Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2128/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N 33-2128/2013


Судья: Стерехова С.А.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.
судей Величко М.Б., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению прокурора Томской транспортной прокуроры о признании частично недействующим пункта 1 постановления администрации Томского района Томской области "Об образовании земельных участков в окр. с. Лучаново" N 1527-з от 04.07.2012
по апелляционной жалобе прокурора Томской транспортной прокуроры Деткова В.П. на решение Томского районного суда Томской области от 22 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения прокурора Кривошеина С.А., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Томской транспортной прокуроры обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления администрации Томского района "Об образовании земельных участков в окр. с. Лучаново" N 1527-з от 04.07.2012 в части образования земельного участка площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ для накопления и сортировки отходов, поскольку в указанной части он противоречит закону.
В обоснование заявленного требования указано, что на земельном участке общей площадью /__/ кв. м, инв. /__/, расположенном по адресу: /__/ находится аэровокзал и аэродром. Земельный участок площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ находится на расстоянии около 7 км 700 м от контрольной точки аэродрома. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 09.02.2007, ст. 2, ч. 1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ, п. 59 Федеральных авиационных правил указанный земельный участок не может быть образован для накопления и сортировки отходов, поскольку это способствует массовому привлечению и скоплению птиц, создает угрозу безопасности осуществления воздушными судами полетов, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Кривошеин С.А. требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что земельный участок находится неподалеку от земельного участка, в отношении которого ранее Томским районным судом Томской области вынесено решение от 12.07.2011 о запрете размещения бытовых отходов, по тому же основанию, нахождения участка в 15 км зоне, запрещающей размещение отходов.
Представитель администрации Томского района Томской области В. заявленные требования полагала необоснованными. Пояснила, что земельный участок образован для накопления т.е. временного складирования на срок не более 6 месяцев и сортировки твердых бытовых отходов. Складирование отходов на земельном участке в настоящее время не осуществляется. Администрация Богашевского сельского поселения, в ведение которого передан данный земельный участок, занимается проектированием порядка вывоза твердых бытовых отходов и мусора, намерена разработать регламент по осуществлению накопления и сортировки отходов, при этом работа будет налажена с учетом исключения массового привлечения и скопления птиц. Позднее будет объявлен конкурс и заключен договор на обслуживание объекта по накоплению и сортировке отходов. Согласно заключению орнитологов /__/ орнитологическая обстановка в районе аэропорта спокойная.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Т. заявленные требования считал необоснованными. Пояснил, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области осуществляет контроль за тем, как будет организовываться работа по накоплению и сортировке отходов. Участок образован, положение по вызову отходов с населенного пункта разработано, но регламент по порядку накопления и сортировке не разработан, договор с обслуживающей организацией не заключен. Место накопления и сортировки отходов не оборудовано, отходы на образованный участок не вывозятся.

В апелляционной жалобе прокурор Томской транспортной прокуроры Детков В.П. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Отмечает, что указание суда на то, что накопление отходов на определенном земельном участке не предполагает их размещение противоречит ст. 1 Закона об отходах производства и потребления.
Указывает, что земельный участок, на котором планируется нахождение отходов, будет являться объектом выбросов (размещения) отходов.
Полагает, что судом нарушены требования ст. 249 ГПК РФ, поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что временное складирование отходов на указанном земельном участке не является их размещением, а также того, что накопление и сортировка твердых бытовых отходов не будет способствовать массовому привлечению и скоплению птиц.
Считает, что образование земельного участка для накопления и сортировки отходов, а следовательно, для их размещения, противоречит п. 59 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 138 от 11.03.2010 (далее- Правила использования воздушного пространства).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Томского района В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте ее рассмотрения надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами органов местного самоуправления прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, в том числе таких объектов как аэродромы и аэропорты, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее либо создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, материальный ущерб (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона). Одними из задач обеспечения транспортной безопасности являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2 ст. 2 Федерального закона).
В силу ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 59 Правил использования воздушного пространства запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Судом установлено, следует из материалов дела и сторонами не оспаривались следующие обстоятельства. В оспариваемой части постановления администрации Томского района Томской области N 1527-3 от 04.07.2012 указано: "образовать из земель промышленности, транспорта, связи, ... и иного специального назначения: земельный участок площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ для временного складирования твердых отходов (ТБО)". Постановлением Главы Томского района N 2026-3 от 03.09.2012 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 04.07.2012 N 1527-3" разрешенное использование данного земельного участка уточнено, вместо "для временного складирования твердых отходов(ТБО) указано" указано "для накопления и сортировки отходов". Расстояние от контрольной точки аэродрома до участка /__/, расположенного в окрестности /__/, составляет 7 680 м (подтверждается схемой приаэродромной территории и сообщением директора ООО "/__/" Ш. от 13.05.2013). Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования суд исходил из того, что в настоящее время земельный участок, образованный в /__/ для накопления и сортировки отходов не используется, передан в ведение Администрации Богашевского сельского поселения, которая в настоящее время утвердила лишь Порядок сбора и вывоза бытовых отходов на пункт накопления и сортировки, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, предполагают в том числе возможность изолированного накопления отходов (временного складирования в закрытых помещениях, в нестационарных складских сооружениях, в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях), способы изоляции и перечень изолирующих материалов, обращение с отходами предполагает наличие самостоятельного проекта, прием отходов осуществляется в соответствии с утвержденными инструкциями лабораторной службы организации, обслуживающей полигон, а потому пришел к выводу, что само по себе постановление об образовании земельного участка для накопления и сортировки отходов без учета дальнейшей организации деятельности пункта по накоплению и сортировке отходов, не свидетельствует о том, что указанный земельный участок станет объектом выбросов (размещения) отходов, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда исходя из следующего.
Согласно ч. 3, 4 ст. 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Земельный кодекс РФ относит земли транспорта к самостоятельной категории и объединяет их с землями промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (пп. 3 п. 1 ст. 7 ЗК РФ).
Исходя из положений п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, п. 4 ст. 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью.
Специфика рассматриваемой категории земель состоит в том, что в их состав могут включаться охранные санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (п. 3 ст. 87 ЗК).
Согласно ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее- ВК РФ) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения" приаэродромная территория является прилегающим к аэродрому участком земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п. 58 Правил использования воздушного пространства для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. В силу п. 59 Правил использования воздушного пространства запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Указанные положения содержатся также в распоряжении Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения".
В пункте 5 Правил использования воздушного пространства установлено, что они обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Таким образом, для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории. В пределах указанных зон допускается хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям эксплуатации воздушного транспорта. Планировка или перепланировка территории городских и сельских поселений на приаэродромной территории должна производиться с соблюдением требований безопасности полета воздушных судов и по согласованию с органами, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты.
Согласно п. 12 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановление Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 обязательными положениями территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов в том числе являются зонирование территории с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности; размещение объектов по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бытовых отходов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе случае, установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Из дела видно, что земельный участок по адресу: /__/ образован из земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. При этом при его образовании проводились кадастровые работы, целью которых было образование земельного участка с видом разрешенного использования - для размещения карьера по добыче строительного грунта (л.д. 110). Вопреки положениям ст. 249 ГПК РФ администрацией Томского района Томской области не представлено доказательств отнесения территории, из которой образован спорный участок, к землям сельского поселения, соответствия целевого использования земельного участка в виде складирования и временного размещения отходов назначению земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации, а также согласования с собственником аэродрома.
При таких обстоятельствах администрацией Томского района Томской области при образовании земельного участка по адресу: /__/ для накопления и сортировки отходов не соблюдены требования, установленные законом. На указанный вывод не влияют доводы администрации Томского района Томской области о том, что на образованном участке планируется лишь временное складирование и накопление отходов, а не их хранение, фактически данная деятельность в настоящее время не осуществляется, поскольку установленные приведенными положения закона ограничения по использованию земельных участков приаэродромной территории обусловлены предотвращением возможных негативных последствий, связанных с безопасностью полетов в будущем.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием нового о признании недействующим со дня принятия настоящего определения пункта 1 постановления администрации Томского района "Об образовании земельных участков в окр. с.Лучаново" N 1527-з от 04.07.2012 в части образования земельного участка площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ для накопления и сортировки отходов.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 22 мая 2013 года отменить, заявление прокурора Томской транспортной прокуроры удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия данного определения пункт 1 постановления администрации Томского района "Об образовании земельных участков в окр. с. Лучаново" N 1527-з от 04.07.2012 в части образования земельного участка площадью /__/ кв. м по адресу: /__/ для накопления и сортировки отходов.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)