Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "Савой", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-33574/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Савой", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании недействительными решения, заключения, понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Савой" (далее - ООО Фирма "Савой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 770 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) о признании недействительным заключения от 27.06.2012 N СП-9/1113-0-26 об отказе в проведении процедуры выбора вышеназванного земельного участка, а также об обязании министерства заключить с заявителем договор аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в министерство с заявлением от 30.05.2007 N 1333 о выборе и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного центра на земельном участке площадью 1100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70, и о предоставлении указанного участка в аренду.
Данное заявление письмом от 13.06.2007 N Ж-21/2152 было направлено министерством в департамент для организации работы по выбору испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
24 августа 2010 года заявитель обратился с заявлением о внесении изменений в заявление от 30.05.2007 N 1333 в связи с изменившейся площадью участка - 770 кв. м.
Письмом от 27.06.2012 N СП-9/1113-0-26 департамент сообщил министерству о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка по указанному заявлению по причине того, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка находится в границах земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства - улица Аэродромная, по которому принято распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.12.2010 N 1190 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровых планах территорий".
На основании вышеуказанного заключения департамента министерство письмом от 10.07.2012 N 3/4628 отказало заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного центра на испрашиваемом земельном участке.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что испрашиваемый заявителем земельный участок пересекается с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0000000:20752, сформированным под объектом дорожного хозяйства - ул. Аэродромная. Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) и зоне обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3). Однако формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Ответчиками рассматривался лишь один вариант выбора земельного участка площадью 770 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 31 ЗК РФ постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Пунктом 3.9 данного Регламента установлено, что министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку в рассматриваемом случае департаментом в адрес министерства было направлено заключение о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка по указанному адресу, то у министерства отсутствовали основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) и зоне обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3).
Таким образом, у департамента отсутствовали правовые основания для формирования земельного участка из земельных участков, находящихся в различных территориальных зонах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод заявителя о том, что его не уведомляли об изменениях территориальных зон испрашиваемого земельного участка, о том, что спорный участок незаконно был передан в муниципальную собственность в 2010 г. при наличии ранее поданного в 2007 г. заявления, что выбор земельного участка должен быть произведен вне зависимости от каких-либо факторов, повторяют доводы апелляционной жалобы, и отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-33574/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-33574/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А55-33574/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "Савой", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-33574/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Савой", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании недействительными решения, заключения, понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Савой" (далее - ООО Фирма "Савой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 770 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70, к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) о признании недействительным заключения от 27.06.2012 N СП-9/1113-0-26 об отказе в проведении процедуры выбора вышеназванного земельного участка, а также об обязании министерства заключить с заявителем договор аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в министерство с заявлением от 30.05.2007 N 1333 о выборе и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного центра на земельном участке площадью 1100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70, и о предоставлении указанного участка в аренду.
Данное заявление письмом от 13.06.2007 N Ж-21/2152 было направлено министерством в департамент для организации работы по выбору испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
24 августа 2010 года заявитель обратился с заявлением о внесении изменений в заявление от 30.05.2007 N 1333 в связи с изменившейся площадью участка - 770 кв. м.
Письмом от 27.06.2012 N СП-9/1113-0-26 департамент сообщил министерству о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка по указанному заявлению по причине того, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка находится в границах земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства - улица Аэродромная, по которому принято распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.12.2010 N 1190 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровых планах территорий".
На основании вышеуказанного заключения департамента министерство письмом от 10.07.2012 N 3/4628 отказало заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгово-офисного центра на испрашиваемом земельном участке.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что испрашиваемый заявителем земельный участок пересекается с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0000000:20752, сформированным под объектом дорожного хозяйства - ул. Аэродромная. Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) и зоне обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3). Однако формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Ответчиками рассматривался лишь один вариант выбора земельного участка площадью 770 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Аэродромная, между домами N 58А и N 70.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 31 ЗК РФ постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Пунктом 3.9 данного Регламента установлено, что министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку в рассматриваемом случае департаментом в адрес министерства было направлено заключение о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка по указанному адресу, то у министерства отсутствовали основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) и зоне обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3).
Таким образом, у департамента отсутствовали правовые основания для формирования земельного участка из земельных участков, находящихся в различных территориальных зонах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод заявителя о том, что его не уведомляли об изменениях территориальных зон испрашиваемого земельного участка, о том, что спорный участок незаконно был передан в муниципальную собственность в 2010 г. при наличии ранее поданного в 2007 г. заявления, что выбор земельного участка должен быть произведен вне зависимости от каких-либо факторов, повторяют доводы апелляционной жалобы, и отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-33574/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)