Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2013 N Ф03-2323/2013 ПО ДЕЛУ N А51-24792/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. N Ф03-2323/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В.Меркуловой
судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой
при участии
- от Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" - представитель не явился;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - представитель не явился;
- от третьих лиц: Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество" - представитель не явился; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 26.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013
по делу N А51-24792/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый"
к Департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным решения
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" (далее - кооператив, СПК "Тигровый") (ОГРН 1072539007749, юридический адрес: 690054, Приморский край, г. Владивосток, ул. Абрикосовая, 36) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724, юридический адрес: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство и об обязании департамента обратиться в администрацию г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, с заключением договора аренды (последующим предоставлением земельного участка в собственность).
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2012, 06.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013, заявление кооператива удовлетворено, решение департамента от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал департамент обратиться в администрацию г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционным судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено процессуальное правопреемство путем замены Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент).
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе департамента, полагающего, что выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права. По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Лазурного участкового лесничества, предоставление которого для целей ведения дачного хозяйства (садоводство) не допускается. Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что судами дана неправильная оценка доводу департамента о несоблюдении СПК "Тигровый" процедуры обращения с заявлением, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили. Отзыв на кассационную жалобу кооперативом не представлен.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.07.2012 СПК "Тигровый" обратился в департамент с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 100 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 7, для целей, не связанных со строительством, под садоводство.
Департамент письмом от 03.08.2012 N 29/06/02-14/16457, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 22 части выделов 5, 6, 7,8, 9, в квартале 23 части выделов 1, 12, 13, 14 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защитности - лесопарковая зона), указывая на то, что департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов, в предоставлении земельного участка отказал. Также указал на несоблюдение кооперативом процедуры обращения с заявлением в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Ссылаясь на незаконность решения департамента, нарушение прав и законных интересов кооператива, СПК "Тигровый" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, применив положения статей 29, 34, 67, 84, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 7 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, приняв во внимание решение Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановление Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, пришел к выводу о наличии в совокупности условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения.
Апелляционный суд поддержал выводы арбитражного суда первой инстанции.
Выводы судебных инстанций основаны на правильной оценке доказательств по делу, соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат действующему законодательству.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, исходя из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, наделен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Суды обеих инстанций, признавая департамент уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком, отклоняя его довод об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, исходя из положений части 1 статьи 6, части 1 статьи 8, части 3 статьи 23 и статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание данные генерального плана Владивостокского городского округа, сочли недоказанным факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. При этом судами обоснованно указано на то, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с положениями статей 23, 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Судами обоснованно отмечено, что установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно лишь на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Однако в рассматриваемом случае департаментом такие доказательства в материалы не предоставлены.
Установив, что спорный земельный участок расположен в границах земель населенных пунктов в территориальной зоне застройки индивидуальными домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), арбитражные суды, правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения департамента, оформленного письмом 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457, и в целях восстановления нарушенных прав заявителя в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно обязали департамент обратиться в администрацию г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Отклоняя довод департамента о несоблюдении СПК "Тигровый" процедуры обращения, установленной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суды правильно указали на то, что утверждение списка граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Принимая во внимание, что выводы судов обеих инстанций сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 26.12.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу N А51-24792/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Л.К.КУРГУЗОВА
Е.П.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)