Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А08-7556/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А08-7556/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ул. Ленина, д. 46/17, г. Старый Оскол, 309514, ИНН 312801333369, ОГРН 1023102363008) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ул. Преображенская, д. 82, г. Белгород, 308000, ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (Соборная пл., д. 4, г. Белгород, 308000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Осколнефтеснаб" (м-он Приборостроитель д. 54, г. Старый Оскол, 309530) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (ул. Революции 1905 года, д. 84, г. Воронеж, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Иванова Евгения Николаевича (м-он Северный, д. 31, кв. 52, г. Старый Оскол, 309500) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев кассационную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2013 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Сергуткина В.А.) по делу N А08-7556/2012,

установил:

администрация Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС России по Белгородской области, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными решения от 10.10.2012 по делу N 334-12-АЗ и предписания от 10.10.2012 N 145.
Решением арбитражного суда от 29.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление суда как несоответствующие нормам материального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в целях информирования населения о возможности предоставления в аренду земельных участков для строительства автозаправочных комплексов ориентировочной площадью 0,5 га в газете "Оскольский край" N 14 - 16 (1294 - 1296) от 28.01.2012 была опубликована соответствующая информация.
Основанием для опубликования указанной информации послужило обращение ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в орган местного самоуправления о предоставлении двух земельных участков для строительства автозаправочных комплексов по адресам: магистраль 1-1, район БСИ, транспортная развязка; магистраль 8-8, м-н Северный, напротив дома N 30.
ОАО "Осколнефтеснаб" 01.02.2012 также обратилось в Администрацию с заявлениями (исх. N 60, N 61) о выделении двух земельных участков по 0.5 га для строительства АЗС по адресу: магистраль 1-1, район БСИ, транспортная развязка и по адресу: магистраль 8-8, м-н Северный, напротив дома N 30.
Рассмотрев обращения общества, орган местного самоуправления сообщениями от 24.02.2012 (исх. N N 9-07/0629, 9-7/0630) проинформировал заявителя об отказе в предоставлении земельных участков, мотивируя это тем, что предоставление испрашиваемых земельных участков предварительно согласовано ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт".
Как установлено судом, постановлениями Администрации от 17.04.2012 N 1207 и от 17.04.2012 N 1250 предварительно согласовано место размещения автозаправочных комплексов в целях предоставления ООО"ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" двух испрашиваемых земельных участков.
Постановлением администрации Старооскольского городского округа от 30.05.2012 N 1757 земельные участки с кадастровыми номерами 31:06:0402001:8 и 31:06:0201012:1362 предоставлены ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в аренду для строительства.
Ссылаясь на нарушение порядка предоставления земельных участков, ОАО "Осколнефтеснаб" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков для строительства АЗС по следующим адресам: магистраль 8-8, м-н Северный, напротив жилого дома N 30; магистраль 1-1, район БСИ, транспортная развязка.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что послужило основанием для вынесения решения от 10.10.2012 N 3541/1 и выдачи предписания от 10.10.2012 N 145.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, Администрация оспорила их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется на основании соответствующего обращения в уполномоченный орган заинтересованного лица.
В процессе осуществления процедуры выбора земельного участка в целях его предоставления для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе, сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованное лицо не лишено возможности подать заявление о предоставлении ему земельного участка и при наличии иных претендентов на этот участок.
При этом нормы земельного законодательства не устанавливают каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов на приобретение прав на землю.
В целях соблюдения основных принципов земельного законодательства, в том числе и равного доступа заинтересованных лиц к приобретению прав на землю, Земельным кодексом Российской Федерации установлены правила распоряжения земельными участками путем проведения соответствующих торгов.
Поскольку на спорные земельные участки претендовало ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" и ОАО "Осколнефтеснаб", обратившееся до принятия Администрацией решения о согласовании предварительного места размещения объекта, предоставление спорных земельных участков должно производиться на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая изложенное, действия органа местного самоуправления, направленные на неправомерное исключение претендентов при предоставлении спорных земельных участков ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", антимонопольный орган правомерно признал нарушающими конкуренцию.
При таких обстоятельствах дела в удовлетворении заявленных требований Администрации о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа от 10.10.2012 по делу N 334-12-АЗ судом обоснованно отказано.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А08-7556/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)