Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-9873/2012
на решение от 11.10.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18921/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мецар" (ИНН 2540053339, ОГРН 1022502263321, дата государственной регистрации 15.04.1998)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007) об оспаривании отказа,
при участии в заседании:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Овчинникова Е.А., представитель по доверенности от 27.12.2011, сроком действия до 31.12.2012;
- от общества с ограниченной ответственностью "Мецар" - Шейнов М.П., генеральный директор согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.08.2012; Егорова Е.В., представитель по доверенности от 31.05.2012, сроком действия один год, без права передоверия;
Общество с ограниченной ответственностью "Мецар" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 23.05.2012 N 29/02/02-13/10784 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020034:15 площадью 529 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Крыгина, 12, и об обязании департамент в месячный срок принять решение о предоставлении заявителю в собственность данного земельного участка, а также заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением арбитражного суда от 11.10.2012 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу о незаконности отказа департамента, в связи с чем обязал уполномоченный орган принять решение о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка для дальнейшей эксплуатации здания крытый рынок в сроки, установленные статьей 36 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ). В удовлетворении требования об обязании департамент заключить договор купли-продажи земельного участка отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов ссылается на то, что на испрашиваемом участке имеются ограничения по инженерным сетям и красным линиям перспективного развития автодороги, что в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон N 178-ФЗ) препятствует предоставлению спорного земельного участка в собственность. С учетом изложенного департамент считает оспариваемый отказ соответствующим закону, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания его недействительным, и просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2012 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения заявителя и департамента, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Общество является собственником здания - крытого рынка, общей площадью 557 кв. м, инв. N 05:401:002:000325590, лит. А, с кадастровым номером 25:28:021402:0100000/А, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 12. Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.01.2011.
В соответствии с договором аренды земли N 002931 от 01.04.1999 общество сроком до 01.07.2012 арендует земельный участок площадью 481 кв. м с кадастровым номером 25:28:021402:01, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, 12, для размещения крытого рынка для торговли сельхозпродуктами.
Право аренды на указанный земельный участок зарегистрировано 26.04.1999 согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АБ N 0039123 на основании постановления главы администрации г. Владивостока от 24.03.1999 и договора аренды от 01.04.1999.
При уточнении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 25:28:021402:01 в государственный кадастр недвижимости в отношении данного земельного участка были внесены уточненные сведения, согласно которым площадь арендуемого земельного участка составила 529+/-8 кв. м, и участку были присвоен кадастровый номер 25:28:020034:15.
23.04.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату для дальнейшей эксплуатации расположенного на земельном участке здания - крытый рынок (вх. N 29-12192).
Письмом от 23.05.2012 N 29/02/02-13/10784 департамент отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно представленной к ранее поступившему обращению топографической съемке М 1:500 на испрашиваемом земельном участке имеются ограничения по инженерным сетям и красным линиям перспективного развития автодороги.
Кроме того, департамент со ссылкой на пункт 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее по тексту - Приказ N 475) указал на отсутствие в представленном обществом кадастровом паспорте земельного участка сведений обо всех ограничениях (обременениях), имеющихся на испрашиваемом участке. Помимо прочего в письме имеется указание на возможность прекращения права аренды по договору аренды земли, зарегистрированного 26.04.1999 N 799-зем, со сроком действия до 01.07.2012 со ссылкой на статьи 450 - 453 Гражданского кодекса РФ.
Посчитав, что указанный отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом обществом земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, 12, расположен крытый рынок общей площадью 557 кв. м. Право собственности общества на данный объект зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 25-АБ N 525729.
Таким образом, общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под данным объектом.
Из материалов дела видно, что 23.04.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность с приложением необходимых документов, включая кадастровый паспорт.
Следовательно, департамент в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ обязан был в месячный срок со дня подачи обществом заявления решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы департамента о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются ограничения по инженерным сетям, и весь земельный участок находится в красных линиях перспективного развития автодороги, что на основании пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ является препятствием для приватизации земельного участка, судом не принимаются по следующим основаниям.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как правильно установлено судом первой инстанции, имеющиеся в материалах дела, доказательства опровергают доводы департамента о нахождении испрашиваемого обществом земельного участка в границах красных линий.
Так, в соответствии с информацией, содержащейся в ответе Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 10.08.2012 N 15436сп (л.д. 71) на запрос общества от 18.07.2012 N 18-07-01, земельный участок в районе ул. Крыгина, 12 с находящимися на нем строениями в капитальных конструкциях согласно чертежу красных линий, выполненному в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, в границы красных линий перспективного развития автодороги не попадает.
Данный факт также подтверждаются представленной заявителем в материалы дела топосъемкой (л.д. 37), выполненной в августе 2012 года, со сведениями относительно инженерных сетей и отсутствием спорного земельного участка в пределах границ красных линий, а также сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 19.03.2012 N 2065 (л.д. 38-52).
Сведения о расположении спорного земельного участка в пределах красных линий отсутствуют и в кадастровом паспорте земельного участка от 13.02.2012 N 25/00-12-15978.
Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, департаментом не представлено, как и не представлено доказательств наличия каких-либо решений, свидетельствующих о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в порядке статьи 70.1 ЗК РФ, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561.
Довод департамента о невозможности приватизации спорного земельного участка ввиду наличия ограничений по инженерным сетям безоснователен, поскольку Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" было внесено изменение в пункт 11 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому из определения понятия "красные линии" исключены слова "сети инженерно-технического обеспечения".
Выводы департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием в пакете документов сведений обо всех ограничениях (обременениях), коллегия не принимает как противоречащие Приказу N 475, которым утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В соответствии с пунктом 8 названного Перечня к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Приказом N 475 не предусматривается установление определенной формы такого сообщения, при этом, в силу названной нормы с учетом положений пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, предоставление таких сведений необходимо в случае наличия такой информации у заявителя.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, в каком виде предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Одним из таких документов является кадастровый паспорт объекта недвижимости, который выдается на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (статья 14 указанного закона).
Сведения государственного кадастра недвижимости о частях земельного участка и обременениях отражаются в разделах B.3, B.4 кадастрового паспорта земельного участка, форма которого утверждена Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка". При отображении границы учтенных частей земельного участка в раздел B.2 кадастрового паспорта земельного участка раздел B.4 не оформляется.
В представленном обществом кадастровом паспорте от 13.02.2012 N 25/00-12-15978 имеются сведения о земельном участке с местоположением по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 12, с кадастровым номером 25:28:020034:15 (предыдущий номер 25:28:021402:01), занятым объектом недвижимости - крытым рынком для торговли сельхозпродуктами.
В разделе В3 кадастрового паспорта земельного участка от 13.02.2012 N 25/00-12-15978 сведения об иных обременениях, помимо аренды, возникшей на основании договора аренды земли, зарегистрированного 26.04.1999 N 799-зем, отсутствуют.
Отсутствие иных обременений спорного земельного участка, подтверждается также топосъемкой, выполненной в августе 2012 года, и сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 19.03.2012 N 2065.
Доказательств наличия, каких либо иных обременений на испрашиваемом земельном участке, департаментом не представлено. Недостоверность представленных заявителем сведений при рассмотрении его заявления департамент также не установил.
Что касается указания департамента на то, что срок заключенного обществом договора аренды земли истекает 01.07.2012, который на дату подачи заявления о приобретении права собственности на спорный земельный участок 23.04.2012 еще не истек, то суд апелляционной инстанции его во внимание не принимает, поскольку для решения вопроса о приватизации земельного участка факт наличия или отсутствия договора аренды испрашиваемого земельного участка правового значения не имеет.
Учитывая, что заявитель представил департаменту все документы и сведения, имеющиеся у него в распоряжении, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ департамента по изложенным выше основаниям является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда в части обязания департамент принять решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка соответствуют установленным по делу обстоятельствам, правилам пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2012 по делу N А51-18921/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2012 N 05АП-9873/2012 ПО ДЕЛУ N А51-18921/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2012 г. N 05АП-9873/2012
Дело N А51-18921/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-9873/2012
на решение от 11.10.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18921/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мецар" (ИНН 2540053339, ОГРН 1022502263321, дата государственной регистрации 15.04.1998)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации 21.06.2007) об оспаривании отказа,
при участии в заседании:
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Овчинникова Е.А., представитель по доверенности от 27.12.2011, сроком действия до 31.12.2012;
- от общества с ограниченной ответственностью "Мецар" - Шейнов М.П., генеральный директор согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.08.2012; Егорова Е.В., представитель по доверенности от 31.05.2012, сроком действия один год, без права передоверия;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мецар" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 23.05.2012 N 29/02/02-13/10784 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020034:15 площадью 529 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Крыгина, 12, и об обязании департамент в месячный срок принять решение о предоставлении заявителю в собственность данного земельного участка, а также заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением арбитражного суда от 11.10.2012 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд пришел к выводу о незаконности отказа департамента, в связи с чем обязал уполномоченный орган принять решение о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка для дальнейшей эксплуатации здания крытый рынок в сроки, установленные статьей 36 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ). В удовлетворении требования об обязании департамент заключить договор купли-продажи земельного участка отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своих доводов ссылается на то, что на испрашиваемом участке имеются ограничения по инженерным сетям и красным линиям перспективного развития автодороги, что в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон N 178-ФЗ) препятствует предоставлению спорного земельного участка в собственность. С учетом изложенного департамент считает оспариваемый отказ соответствующим закону, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания его недействительным, и просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2012 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения заявителя и департамента, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Общество является собственником здания - крытого рынка, общей площадью 557 кв. м, инв. N 05:401:002:000325590, лит. А, с кадастровым номером 25:28:021402:0100000/А, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 12. Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.01.2011.
В соответствии с договором аренды земли N 002931 от 01.04.1999 общество сроком до 01.07.2012 арендует земельный участок площадью 481 кв. м с кадастровым номером 25:28:021402:01, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, 12, для размещения крытого рынка для торговли сельхозпродуктами.
Право аренды на указанный земельный участок зарегистрировано 26.04.1999 согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АБ N 0039123 на основании постановления главы администрации г. Владивостока от 24.03.1999 и договора аренды от 01.04.1999.
При уточнении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 25:28:021402:01 в государственный кадастр недвижимости в отношении данного земельного участка были внесены уточненные сведения, согласно которым площадь арендуемого земельного участка составила 529+/-8 кв. м, и участку были присвоен кадастровый номер 25:28:020034:15.
23.04.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату для дальнейшей эксплуатации расположенного на земельном участке здания - крытый рынок (вх. N 29-12192).
Письмом от 23.05.2012 N 29/02/02-13/10784 департамент отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно представленной к ранее поступившему обращению топографической съемке М 1:500 на испрашиваемом земельном участке имеются ограничения по инженерным сетям и красным линиям перспективного развития автодороги.
Кроме того, департамент со ссылкой на пункт 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее по тексту - Приказ N 475) указал на отсутствие в представленном обществом кадастровом паспорте земельного участка сведений обо всех ограничениях (обременениях), имеющихся на испрашиваемом участке. Помимо прочего в письме имеется указание на возможность прекращения права аренды по договору аренды земли, зарегистрированного 26.04.1999 N 799-зем, со сроком действия до 01.07.2012 со ссылкой на статьи 450 - 453 Гражданского кодекса РФ.
Посчитав, что указанный отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом обществом земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, 12, расположен крытый рынок общей площадью 557 кв. м. Право собственности общества на данный объект зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 25-АБ N 525729.
Таким образом, общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под данным объектом.
Из материалов дела видно, что 23.04.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность с приложением необходимых документов, включая кадастровый паспорт.
Следовательно, департамент в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ обязан был в месячный срок со дня подачи обществом заявления решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы департамента о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются ограничения по инженерным сетям, и весь земельный участок находится в красных линиях перспективного развития автодороги, что на основании пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ является препятствием для приватизации земельного участка, судом не принимаются по следующим основаниям.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как правильно установлено судом первой инстанции, имеющиеся в материалах дела, доказательства опровергают доводы департамента о нахождении испрашиваемого обществом земельного участка в границах красных линий.
Так, в соответствии с информацией, содержащейся в ответе Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 10.08.2012 N 15436сп (л.д. 71) на запрос общества от 18.07.2012 N 18-07-01, земельный участок в районе ул. Крыгина, 12 с находящимися на нем строениями в капитальных конструкциях согласно чертежу красных линий, выполненному в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, в границы красных линий перспективного развития автодороги не попадает.
Данный факт также подтверждаются представленной заявителем в материалы дела топосъемкой (л.д. 37), выполненной в августе 2012 года, со сведениями относительно инженерных сетей и отсутствием спорного земельного участка в пределах границ красных линий, а также сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 19.03.2012 N 2065 (л.д. 38-52).
Сведения о расположении спорного земельного участка в пределах красных линий отсутствуют и в кадастровом паспорте земельного участка от 13.02.2012 N 25/00-12-15978.
Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, департаментом не представлено, как и не представлено доказательств наличия каких-либо решений, свидетельствующих о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в порядке статьи 70.1 ЗК РФ, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561.
Довод департамента о невозможности приватизации спорного земельного участка ввиду наличия ограничений по инженерным сетям безоснователен, поскольку Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" было внесено изменение в пункт 11 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому из определения понятия "красные линии" исключены слова "сети инженерно-технического обеспечения".
Выводы департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием в пакете документов сведений обо всех ограничениях (обременениях), коллегия не принимает как противоречащие Приказу N 475, которым утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению.
В соответствии с пунктом 8 названного Перечня к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Приказом N 475 не предусматривается установление определенной формы такого сообщения, при этом, в силу названной нормы с учетом положений пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, предоставление таких сведений необходимо в случае наличия такой информации у заявителя.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, в каком виде предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Одним из таких документов является кадастровый паспорт объекта недвижимости, который выдается на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (статья 14 указанного закона).
Сведения государственного кадастра недвижимости о частях земельного участка и обременениях отражаются в разделах B.3, B.4 кадастрового паспорта земельного участка, форма которого утверждена Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка". При отображении границы учтенных частей земельного участка в раздел B.2 кадастрового паспорта земельного участка раздел B.4 не оформляется.
В представленном обществом кадастровом паспорте от 13.02.2012 N 25/00-12-15978 имеются сведения о земельном участке с местоположением по адресу: г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 12, с кадастровым номером 25:28:020034:15 (предыдущий номер 25:28:021402:01), занятым объектом недвижимости - крытым рынком для торговли сельхозпродуктами.
В разделе В3 кадастрового паспорта земельного участка от 13.02.2012 N 25/00-12-15978 сведения об иных обременениях, помимо аренды, возникшей на основании договора аренды земли, зарегистрированного 26.04.1999 N 799-зем, отсутствуют.
Отсутствие иных обременений спорного земельного участка, подтверждается также топосъемкой, выполненной в августе 2012 года, и сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 19.03.2012 N 2065.
Доказательств наличия, каких либо иных обременений на испрашиваемом земельном участке, департаментом не представлено. Недостоверность представленных заявителем сведений при рассмотрении его заявления департамент также не установил.
Что касается указания департамента на то, что срок заключенного обществом договора аренды земли истекает 01.07.2012, который на дату подачи заявления о приобретении права собственности на спорный земельный участок 23.04.2012 еще не истек, то суд апелляционной инстанции его во внимание не принимает, поскольку для решения вопроса о приватизации земельного участка факт наличия или отсутствия договора аренды испрашиваемого земельного участка правового значения не имеет.
Учитывая, что заявитель представил департаменту все документы и сведения, имеющиеся у него в распоряжении, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ департамента по изложенным выше основаниям является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда в части обязания департамент принять решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка соответствуют установленным по делу обстоятельствам, правилам пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.10.2012 по делу N А51-18921/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)