства нарушают исключительное право ОАО "РЖД" на приобретение в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему недвижимого имущества, закрепленное положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с кодексом.
Бездействие ответчиков, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 61:09:000000:0020 не соответствует положениям части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон о кадастре), согласно которым сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. Выдача Северо-Кавказской железной дороге кадастрового паспорта с указанием того, что площадь участка соответствует результатам межевания является результатом (подтверждением) осуществления государственного кадастрового учета земельного участка уполномоченным органом, а значит, сведения о местоположении границ полосы отвода железной дороги должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что указанное выше бездействие заинтересованных лиц нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:09:0000000:20, расположенном по адресу: Ростовская область, Дубовский район, с декларированной площадью 6856000 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) 04.12.2002 г., на основании заявления гр. Боровика Н.И. N 09-02/02-153, действующего по доверенности от филиала N 586 от 22.11.2002 г. "Об утверждении материалов инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги и границ полосы отвода Куберлевской дистанции пути СКЖД" и схемы границ кадастровых кварталов по состоянию на 30.07.2002 г.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно п. 3 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.
Описание земельного участка 61:09:0000000:20 в орган кадастрового учета не представлялось.
При составлении кадастрового плана земельного участка N 09-02/02-153 от 04.12.2002 г. в строке "Особые отметки" ошибочно указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. По сведения государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка является ориентировочной, границы не уточнены.
Таким образом, ввиду отсутствия представленного Описания земельных участков невозможно внести в государственный кадастр недвижимости сведения об уточненных границах и площади земельного участка 61:09:0000000:20.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что орган кадастрового учета должен внести сведения о границах земельного участка в соответствии со ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку ч. 7 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если сведения и документы об указанном в ч. 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
В материалы дела не представлено заявление общества в орган кадастрового учета в порядке ч. 7 ст. 45 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, земельный участок 61:09:0000000:20 стоит на кадастровом учете как "ранее учтенный". В настоящее время какие-либо основания внесения дополнительных сведений о данном земельном участке, в частности сведения об уточнении границ земельного участка, отсутствуют.
Также необоснован довод апелляционной жалобы о том, что орган кадастрового учета обязан уведомить общество о необходимости проведения работ по переводу межевого дела в нужную систему координат, поскольку действующим законодательством такая обязанность не возложена на орган кадастрового учета.
Землеустроительные (межевые) дела являются составной частью государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Полномочия по ведению указанного государственного фонда данных, в соответствии с п. п. 5.1.2, 5.1.11, 5.1.15 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, в ФГБУ "ФКП Росреестра" землеустроительное дело отсутствует. Копия землеустроительного дела была передана в ФГБУ "ФКП Росреестра" ОАО "Российские железные дороги" при направлении обращения от 11.01.2012 г.
Кроме того, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367 - О установлено положение, согласно которому само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). В то же время, отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок является сроком существования права на обжалование ненормативного правового акта, решений и действий государственных органов и органов местного самоуправления.
При этом под уважительными причинами, дающими право суду восстановить срок на обжалование ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов и органов местного самоуправления понимаются исключительные и непреодолимые обстоятельства, которые не позволили своевременно обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решений (действий).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что что предмет заявленных требований сформулирован в качестве признания незаконным бездействия. Однако, по существу, основанием для оспаривания послужило письмо Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 30.01.2012 N 12-Исх/0040.
Заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога об оспаривании бездействия заинтересованных лиц поступило в арбитражный суд 13.02.2013, при этом заявителю стало известно о том, что у кадастровой палаты отсутствует правовая возможность внести сведения в государственный кадастр недвижимости об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:000000:0020 по землеустроительному делу, из содержания письма от 30.01.2012.
Соответственно, настоящее заявления подано заявителем по истечению срока установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле и при условии, если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. ОАО "РЖД" не заявляло в суде первой инстанции ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок не является сроком исковой давности, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются, данный срок может применяться как по инициативе суда, так и по ходатайству стороны, в материалах дела имеется письменное ходатайство заинтересованного лица об истечении пропуска срока для обжалования.
Более того, в материалы дела не представлены доказательства обращения заинтересованного лица, в частности открытого акционерного общества "РЖД", с заявлением в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" имеющем своей целью внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).
Таким образом, пропуск обществом срока для обжалования действий (бездействия) государственного органа, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель железной дороги пояснил, что фактически не может возражать против вывода суд первой инстанции о пропуске срока на обжалования действий (решения) регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2013 по делу N А53-2403/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2013 N 15АП-10205/2013 ПО ДЕЛУ N А53-2403/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. N 15АП-10205/2013
Дело N А53-2403/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маштаковой К.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога: представитель по доверенности 61АА1675014 N НЮ-10/252 от 14.09.2012 Шматко С.М.;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области: представитель по доверенности N 61/2013-06 Шварцкоп М.С.;
- от открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Росимущества в Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.05.2013 по делу N А53-2403/2013, принятое судьей Захарченко О.П.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказская железная дорога
к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области; Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области,
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие", Территориального управления Росимущества в Ростовской области,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Росимущества в Ростовской области, открытого акционерного общества "Южное аэрогеодезическое предприятие" о признании незаконным бездействия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем совершения действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом пропущен срок для обжалования действий (бездействия) государственного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что выдача железной дороге кадастрового плана с отметкой о соответствии площади земельного участка материалам межевания, подтверждает факт внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о месторасположении границ такого участка, так как кадастровый план выдается по результатам проведения кадастрового учета. ОАО "РЖД" 09.03.2011 был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в котором отсутствуют сведения об участке как едином землепользовании. В связи, с чем для внесения изменения в сведениях о земельном участке, в части уточнения границ земельного участка, необходимо обратиться в орган кадастрового учета по мессу нахождения объекта недвижимости с заявлением и межевым планом, выполненным в установленном законном порядке, с учетом установленных смежных земельных участков. Фактически обществу было предложено заново выполнить работы по установлению границ земельного участка, которые железная дорога уже проводила в 2002 году, но уже с учетом установленных границ смежных земельных участков, которые сформировали земельные участки в ранее установленных границах участка, нарушая нормы отвода, предусмотренные для земель транспорта. Таким образом, общество не должно нести дополнительных обременений в виде проведения новых кадастровых работ для уточнения местоположения границ земельного участка, вызванных организационно-техническими недостатками в работе органов, осуществляющих деятельность по проведению государственного земельного кадастра.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель государственного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы. Представил суду письмо от 23.01.2013 г. N 22-21/28 об определении системы координат. Суд, совещаясь на месте, протокольным определением приобщил указанное письмо к материалам дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, открытое акционерное общество "Южное аэрогеодезическое предприятие", Территориальное управление Росимущества в Ростовской области представителей в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела открытое акционерное общество "РЖД" является собственником зданий, строений, сооружений в границах земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20, расположенного по адресу: Ростовская область в границах Дубовского района.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области от 30.12.2005 обществу с ограниченной ответственностью "РЖД" был предоставлен данный земельный участок в аренду сроком на одиннадцать месяцев без права капитального строительства.
04 декабря 2002 года Дубовским районным филиалом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ростовской области данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 61:09:000000:0020.
По результатам кадастрового учета в отношении указанного земельного участка за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 61 АА N 385695 от 01.03.2003.
В целях обеспечения безопасности движения и нахождения граждан на объектах железнодорожного транспорта распоряжением Правительства Российской Федерации N 877-р от 17.06.2008 утверждена "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", согласно которой запланировано проектирование и реконструкция участка пути в Дубовском районе. Однако, при подготовке документации по планировке территории, являющейся основанием для проектирования, было установлено, что полоса отвода в Дубовском районе фактически отсутствует в ранее определенных границах.
Согласно позиции заявителя, данное обстоятельство (отсутствие установленных границ) не позволяет ОАО "РЖД", как собственнику объектов недвижимости, расположенных на несформированном земельном участке с кадастровым номером 61:09:000000:0020, привести договор аренды земельного участка в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 264 от 29.04.2006 года "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", а именно: заключить на срок 49 лет с правом капитального строительства.
Заявитель указывает о том, что изложенные обстоятельства нарушают исключительное право ОАО "РЖД" на приобретение в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему недвижимого имущества, закрепленное положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с кодексом.
Бездействие ответчиков, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 61:09:000000:0020 не соответствует положениям части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон о кадастре), согласно которым сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. Выдача Северо-Кавказской железной дороге кадастрового паспорта с указанием того, что площадь участка соответствует результатам межевания является результатом (подтверждением) осуществления государственного кадастрового учета земельного участка уполномоченным органом, а значит, сведения о местоположении границ полосы отвода железной дороги должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что указанное выше бездействие заинтересованных лиц нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:09:0000000:20, расположенном по адресу: Ростовская область, Дубовский район, с декларированной площадью 6856000 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости (ранее - государственный земельный кадастр) 04.12.2002 г., на основании заявления гр. Боровика Н.И. N 09-02/02-153, действующего по доверенности от филиала N 586 от 22.11.2002 г. "Об утверждении материалов инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги и границ полосы отвода Куберлевской дистанции пути СКЖД" и схемы границ кадастровых кварталов по состоянию на 30.07.2002 г.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно п. 3 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков.
Описание земельного участка 61:09:0000000:20 в орган кадастрового учета не представлялось.
При составлении кадастрового плана земельного участка N 09-02/02-153 от 04.12.2002 г. в строке "Особые отметки" ошибочно указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. По сведения государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка является ориентировочной, границы не уточнены.
Таким образом, ввиду отсутствия представленного Описания земельных участков невозможно внести в государственный кадастр недвижимости сведения об уточненных границах и площади земельного участка 61:09:0000000:20.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что орган кадастрового учета должен внести сведения о границах земельного участка в соответствии со ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку ч. 7 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если сведения и документы об указанном в ч. 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
В материалы дела не представлено заявление общества в орган кадастрового учета в порядке ч. 7 ст. 45 от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, земельный участок 61:09:0000000:20 стоит на кадастровом учете как "ранее учтенный". В настоящее время какие-либо основания внесения дополнительных сведений о данном земельном участке, в частности сведения об уточнении границ земельного участка, отсутствуют.
Также необоснован довод апелляционной жалобы о том, что орган кадастрового учета обязан уведомить общество о необходимости проведения работ по переводу межевого дела в нужную систему координат, поскольку действующим законодательством такая обязанность не возложена на орган кадастрового учета.
Землеустроительные (межевые) дела являются составной частью государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Полномочия по ведению указанного государственного фонда данных, в соответствии с п. п. 5.1.2, 5.1.11, 5.1.15 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, в ФГБУ "ФКП Росреестра" землеустроительное дело отсутствует. Копия землеустроительного дела была передана в ФГБУ "ФКП Росреестра" ОАО "Российские железные дороги" при направлении обращения от 11.01.2012 г.
Кроме того, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367 - О установлено положение, согласно которому само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). В то же время, отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок является сроком существования права на обжалование ненормативного правового акта, решений и действий государственных органов и органов местного самоуправления.
При этом под уважительными причинами, дающими право суду восстановить срок на обжалование ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов и органов местного самоуправления понимаются исключительные и непреодолимые обстоятельства, которые не позволили своевременно обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решений (действий).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что что предмет заявленных требований сформулирован в качестве признания незаконным бездействия. Однако, по существу, основанием для оспаривания послужило письмо Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 30.01.2012 N 12-Исх/0040.
Заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога об оспаривании бездействия заинтересованных лиц поступило в арбитражный суд 13.02.2013, при этом заявителю стало известно о том, что у кадастровой палаты отсутствует правовая возможность внести сведения в государственный кадастр недвижимости об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:000000:0020 по землеустроительному делу, из содержания письма от 30.01.2012.
Соответственно, настоящее заявления подано заявителем по истечению срока установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле и при условии, если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. ОАО "РЖД" не заявляло в суде первой инстанции ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок не является сроком исковой давности, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются, данный срок может применяться как по инициативе суда, так и по ходатайству стороны, в материалах дела имеется письменное ходатайство заинтересованного лица об истечении пропуска срока для обжалования.
Более того, в материалы дела не представлены доказательства обращения заинтересованного лица, в частности открытого акционерного общества "РЖД", с заявлением в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" имеющем своей целью внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 61:09:0000000:20 в границах Дубовского района Ростовской области. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы).
Таким образом, пропуск обществом срока для обжалования действий (бездействия) государственного органа, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель железной дороги пояснил, что фактически не может возражать против вывода суд первой инстанции о пропуске срока на обжалования действий (решения) регистрирующего органа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2013 по делу N А53-2403/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)