Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N А13-1043/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N А13-1043/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу N А13-1043/2013 (судья Корепин С.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтажстрой" (ОГРН 1033500057250, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, общей площадью 8969 кв. м, расположенного в западной части кадастрового квартала по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., равной его рыночной стоимости в размере 2 921 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 13 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., равной его рыночной стоимости в размере 2 921 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с Учреждения за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013. кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области лишь 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51;
- - ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 являются несостоятельными, так как спорные отношения рассматриваемые в деле N 913/11, нормы, установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесение изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не распространялись и заявитель воспользоваться механизмом данного закона не мог;
- - для обжалования результатов определения кадастровой стоимости утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения;
- - незаконным и необоснованным является удовлетворение исковых требований в части взыскания с Учреждения в пользу Общества государственной пошлины в размере 4000 руб. за рассмотрение иска.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Учреждение и Общество представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, общей площадью 8969 кв. м, расположенного в западной части кадастрового квартала по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Ананьинский пер., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.09.2012 серии 35-АБ N 198404.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, установленной по состоянию на 02.06.2012.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с новыми результатами оценки составляет 6 099 996 руб. 28 коп.
Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 2 ноября 2012 года N 01/024, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство оценки", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 10 октября 2012 года в размере 2 921 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
К спорным правоотношениям указанные нормы не применимы, в связи с чем истец лишен возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (до внесения изменений Законом N 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 01/024 от 2 ноября 2012 года, составленным обществом с ограниченной ответственностью "Агентство оценки" (оценщик Макаренко Дмитрий Александрович, являющийся членом саморегулируемой организации - Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков") по состоянию на 10 октября 2012 года рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 2 921 000 руб.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков" N 121204-625-78 от 16 января 2013 года по результатам проведенной в соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности экспертизой отчета N 01/024 подтверждено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив отчет оценщика в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, суд пришел к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 была определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, выполненная оценщиком Макаренко Д.А., определена по состоянию на 10.10.2012.
Таким образом, с момента определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 (02.06.2012) и до составления отчета независимого оценщика (10.10.2012) прошло 3 месяца 9 дней.
Согласно пункту 26 Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (в редакции от 22 октября 2010 года N 509) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Кроме того, во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в суд представлено информационное письмо лица, определившего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1553, из которого следует, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 02.06.2012 аналогична рыночной стоимости, определенной в отчете от 02.11.2012 N 01/024 по состоянию на 10.10.2012 и составляет 2 921 000 руб.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Возражения ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора - отсутствие обращения истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, наличии оснований для оставления иска без рассмотрения, не принимаются судом во внимание ввиду следующего.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2013 года по делу N А13-1043/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.РОМАНОВА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)