Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23936/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А55-23936/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Муравьева С.Ю., Альмашевой Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.
при участии представителей:
истца - закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" - Адамовой Ю.А., доверенность от 09.01.2013 N 20,
в отсутствие:
ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-23936/2012
по иску закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Ульяновская, около д. 77 площадью 27 кв. м, используемого под ТП 2085 по заявлению общества N 12-1/1896/09, выраженного в письме от 23.05.2012 N 12-1/1896/09, о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения заявления N 12-1/1896/09 и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012, требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ министерства незаконным и возложил на министерство обязанность по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения заявления общества и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции, отзыве на жалобу представитель общества просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 24.03.2009 N 12-1/1896/09 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Ульяновская, около д. 77, площадью 27 кв. м, используемого под электросетевой комплекс общества (под ТП-2085).
Заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 04.04.2006, а также техническим паспортом сложного объекта, в состав которого входит и указанная ТП 2085.
По результатам рассмотрения заявления министерство 23.05.2012 уведомлением сообщило обществу об отказе в предоставлении земельного участка по мотиву непредставления кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3, 2.4 вышеуказанного Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок не обращается в Департамент за утверждением схемы, а направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с пунктами 2.5, 2.6 Порядка в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Судами установлено и данное обстоятельство кассатором не оспаривается, что министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, в материалы дела не представлено.
Распоряжением департамента от 25.05.2011 N 403 утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Министерство письмом от 29.06.2011 N 12-1/1896/09 предложило обществу предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, после предоставления которого должен был быть решен вопрос о предоставлении данного земельного участка.
Из представленных заявителем документов следует, что общество обращалось за постановкой испрашиваемого участка на кадастровый учет, однако решением от 10.01.2012 в осуществлении кадастрового учета отказано по причине выявления пересечения границ с другим участком. Вместе с тем, 23.05.2012 министерство уведомило общество об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суды двух инстанций признали, что общество не злоупотребляло собственным правом, обратилось за постановкой на кадастровый учет земельного участка, вместе с тем, выявлены причины, требующие устранения в настоящее время и от заявителя фактически не зависящим.
Так, одна из границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка, что является причиной, препятствующей проведению государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с ФЗ РФ N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Данное обстоятельство об утверждении схемы государственными органами выявлено не было.
С учетом обстоятельств настоящего дела, суды пришли к верному выводу о том, что непредставление паспорта в уполномоченный орган по объективным причинам не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка заявителю.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка в собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов, принимая во внимание, в том числе, решение Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2011 по делу N А55-26325/2010 по заявлению общества к министерству об оспаривании действий последнего, которым требования общества были признаны правомерными.
При наличии бесспорного права общества на приватизацию указанного земельного участка неправомерные действия ответчика не подлежат судебной защите.
В кассационной жалобе доводов, являющихся в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А55-23936/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Г.Д.АЛЬМАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)