Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2013 N 33-4605/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. N 33-4605/2013


Судья: Лукьянова И.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Федосеевой О.А., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Н. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Б.Н. к Р.А., Комитету по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о признании недействительным аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером N..., расположенного в <адрес>, о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам аукциона, и обязании администрацию Вологодского района предоставить ему в собственность без проведения аукциона земельный участок с кадастровым номером N... отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения Б.Н. и его представителя Л., представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района по доверенности К. и Б.Ю., представителей Р.А. по доверенностям ФИО10 и ФИО13, судебная коллегия

установила:

<ДАТА> состоялся аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером N... площадью... кв. м, расположенного в поселке <адрес>, в котором приняли участие Б.Н., Ш.М.Н., З.Р.В., Р.А.
Согласно протоколу об итогах аукциона от <ДАТА> N... победителем аукциона стал Р.А., с которым <ДАТА> заключен договор купли-продажи земельного участка N...
<ДАТА> Б.Н. обратился в суд с иском к Р.А., Комитету по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о признании недействительными аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером N... и договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам аукциона, и возложении на администрацию Вологодского района обязанности предоставить ему в собственность без проведения аукциона земельный участок с кадастровым номером N...
В обоснование исковых требований указал, что в результате кадастровой ошибки, допущенной при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N..., принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости -... оказались на территории земельного участка с кадастровым номером N....
Просил суд признать недействительными аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером N..., расположенного в <адрес> и договор купли-продажи земельного участка, заключенный по результатам аукциона, и обязать администрацию Вологодского района предоставить ему в собственность без проведения аукциона земельный участок с кадастровым номером N....
В судебном заседании истец Б.Н. и его представитель по доверенности Л. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик Р.А. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Р.А. по доверенности Р.О. иск не признала, пояснив, что аукцион по продаже земельного участка проведен в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района по доверенности С. иск не признала.
Представители третьих лиц - администрации сельского поселения Лесковское Вологодского муниципального района, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.Н. ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на нахождение на земельном участке с кадастровым номером N... принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского и земельного законодательства.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Право субъектов Российской Федерации на осуществление управления и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, установлено пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам; организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними; орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков: определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом и победителем торгов в день проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Как следует из материалов дела, Б.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью... кв. м с кадастровым номером N..., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии... N... от <ДАТА> (л.д. 24).
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и являются учтенными.
<ДАТА> Б.Н. обратился в администрацию Вологодского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и находящегося в государственной собственности.
<ДАТА> администрацией Вологодского муниципального района опубликовано сообщение в газете "Маяк" N... о приеме заявлений от граждан, желающих приобрести в собственность земельный участок в месячный срок со дня опубликования сообщения.
Постановлением администрации Вологодского муниципального района от <ДАТА> N... "Об утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> было принято решение об организации аукциона по продаже земельного участка площадью... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании постановления администрации Вологодского муниципального района от <ДАТА> N... были проведены работы по формированию и постановке на государственный учет земельного участка.
<ДАТА> в газете Вологодского района "Маяк" опубликовано извещение Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района о продаже на аукционе земельного участка площадью... кв. м с кадастровым номером N..., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
На участие в аукционе по продаже земельного участка в Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района поступило 4 заявки: от Б.Н., Ш.М.Н., З.Р.В. и Р.А.
<ДАТА> состоялся аукцион, по результатам которого его победителем признан Р.А., предложивший наибольшую продажную цену в размере... рублей, что подтверждается протоколом аукциона N... (л.д. 11-12).
<ДАТА> с Р.А. заключен договор купли-продажи земельного участка N... (л.д. 52).
<ДАТА> договор купли-продажи земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии... N... (л.д. 53).
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для признания недействительными аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером N... и заключенного по результатам аукциона договора купли-продажи земельного участка с Р.А.
Обращаясь с настоящим иском, Б.Н. сослался на наличие кадастровой ошибки, допущенной при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N..., в связи с которой принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости -... оказались на территории земельного участка с кадастровым номером N....
Вместе с тем в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <ДАТА> N... ограничения и обременения на земельный участок с кадастровым номером N... не зарегистрированы (л.д. 47).
При производстве в <ДАТА> кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером N... не выявлено пересечения границ данного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером N....
Согласно межевому плану земельного участка с кадастровым номером N..., выполненного <ДАТА> ООО, согласование местоположения границ земельного участка... не требуется, так как смежными для этих границ являются земли, находящиеся в государственной собственности, не закрепленные за конкретными лицами, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не подлежат согласованию.
С учетом того, что при формировании земельного участка с кадастровым номером N... земельный участок с кадастровым номером N... был уже образован, местоположение границ земельных участков определено в соответствии с действующим законодательством, земельные участки были поставлены на кадастровый учет, судебная коллегия не усматривает нарушений при образовании земельного участка с кадастровым номером N....
Довод подателя жалобы относительно того, что на земельном участке с кадастровым номером N... расположены хозяйственные постройки, принадлежащие Б.Н. на праве собственности, не влечет отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно представленным истцом свидетельствам о государственной регистрации права... задекларированы им на земельном участке с кадастровым номером N....
Таким образом, земельный участок под постройками занят истцом самовольно. Участок, проданный с аукциона <ДАТА>, не принадлежал истцу, и его границы не накладывались на границы его земельного участка.
Довод истца о том, что межевым планом, выполненным по заказу Б.Н., подтверждается наличие кадастровой ошибки в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером N..., подлежит отклонению, поскольку формирование этого земельного участка, согласно представленным документам и пояснений лиц, участвующих в деле, произведено до строительства объектов недвижимости, на которые ссылается Б.Н., и до проведения открытого аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Из смысла данной правовой нормы следует, что заинтересованными лицами, которые имеют право заявлять иски о признании торгов недействительными, являются лица, участвовавшие в торгах либо лица, которым было отказано в участии в торгах. То есть, реализация указанного права должна повлечь восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Поскольку гражданские права и законные интересы истца не нарушены, такой способ защиты права, как признание торгов недействительными, по его иску не может быть применен.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Н. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)