Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- стороны извещены, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ретривер"
апелляционное производство N 05АП-7728/2010
на решение от 11.11.2010
по делу N А24-3314/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Ретривер" (ИНН 4100023143, ОГРН 1024101025431)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, выразившиеся в отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать переход права собственности на спорный земельный участок.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ретривер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление), выразившихся в отказе государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать переход права собственности на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Ретривер" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 11.11.2010 отменить, поскольку оно вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок из использования не изъят, к землям водного фонда не относиться, является землями поселения, ФЗ "О морских портах в РФ" разрешена передача в собственность юридическим лицам земельных участков занятых портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств юридического лица, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, следовательно отказ государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок незаконен.
В судебное заседание 17.02.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в судебное заседание не явилось, в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы общества возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 отмене или изменению не подлежит.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 23.03.2010 года Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Секиной И.В. и ООО "Ретривер" в лице представителя Гринько Е.Д. обратились с заявлением в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: участок находится примерно в 165 м по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, пер. Садовый, дом б/н, кадастровый номер: 41:01:0101127:110.
К заявлению в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка N 279-09 от 23.12.2009 года, заключенный на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3599 от 24.11.2009 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 41:01:0101127:110 предоставляется ООО "Ретривер" в собственность за выкуп для эксплуатации сооружения причал.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 20.04.2010 заявитель проинформирован, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества (спорный земельный участок), приостановлена в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации.
18.05.2010 года Управление сообщением N 01/008/2010-303 отказало Обществу в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: участок находится примерно в 165 м по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, пер. Садовый, дом б/н, кадастровый номер: 41:01:0101127:110.
Считая решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции, порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (ч. 6 ст. 131 ГК РФ).
Статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (пункт 2 статьи 19 Закона государственная регистрация прав).
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные под гидротехническими сооружениями, ограничиваются в обороте.
Пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров(часть 6 статьи 5 Водного кодекса РФ).
Согласно п. 1 части 4 статьи Водного кодекса РФ для моря береговая линия (граница водного объекта) определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
В силу части 1 статьи 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Обществу земельный участок кадастровым номером 41:01:0101127:110 предоставлен для эксплуатации сооружения причала, согласно Постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3599 и 24.11.2009 и договору купли-продажи земельного участка N 279-09 от 23.12.2009. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 41 КО 0522542 от 11.02.2004 года Обществу на праве собственности принадлежит сооружение причал инв. N 8088.
Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами (ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Причал является гидротехническим сооружением, имеющим устройства для безопасного подхода судов и предназначенным для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Причал является гидротехническим сооружением, имеющим швартовые и отбойные устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов (пункт 76 ГОСТа 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения").
Как следует из письма Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления N СБ-0496 от 19.04.2010, имеющегося в материалах дела, что принадлежащий Обществу причал является гидротехническим сооружением и располагается в границах береговой полосы Авачинской губы от береговой линии по постоянному уровню воды шириной двадцать метров.
Проанализировав все вышеуказанные нормы права, апелляционный суд не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, что довода общества о том, что полный перечень гидротехнических сооружений установлен статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружении" основан на ошибочном толковании законодательства.
Согласно договору водопользования N ТО-19.07.00.002-М-ДИБВ-Т-2009 00236/00 от 19.11.2009 года, заключенный между Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ЗАО "Судоремсервис", являющимся арендатором данного причала, спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы.
Арбитражный суд Камчатского края правомерно пришел к выводу, что, отказывая Обществу в государственной регистрации, Управление обоснованно исходило из того, что спорный земельный участок расположен под причалом, являющимся гидротехническим сооружением, а также находится в пределах береговой полосы, что в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 и пункта 8 статьи 27 ЗК РФ ограничивает оборот данного земельного участка.
Управление правомерно отказало в государственной регистрации права на спорный земельный участок установило несоответствие договора купли-продажи N 279-09 от 23.12.2009 года требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 по делу N А24-3314/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2011 N 05АП-7728/2010 ПО ДЕЛУ N А24-3314/2010
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. N 05АП-7728/2010
Дело N А24-3314/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 17 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- стороны извещены, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ретривер"
апелляционное производство N 05АП-7728/2010
на решение от 11.11.2010
по делу N А24-3314/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Ретривер" (ИНН 4100023143, ОГРН 1024101025431)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, выразившиеся в отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать переход права собственности на спорный земельный участок.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ретривер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление), выразившихся в отказе государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании зарегистрировать переход права собственности на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Ретривер" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 11.11.2010 отменить, поскольку оно вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что спорный земельный участок из использования не изъят, к землям водного фонда не относиться, является землями поселения, ФЗ "О морских портах в РФ" разрешена передача в собственность юридическим лицам земельных участков занятых портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств юридического лица, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, следовательно отказ государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок незаконен.
В судебное заседание 17.02.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в судебное заседание не явилось, в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы общества возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 отмене или изменению не подлежит.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 23.03.2010 года Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Секиной И.В. и ООО "Ретривер" в лице представителя Гринько Е.Д. обратились с заявлением в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: участок находится примерно в 165 м по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, пер. Садовый, дом б/н, кадастровый номер: 41:01:0101127:110.
К заявлению в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка N 279-09 от 23.12.2009 года, заключенный на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3599 от 24.11.2009 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 41:01:0101127:110 предоставляется ООО "Ретривер" в собственность за выкуп для эксплуатации сооружения причал.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 20.04.2010 заявитель проинформирован, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества (спорный земельный участок), приостановлена в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации.
18.05.2010 года Управление сообщением N 01/008/2010-303 отказало Обществу в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: участок находится примерно в 165 м по направлению на юго-запад от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, пер. Садовый, дом б/н, кадастровый номер: 41:01:0101127:110.
Считая решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции, порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (ч. 6 ст. 131 ГК РФ).
Статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (пункт 2 статьи 19 Закона государственная регистрация прав).
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные под гидротехническими сооружениями, ограничиваются в обороте.
Пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусматривает запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, ширина которой составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров(часть 6 статьи 5 Водного кодекса РФ).
Согласно п. 1 части 4 статьи Водного кодекса РФ для моря береговая линия (граница водного объекта) определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
В силу части 1 статьи 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Обществу земельный участок кадастровым номером 41:01:0101127:110 предоставлен для эксплуатации сооружения причала, согласно Постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3599 и 24.11.2009 и договору купли-продажи земельного участка N 279-09 от 23.12.2009. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 41 КО 0522542 от 11.02.2004 года Обществу на праве собственности принадлежит сооружение причал инв. N 8088.
Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами (ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Причал является гидротехническим сооружением, имеющим устройства для безопасного подхода судов и предназначенным для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Причал является гидротехническим сооружением, имеющим швартовые и отбойные устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов (пункт 76 ГОСТа 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения").
Как следует из письма Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления N СБ-0496 от 19.04.2010, имеющегося в материалах дела, что принадлежащий Обществу причал является гидротехническим сооружением и располагается в границах береговой полосы Авачинской губы от береговой линии по постоянному уровню воды шириной двадцать метров.
Проанализировав все вышеуказанные нормы права, апелляционный суд не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, что довода общества о том, что полный перечень гидротехнических сооружений установлен статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружении" основан на ошибочном толковании законодательства.
Согласно договору водопользования N ТО-19.07.00.002-М-ДИБВ-Т-2009 00236/00 от 19.11.2009 года, заключенный между Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ЗАО "Судоремсервис", являющимся арендатором данного причала, спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы.
Арбитражный суд Камчатского края правомерно пришел к выводу, что, отказывая Обществу в государственной регистрации, Управление обоснованно исходило из того, что спорный земельный участок расположен под причалом, являющимся гидротехническим сооружением, а также находится в пределах береговой полосы, что в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 и пункта 8 статьи 27 ЗК РФ ограничивает оборот данного земельного участка.
Управление правомерно отказало в государственной регистрации права на спорный земельный участок установило несоответствие договора купли-продажи N 279-09 от 23.12.2009 года требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2010 по делу N А24-3314/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)