Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сепиашвили Р.С., доверенность от 05.04.2013 N 118-2013, Ковылин А.Л., доверенность от 28.05.2012,
от заинтересованного лица: Андрианова В.С., доверенность от 07.12.2012 N 535,
от третьих лиц:
от Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" Титаренко А.Е., доверенность от 01.01.2013 N 3-1/2-13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-40457/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уваровская Нефтебаза" (ОГРН 1045005400670; ИНН 5028021360) к администрации Можайского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003472097; ИНН 5028003963), при участии в качестве третьих лиц Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области, открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" об оспаривании решения, бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уваровская Нефтебаза" (далее - общество, заявитель, ООО "Уваровская Нефтебаза") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным пункт 1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 в части установления обязательного условия об установлении вида и категории земельного участка с внесением изменений в кадастр недвижимости;
- - обязать администрацию направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора и соответствующее предложение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:18:1:002:0:168 общей площадью 28 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Уваровка, улица 1-ая Ленинградская;
- - признать незаконным бездействие администрации Можайского муниципального района по исполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012;
- - обязать администрацию принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:18:1:002:0:168 общей площадью 28 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Уваровка, улица 1-ая Ленинградская, к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - комитет), открытое акционерное общество "Моснефтепродукт" (далее - ОАО "Моснефтепродукт").
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012, обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка, а также обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части удовлетворения заявленных требований, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Можайского района от 23.06.1998 N 1146 утверждены границы земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт", в том числе границы земельного участка под Уваровской нефтебазой в п. Уваровка, ул. Ленинградская, 1, площадью 2,85 га.
ООО "Уваровская Нефтебаза" является собственником комплекса "Нефтебаза", включающего следующие объекты: производственно-бытовой корпус общей площадью 297,9 кв. м, здание гаража общей площадью 243,9 кв. м, здание насосной с пристройкой общей площадью 41,9 кв. м, резервуары для хранения нефтепродуктов, резервуар для хранения масел, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.06.2012 N 18/25/2012-26 (л.д. 15).
Данный комплекс расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) площадью 28 500 кв. м, категория земель и вид разрешенного использования не определены. Кадастровая стоимость также не определена, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
18 июня 2012 года ООО "Уваровская нефтебаза" обратилась к главе Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости (л.д. 8). В названном заявлении общество также просило администрацию установить вид разрешенного использования земельного участка.
Сопроводительным письмом от 10.07.2012 N 2746/01-24 (л.д. 10) заявителю направлено решение комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений от 05.07.2012 (л.д. 11).
Согласно пункту 1 названного решения, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставление ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность за плату земельного участка площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-181-002-0-168), возможно в порядке, установленном действующим законодательством, после установления вида и категории земельного участка и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 решения от 05.07.2012 в целях исполнения настоящего решения:
- 2.1 Управлению сельского хозяйства, землепользования и охраны окружающей среды администрации Можайского муниципального района организовать работу по установлению вида разрешенного использования и определению категории указанного в пункте 1 решения земельного участка с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
- 2.2. Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района после предоставления кадастрового паспорта земельного участка (с указанием категории, разрешенного использования земельного участка) и сведений о кадастровой стоимости земельного участка подготовить проект постановления администрации Можайского муниципального района о предоставлении в собственность указанного в пункте 1 решения земельного участка.
3. Рекомендовать ООО "Уваровская Нефтебаза" установить границы указанного в пункте 1 решения земельного участка.
Считая недействительными пункт 1 названного решения, а также незаконным бездействие администрации в отношении пункта 2.1 решения, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012, обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка, а также обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства по отнесению администрацией спорного земельного участка к определенной категории или отказ в отнесении участка к определенной категории, также не представлены доказательства того, что администрацией предпринимаются какие-либо действия в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных обществом требований, администрация указывает, что на момент обращения ООО "Уваровская Нефтебаза" в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка данный земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Моснефтепродукт", которое не было прекращено в установленном законом порядке. Кроме того, границы спорного земельного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем договор купли-продажи такого земельного участка не может быть заключен.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения только в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Представитель ОАО "Моснефтепродукт" в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Комитет своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановлений главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 и от 23.06.1998 N 1146 за ОАО "Моснефтепродукт" 19.11.1998 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50-18-1-002-0-168, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2011.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Уваровская Нефтебаза", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.06.2012 N 18/25/2012-26. Указанные объекты приобретены заявителем на основании договора купли-продажи имущественного комплекса от 30.03.2004, заключенного с ООО "Научный Прогресс-М".
Обращаясь в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Уваровская Нефтебаза" на праве собственности, общество указывало, что к нему перешло право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок, в связи с чем просило переоформить такое право на право собственности (л.д. 8).
Апелляционный суд не может согласиться с позицией общества о том, что к нему перешло вещное право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, занятый объектами недвижимости, по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Из содержания изложенных выше норм права следует, что к новому собственнику здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке переходит не само вещное право на часть земельного участка, занятую объектом и необходимую для его использования, а лишь правомочие по использованию соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что были у прежнего собственника объекта (право пользования, право на использование, на что прямо указано в названных нормах ГК РФ и ЗК РФ).
Следовательно, в связи с приобретением ООО "Уваровская Нефтебаза" зданий и сооружений, расположенных на земельном участке площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126, к нему перешло не само вещное право постоянного (бессрочного) пользования соответствующими частями данного земельного участка, а право (правомочие) по использованию частей земельного участка, занятых зданиями, сооружениями и необходимая для их использования площадь, в объеме, аналогичном объему права ОАО "Моснефтепродукт", а именно право пользования на условиях и в объеме, в которых использовался земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также указано, что покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Из данного Постановления не следует то, что к покупателю объектов недвижимости, автоматически переходит именно вещное право постоянного (бессрочного) пользования соответствующей частью земельного участка, а не право на ее использование. Кроме того, названный пункт Постановления Пленума относительно прав приобретателя объектов недвижимого имущества, которому в силу статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок предоставляться не может, принят с учетом толкования не только пункта 2 статьи 271 ГК РФ, но и пункта 2 статьи 268 ГК РФ, который в настоящее время утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ.
Таким образом, ООО "Уваровская Нефтебаза" не могло приобрести на основании изложенного выше толкования положений пункта 2 статьи 271 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ вещное право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (или его частями), находящимся под приобретенными объектами недвижимости, в связи с чем вправе приобрести в собственность спорный земельный участок не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а как лицо - собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке. Однако указанное право может быть реализовано обществом при соблюдении предусмотренных законом условий.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню для приобретения прав на земельный участок в уполномоченный орган необходимо представить, в том числе следующие документы:
- - копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- - копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
- - при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
- - выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
- - кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него и иные документы, предусмотренные Перечнем.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и выдается органом кадастрового учета при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его изменений, части или снятии с учета.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Именно кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке, необходимость предоставления которой предусмотрена Перечнем, подтверждает для органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, в рассматриваемом случае для администрации, наличие условий и оснований, позволяющих предоставить земельный участок как объект земельных отношений.
Из материалов дела усматривается, что вместе с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) обществом представлена в администрацию кадастровая выписка о данном земельном участке.
Из содержания кадастровой выписки о спорном земельном участке следует, что категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость не определены, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Учитывая положения изложенных выше норм права, а также то, что представленная обществом кадастровая выписка о спорном земельном участке не содержала сведений о категории земель, виде разрешенного использования, кадастровой стоимости, а также о границах, установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства не позволили администрации принять решение о предоставлении ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в адрес общества договор купли-продажи данного земельного участка.
Тот факт, что обществом вместе с заявлением представлены в администрацию исполнительный чертеж испрашиваемого земельного участка от 09.04.2012, а также постановления главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 "О закреплении границ земельных участков, находящихся в пользовании организаций в г. Можайске и пос. Уваровка" и от 23.06.1998 N 1146 "Об утверждении границ земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт", не свидетельствует о том, что у администрации имелась возможность предоставить обществу спорный земельный участок, поскольку указанные документы не подтверждают, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление границ в соответствии с требованиями закона может быть подтверждено только кадастровым паспортом земельного участка либо выпиской из него, подтверждающими, что в ГКН внесены сведения о границах.
Кроме того, из постановлений главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 "О закреплении границ земельных участков, находящихся в пользовании организаций в г. Можайске и пос. Уваровка" и от 23.06.1998 N 1146 "Об утверждении границ земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт" установить точные границы спорного земельного участка не представляется возможным.
В суд апелляционной инстанции заявителем представлены план на участок земли, отведенный Можайской нефтебазе - филиалу АООТ "Моснефтепродукт", межевой план земельного участка, подготовленный 21.06.2012, однако названные документы также не свидетельствуют о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные документы представлены обществом только в суд, а не в администрацию с заявлением о выкупе и не в орган кадастрового учета.
Указанные выше документы могут быть представлены обществом (как лицом, к которому перешло право (правомочие) по использованию земельного участка, занятого принадлежащими ему зданиями) в орган кадастрового учета с целью внесения в ГКН сведений о границах спорного земельного участка, но не могут служить основанием для принятия администрацией решения о предоставлении ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность испрашиваемого земельного участка и направления в адрес общества договор купли-продажи данного земельного участка, в отсутствие необходимых сведений в ГКН.
Кроме того, Перечень не содержит требования о предоставлении указанных документов, проверка указанных в них сведений не входит в полномочия администрации, а осуществляется органом кадастрового учета.
Помимо сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126, кадастровая выписка о данном земельном участке не содержит сведений о кадастровой стоимости. Вместе с тем цена, по которой земельный участок предоставляется обратившемуся лицу в собственность, рассчитывается именно из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, при отсутствии у администрации сведений о кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка рассчитать выкупную стоимость такого земельного участка не представлялось возможным, следовательно, у администрации отсутствовали основания для направления в адрес общества договора купли-продажи земельного участка, поскольку цена является существенным условием такого договора, и неуказание в договоре выкупной цены ведет к невозможности заключения договора.
Таким образом, представленные в администрацию документы, не содержащие сведений о границах, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, и кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, не позволили администрации направить в адрес ООО "Уваровская Нефтебаза" проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Доказательств, подтверждающих совершение обществом необходимых действий, связанных с внесением в ГКН сведений о границах земельного участка и его кадастровой стоимости, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя в части обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка.
Вместе с тем, апелляционный суд считает необходимым отметить, что после внесения в ГКН необходимых сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) общество вправе снова обратиться в администрацию с заявлением о выкупе данного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
В апелляционной жалобе администрация также обжалует решение суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 и обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений от 05.07.2012 (л.д. 11) Управлению сельского хозяйства, землепользования и охраны окружающей среды администрации Можайского муниципального района поручено организовать работу по установлению вида разрешенного использования и определению категории земельного участка с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания заявления ООО "Уваровская Нефтебаза" от 18.06.2012 о предоставлении в собственность спорного земельного участка не усматривается, что заявитель обращался в администрацию с требованием об установлении именно категории, к которой должен быть отнесен земельный участок. Поэтому апелляционный суд не может признать незаконным бездействие администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 в части установления категории испрашиваемого земельного участка.
При этом заявитель полагая, что спорный земельный участок относится к той или иной категории вправе самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию. При отсутствии такого обращения, неустановление категории по заявлению о выкупе земельного участка, сведения о котором в ГКН недостаточны для совершения сделки с ним, не может быть расценено апелляционным судом в качестве незаконного бездействия администрации.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию (статьи 1, 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании градостроительного регламента.
При этом в рассматриваемом случае идет речь именно об установлении, а не об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, полномочиями по внесению сведений о виде разрешенного использования обладает орган кадастрового учета, который вносит такие сведения исходя из целей, для которых предоставлен земельный участок на основании соответствующего акта о его предоставлении.
Следовательно, требования, направленные к администрации, о признании незаконными ее бездействий по неустановлению вида разрешенного использования земельного участка не могут быть удовлетворены.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, как принятое без учета установленных апелляционным судом указанных выше обстоятельств, подлежит отмене в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-40457/12 в обжалуемой части - в части удовлетворения требований - отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-40457/12
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А41-40457/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сепиашвили Р.С., доверенность от 05.04.2013 N 118-2013, Ковылин А.Л., доверенность от 28.05.2012,
от заинтересованного лица: Андрианова В.С., доверенность от 07.12.2012 N 535,
от третьих лиц:
от Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" Титаренко А.Е., доверенность от 01.01.2013 N 3-1/2-13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-40457/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уваровская Нефтебаза" (ОГРН 1045005400670; ИНН 5028021360) к администрации Можайского муниципального района Московской области (ОГРН 1025003472097; ИНН 5028003963), при участии в качестве третьих лиц Комитета по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области, открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" об оспаривании решения, бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уваровская Нефтебаза" (далее - общество, заявитель, ООО "Уваровская Нефтебаза") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным пункт 1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 в части установления обязательного условия об установлении вида и категории земельного участка с внесением изменений в кадастр недвижимости;
- - обязать администрацию направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора и соответствующее предложение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:18:1:002:0:168 общей площадью 28 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Уваровка, улица 1-ая Ленинградская;
- - признать незаконным бездействие администрации Можайского муниципального района по исполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012;
- - обязать администрацию принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:18:1:002:0:168 общей площадью 28 500 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, п. Уваровка, улица 1-ая Ленинградская, к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - комитет), открытое акционерное общество "Моснефтепродукт" (далее - ОАО "Моснефтепродукт").
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012, обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка, а также обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части удовлетворения заявленных требований, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Можайского района от 23.06.1998 N 1146 утверждены границы земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт", в том числе границы земельного участка под Уваровской нефтебазой в п. Уваровка, ул. Ленинградская, 1, площадью 2,85 га.
ООО "Уваровская Нефтебаза" является собственником комплекса "Нефтебаза", включающего следующие объекты: производственно-бытовой корпус общей площадью 297,9 кв. м, здание гаража общей площадью 243,9 кв. м, здание насосной с пристройкой общей площадью 41,9 кв. м, резервуары для хранения нефтепродуктов, резервуар для хранения масел, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.06.2012 N 18/25/2012-26 (л.д. 15).
Данный комплекс расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) площадью 28 500 кв. м, категория земель и вид разрешенного использования не определены. Кадастровая стоимость также не определена, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
18 июня 2012 года ООО "Уваровская нефтебаза" обратилась к главе Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости (л.д. 8). В названном заявлении общество также просило администрацию установить вид разрешенного использования земельного участка.
Сопроводительным письмом от 10.07.2012 N 2746/01-24 (л.д. 10) заявителю направлено решение комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений от 05.07.2012 (л.д. 11).
Согласно пункту 1 названного решения, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставление ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность за плату земельного участка площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-181-002-0-168), возможно в порядке, установленном действующим законодательством, после установления вида и категории земельного участка и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 решения от 05.07.2012 в целях исполнения настоящего решения:
- 2.1 Управлению сельского хозяйства, землепользования и охраны окружающей среды администрации Можайского муниципального района организовать работу по установлению вида разрешенного использования и определению категории указанного в пункте 1 решения земельного участка с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
- 2.2. Комитету по управлению имуществом администрации Можайского муниципального района после предоставления кадастрового паспорта земельного участка (с указанием категории, разрешенного использования земельного участка) и сведений о кадастровой стоимости земельного участка подготовить проект постановления администрации Можайского муниципального района о предоставлении в собственность указанного в пункте 1 решения земельного участка.
3. Рекомендовать ООО "Уваровская Нефтебаза" установить границы указанного в пункте 1 решения земельного участка.
Считая недействительными пункт 1 названного решения, а также незаконным бездействие администрации в отношении пункта 2.1 решения, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012, обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка, а также обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства по отнесению администрацией спорного земельного участка к определенной категории или отказ в отнесении участка к определенной категории, также не представлены доказательства того, что администрацией предпринимаются какие-либо действия в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных обществом требований, администрация указывает, что на момент обращения ООО "Уваровская Нефтебаза" в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка данный земельный участок принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Моснефтепродукт", которое не было прекращено в установленном законом порядке. Кроме того, границы спорного земельного участка не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем договор купли-продажи такого земельного участка не может быть заключен.
Руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения только в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Представитель ОАО "Моснефтепродукт" в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Комитет своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не направил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что на основании постановлений главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 и от 23.06.1998 N 1146 за ОАО "Моснефтепродукт" 19.11.1998 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50-18-1-002-0-168, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2011.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Уваровская Нефтебаза", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.06.2012 N 18/25/2012-26. Указанные объекты приобретены заявителем на основании договора купли-продажи имущественного комплекса от 30.03.2004, заключенного с ООО "Научный Прогресс-М".
Обращаясь в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Уваровская Нефтебаза" на праве собственности, общество указывало, что к нему перешло право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок, в связи с чем просило переоформить такое право на право собственности (л.д. 8).
Апелляционный суд не может согласиться с позицией общества о том, что к нему перешло вещное право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, занятый объектами недвижимости, по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Из содержания изложенных выше норм права следует, что к новому собственнику здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке переходит не само вещное право на часть земельного участка, занятую объектом и необходимую для его использования, а лишь правомочие по использованию соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что были у прежнего собственника объекта (право пользования, право на использование, на что прямо указано в названных нормах ГК РФ и ЗК РФ).
Следовательно, в связи с приобретением ООО "Уваровская Нефтебаза" зданий и сооружений, расположенных на земельном участке площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126, к нему перешло не само вещное право постоянного (бессрочного) пользования соответствующими частями данного земельного участка, а право (правомочие) по использованию частей земельного участка, занятых зданиями, сооружениями и необходимая для их использования площадь, в объеме, аналогичном объему права ОАО "Моснефтепродукт", а именно право пользования на условиях и в объеме, в которых использовался земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также указано, что покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Из данного Постановления не следует то, что к покупателю объектов недвижимости, автоматически переходит именно вещное право постоянного (бессрочного) пользования соответствующей частью земельного участка, а не право на ее использование. Кроме того, названный пункт Постановления Пленума относительно прав приобретателя объектов недвижимого имущества, которому в силу статьи 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок предоставляться не может, принят с учетом толкования не только пункта 2 статьи 271 ГК РФ, но и пункта 2 статьи 268 ГК РФ, который в настоящее время утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ.
Таким образом, ООО "Уваровская Нефтебаза" не могло приобрести на основании изложенного выше толкования положений пункта 2 статьи 271 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ вещное право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (или его частями), находящимся под приобретенными объектами недвижимости, в связи с чем вправе приобрести в собственность спорный земельный участок не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а как лицо - собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке. Однако указанное право может быть реализовано обществом при соблюдении предусмотренных законом условий.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню для приобретения прав на земельный участок в уполномоченный орган необходимо представить, в том числе следующие документы:
- - копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- - копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
- - при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
- - выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
- - кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него и иные документы, предусмотренные Перечнем.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и выдается органом кадастрового учета при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его изменений, части или снятии с учета.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Именно кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке, необходимость предоставления которой предусмотрена Перечнем, подтверждает для органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, в рассматриваемом случае для администрации, наличие условий и оснований, позволяющих предоставить земельный участок как объект земельных отношений.
Из материалов дела усматривается, что вместе с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 28 500 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) обществом представлена в администрацию кадастровая выписка о данном земельном участке.
Из содержания кадастровой выписки о спорном земельном участке следует, что категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость не определены, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Учитывая положения изложенных выше норм права, а также то, что представленная обществом кадастровая выписка о спорном земельном участке не содержала сведений о категории земель, виде разрешенного использования, кадастровой стоимости, а также о границах, установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства не позволили администрации принять решение о предоставлении ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в адрес общества договор купли-продажи данного земельного участка.
Тот факт, что обществом вместе с заявлением представлены в администрацию исполнительный чертеж испрашиваемого земельного участка от 09.04.2012, а также постановления главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 "О закреплении границ земельных участков, находящихся в пользовании организаций в г. Можайске и пос. Уваровка" и от 23.06.1998 N 1146 "Об утверждении границ земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт", не свидетельствует о том, что у администрации имелась возможность предоставить обществу спорный земельный участок, поскольку указанные документы не подтверждают, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление границ в соответствии с требованиями закона может быть подтверждено только кадастровым паспортом земельного участка либо выпиской из него, подтверждающими, что в ГКН внесены сведения о границах.
Кроме того, из постановлений главы администрации Можайского района Московской области от 23.11.1993 N 4586 "О закреплении границ земельных участков, находящихся в пользовании организаций в г. Можайске и пос. Уваровка" и от 23.06.1998 N 1146 "Об утверждении границ земельных участков, находящихся в фактическом пользовании Можайской нефтебазы - филиала АООТ "Моснефтепродукт" установить точные границы спорного земельного участка не представляется возможным.
В суд апелляционной инстанции заявителем представлены план на участок земли, отведенный Можайской нефтебазе - филиалу АООТ "Моснефтепродукт", межевой план земельного участка, подготовленный 21.06.2012, однако названные документы также не свидетельствуют о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные документы представлены обществом только в суд, а не в администрацию с заявлением о выкупе и не в орган кадастрового учета.
Указанные выше документы могут быть представлены обществом (как лицом, к которому перешло право (правомочие) по использованию земельного участка, занятого принадлежащими ему зданиями) в орган кадастрового учета с целью внесения в ГКН сведений о границах спорного земельного участка, но не могут служить основанием для принятия администрацией решения о предоставлении ООО "Уваровская Нефтебаза" в собственность испрашиваемого земельного участка и направления в адрес общества договор купли-продажи данного земельного участка, в отсутствие необходимых сведений в ГКН.
Кроме того, Перечень не содержит требования о предоставлении указанных документов, проверка указанных в них сведений не входит в полномочия администрации, а осуществляется органом кадастрового учета.
Помимо сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020403:126, кадастровая выписка о данном земельном участке не содержит сведений о кадастровой стоимости. Вместе с тем цена, по которой земельный участок предоставляется обратившемуся лицу в собственность, рассчитывается именно из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, при отсутствии у администрации сведений о кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка рассчитать выкупную стоимость такого земельного участка не представлялось возможным, следовательно, у администрации отсутствовали основания для направления в адрес общества договора купли-продажи земельного участка, поскольку цена является существенным условием такого договора, и неуказание в договоре выкупной цены ведет к невозможности заключения договора.
Таким образом, представленные в администрацию документы, не содержащие сведений о границах, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, и кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, не позволили администрации направить в адрес ООО "Уваровская Нефтебаза" проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Доказательств, подтверждающих совершение обществом необходимых действий, связанных с внесением в ГКН сведений о границах земельного участка и его кадастровой стоимости, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя в части обязания администрации направить в адрес ООО "Уваровская нефтебаза" проект договора купли-продажи земельного участка.
Вместе с тем, апелляционный суд считает необходимым отметить, что после внесения в ГКН необходимых сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:18:0020403:126 (предыдущий номер 50-18-1-002-0-168) общество вправе снова обратиться в администрацию с заявлением о выкупе данного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
В апелляционной жалобе администрация также обжалует решение суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 и обязания администрации принять решение об определении вида разрешенного использования и определении категории земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений от 05.07.2012 (л.д. 11) Управлению сельского хозяйства, землепользования и охраны окружающей среды администрации Можайского муниципального района поручено организовать работу по установлению вида разрешенного использования и определению категории земельного участка с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания заявления ООО "Уваровская Нефтебаза" от 18.06.2012 о предоставлении в собственность спорного земельного участка не усматривается, что заявитель обращался в администрацию с требованием об установлении именно категории, к которой должен быть отнесен земельный участок. Поэтому апелляционный суд не может признать незаконным бездействие администрации по неисполнению пункта 2.1 решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 05.07.2012 в части установления категории испрашиваемого земельного участка.
При этом заявитель полагая, что спорный земельный участок относится к той или иной категории вправе самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию. При отсутствии такого обращения, неустановление категории по заявлению о выкупе земельного участка, сведения о котором в ГКН недостаточны для совершения сделки с ним, не может быть расценено апелляционным судом в качестве незаконного бездействия администрации.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию (статьи 1, 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании градостроительного регламента.
При этом в рассматриваемом случае идет речь именно об установлении, а не об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, полномочиями по внесению сведений о виде разрешенного использования обладает орган кадастрового учета, который вносит такие сведения исходя из целей, для которых предоставлен земельный участок на основании соответствующего акта о его предоставлении.
Следовательно, требования, направленные к администрации, о признании незаконными ее бездействий по неустановлению вида разрешенного использования земельного участка не могут быть удовлетворены.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, как принятое без учета установленных апелляционным судом указанных выше обстоятельств, подлежит отмене в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-40457/12 в обжалуемой части - в части удовлетворения требований - отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)