Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-14810/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу N А56-14810/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Малтыз И.Н. (доверенность от 10.04.2013)
от заинтересованного лица: Мануйлова О.П. (доверенность от 18.03.2013)
от 3-го лица: Ворона А.С. (доверенность от 09.01.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15743/2013, 13АП-15744/2013) Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 по делу N А56-14810/2013 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Лайнер"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по управлению городским имуществом
о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лайнер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, улица Бухарестская, дом N 142, корп. 1, литера А, для реконструкции гостиницы (гостиничного комплекса) и земельного участка по адресу: Фрунзенский район, Бухарестская ул., (участок 1 (севернее дома N 142, к. 1, литер А, по Бухарестской ул.), для строительства гостиницы (гостиничного комплекса) незаконным, обязании Правительства принять решение о предоставлении указанных земельных участков, для реконструкции гостиницы (гостиничного комплекса) и для строительства гостиницы (гостиничного комплекса) путем издания соответствующего постановления о строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования, просило признать бездействие Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, улица Бухарестская, участок 1 (севернее дома N 142, корп. 1, литера А, по Бухарестской ул.) для строительства гостиницы (гостиничного комплекса) незаконным; обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, улица Бухарестская, участок 1 (севернее дома N 142, корп. 1, литера А, по Бухарестской ул.) кадастровый номер 78:13:7443:30, общей площадью 3442 кв. м для строительства гостиницы (гостиничного комплекса) путем издания соответствующего постановления.
Решением от 30.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая на отсутствие правовых оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в связи с нарушением процедуры предварительного согласования места размещения объекта, нарушением требований действующего законодательства, выразившемся в принятии распоряжения от 25.03.2010 N 973 об утверждении акта выбора земельного участка до утверждения разрешенного использования предоставляемого земельного участка, что противоречит положениям ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Судом первой инстанции не принято во внимание, что на испрашиваемом земельном участке находится здание, принадлежащее Санкт-Петербургу на праве собственности, решение о его сносе в установленном порядке не принималось. Кроме того, Обществом не соблюден заявительный порядок для обращения в Правительство через Комитет по строительству, предусмотренный пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, полагая, что решение суда первой инстанции нарушает права Санкт-Петербурга на самостоятельное управление и распоряжение земельным участком и зданием, расположенным на нем, поскольку доказательства согласования сноса здания на земельном участке заявитель не представил. Кроме того, срок действия акта о выборе земельного участка в настоящее время истек, что препятствует предоставлению земельного участка для строительства.
Общество возразило против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства от 17.03.2009 N 280 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, улица Бухарестская, участок 1 (севернее дома N 142, корп. 1, литера А, по Бухарестской ул.)" с учетом обращения ООО "Лайнер" Обществу разрешено проведение изыскательных работ на земельном участке площадью 2 793 кв. м, с кад. N 78:13:7443:20, расположенном по вышеуказанному адресу, в целях определения возможности проектирования и строительства гостиничного комплекса.
Во исполнение Постановления от 17.03.2009 N 280 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды от 29.04.2009 N 21-ЗКИ0000115 указанного земельного участка для проведения изыскательских работ на срок с 28.04.2009 по 28.03.2010.
Распоряжением КГА от 04.06.2009 N 164-Пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный названным Комитетом для предоставления на инвестиционных условиях, площадь участка - 3442 кв. м, в том числе 2793 кв. м по Постановлению правительства N 280 и 649 кв. м - здание, подлежащее реконструкции.
Распоряжением КГА от 25.03.2010 N 973 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 4.3.10 договора аренды на арендатора возложена обязанность в срок не позднее месяца до окончания срока действия договора представить в СПб ГУ "Управление инвестиций" документацию согласно приложению 3 к договору, необходимую для рассмотрения вопроса о возможности размещения, проектирования и строительства объекта недвижимости на участке.
Ссылаясь на то, что пакет документов, необходимый и достаточный для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства передан Правительству, бездействие Правительства, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка для строительства, нарушает права Общества и не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Санкт-Петербург, регулируется Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение).
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
Согласно пункту 3.17 Положения согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о совершении Обществом необходимых для предоставления земельного участка действий.
Обществом проведены землеустроительные работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением N 78:13:7443:30.
Комитетом по строительству на основании представленного пакета документов подготовлен проект Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении здания и земельного участка для реконструкции и строительства гостиницы (гостиничного комплекса), однако, данный проект не согласован и не утвержден Правительством.
Поскольку наличие законных оснований для непринятия решения о предоставлении испрашиваемого объекта Правительством не доказано, требования заявителя удовлетворены судом правомерно.
Доводы подателей апелляционных жалоб подлежат отклонению апелляционным судом.
Обществом направлен необходимый для принятия постановления пакет документов в уполномоченный Правительством орган до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места разрешения объекта.
Распоряжение КГА от 25.03.2010 N 973 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" никем не оспорено и не признано в судебном порядке недействительным.
Порядок принятия решений о сносе объектов недвижимости при осуществлении инвестиционной деятельности установлен п. 6-1 ст. 3 Закона N 284-43, п. 3.18 Положения, в силу которых в случае наличия на земельном участке находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга объектов капитального строительства, уничтожение которых является необходимым для создания результата инвестирования, Правительством Санкт-Петербурга принимается решение об уничтожении указанных объектов капитального строительства, за исключением объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия), многоквартирных домов, а также объектов капитального строительства, обремененных вещными правами.
При принятии на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга решения о согласовании проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка одновременно рассматривается вопрос о рекомендации КУГИ принять решение об уничтожении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и препятствующих созданию результата инвестирования, на основании которой КУГИ принимает решение об уничтожении объектов.
При этом предусмотренных ст. 3-1 Закона N 282-43 оснований отклонения предложения о предоставлении объекта недвижимости в данном случае не имеется.
При проведении оценки рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости для заключения инвестиционного договора в соответствии с Законом N 282-43 в расчетах приняты в том числе затраты на снос.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 по делу N А56-14810/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)