Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N А63-11595/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N А63-11595/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.01.2013 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (судьи Джамбулатов С.И., Баканов А.П., Годило Н.Н.) по делу N А63-11595/2012, установил следующее.
ОАО "РЖД" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) об обязании заключить договор аренды земельного участка площадью 192,6946 га, индивидуализированного в ходе постановки на кадастровый учет в соответствии с межевым планом от 20.09.2010, на основании проекта договора от 25.05.2012 на часть земель железнодорожного транспорта с кадастровым номером 26:16:000000:8 (требования уточнены).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением от 11.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что земельный участок может выступать объектом гражданских прав с момента его надлежащего формирования и постановки на кадастровый учет. ОАО "РЖД" не представило доказательства учета части земельного участка площадью 1 926 946 кв. м в качестве учетной части земельного участка площадью 2 302 904 кв. м (26:16:000000:8). Произведенное обществом уточнение местоположения границ и площади земельного участка (26:16:000000:8) привело к уменьшению площади участка федеральной собственности до 1 926 946 кв. м. Заключение кадастрового инженера не содержит сведений о причинах существенного уменьшения площади земельного участка государственной собственности. Доказательства утверждения схемы границ уточняемого земельного участка или согласования их местоположения с собственником участка отсутствуют. По данным кадастровой палаты границы земельного участка с кадастровым номером 26:16:000000:8 пересекают границы других земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером 26:16:000000:8 нельзя признать сформированным надлежащим образом и согласованным в качестве объекта аренды.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По доводам жалобы судебные инстанции не дали оценки недостоверным противоречивым документам (доказательствам), применили законодательство, не подлежащее применению, не применили законодательство, подлежащее применению. Границы государственных земель в части земель железнодорожного транспорта определены в процессе исполнения законодательства по размежеванию государственной и муниципальной собственности с надлежащим межеванием и предоставлением органу кадастрового учета координат границ. Только смежные земельные участки могут пересекать границы земель железнодорожного транспорта, но не наоборот. Формирование земель для заключения договора аренды регламентировано Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.02.2009 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - постановление Правительства N 264), предусматривающими обязанность компетентных государственных органов и ОАО "РЖД" заключить договор аренды на все земли железнодорожного транспорта либо их часть. Пересечение границ земельного участка является следствием нарушения кадастровой палатой требований законодательства о кадастровом учете в части постановки на кадастровый учет смежных земельных участков. Выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
ОАО "РЖД" направило ходатайство (сообщение), в котором проинформировало суд кассационной инстанции о подаче управлением 07.06.2013 заявления о постановке на кадастровый учет изменений границ в соответствии с новым межевым планом земель железнодорожного транспорта в данном регионе (с приложением копии заявления от 07.06.2013).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, надлежаще извещены. Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.05.1995 земельный участок площадью 230,29 га предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование для производственной деятельности государственному предприятию Невинномысской дистанции службы пути Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - предприятие), что подтверждается свидетельством от 31.05.1995 N 31 (т. 1, л.д. 39).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 31.05.1995 (кадастровый номер 26:16:000000:8), о чем свидетельствует кадастровый паспорт (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 15.11.2010 N 2600/501/10-399643 (т. 1, л.д. 40).
21 августа 2006 года право собственности на земельный участок площадью 2 302 904 кв. м (26:16:000000:8) зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись N 26-26-12/038/2006-285 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.08.2006 серии 26 АБ N 137043 (т. 1, л.д. 38).
На основании письма управления от 31.08.2009 N 6083/04 (т. 1, л.д. 16) об отсутствии возражений относительно проведения землеустроительных работ в целях формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:16:000000:8 ОАО "РЖД" осуществило межевание, в результате которого площадь участка уменьшилась на 37,5958 га (до 1 926 946 кв. м).
ОАО "РЖД" предложило управлению заключить договор аренды земель железнодорожного транспорта.
Письмом от 17.08.2011 N 7702/05 управление проинформировало и. о. заместителя начальника Северо-Кавказской железной дороги по Минераловодскому региону о том, что ввиду уменьшения площади земельного участка на 375 958 кв. м, управление обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) за разъяснением (т. 1, л.д. 13).
Из письма Росимущества от 21.02.2012 N ПП-10/5117 следует, что в связи с существенным расхождением площади земельного участка в сравнение с площадью предоставленного ранее участка согласование землеустроительной документации и акта согласования границ невозможно (т. 1, л.д. 14, 15).
Письмом от 23.05.2012 N 459/НРИ истец сообщил ответчику о проведенных кадастровых работах, связанных с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером 26:16:0000008 (т. 1, л.д. 28-30), направив проект договора аренды от 25.05.2012 для подписания (т. 1, л.д. 10-12).
Отсутствие ответа послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 29 порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" (далее - Правила), пунктом 2 которых императивно установлено использование земельных участков, являющихся федеральной собственностью и предоставленных железной дороге для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, на основании договора аренды земельного участка, заключаемого управлением с ОАО "РЖД".
Порядок оформления права аренды и заключения договора Правилами не урегулирован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Как видно из материалов дела, земельный участок (192, 6946 га) является частью земельного участка площадью 230,29 га, предоставленного предприятию в бессрочное (постоянное) пользование для производственной деятельности. Участок площадью 2 302 904 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 31.05.1995 с присвоением кадастрового номера 26:16:0000008.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 26:16:000000:8 не подлежали уточнению, ОАО "РЖД" осуществило межевание части площади участка используемого им в хозяйственной деятельности, в результате которого площадь земельного участка с кадастровым номером 26:16:000000:8 (230,29 га) уменьшилась на 37,5958 га и составила 192,6946 га.
В связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка (26:16:000000:8) на основании представленного межевого плана от 26.10.2010 кадастровая палата приняла решение от 15.11.2010 N 2600/301/10-93600 об учете изменений земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статья 11.1 Земельного кодекса определяет, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой установлены в соответствии с федеральными законами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221 сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221 местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Указанные сведения отражаются в межевом плане, предоставляемом при постановке земельного участка на кадастровый учет (статья 22 Закона N 221).
Изложенное означает, что земельный участок может выступать объектом гражданских прав только с момента его надлежащего формирования и постановки на кадастровый учет.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что глава V Земельного кодекса содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что по результатам межевания части площади спорного земельного участка, его площадь существенно уменьшилась (на 37,5958 га).
Истец не представил доказательства того, что уменьшение площади земельного участка при его межевании укладывается в рамки допустимой погрешности (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Закона N 221).
Более того, из решения кадастровой палаты от 14.12.2012 N 26/301/12-119635 следует, что границы спорного земельного участка пересекают границы других земельных участков (т. 5, л.д. 5).
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 26:16:000000:8 площадью 1 926 946 кв. м сформирован ненадлежащим образом, имеет пересечения с другими земельными участками, отказ судебных инстанций в удовлетворении заявленных требований суд кассационной инстанции считает правомерным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А63-11595/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)