Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-3423/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А19-3423/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Нижнеилимский район", Смирнова Александра Анатольевича, Смирнова Анатолия Александровича, Тимошенко Аркадия Михайловича, Тимошенко Оксаны Станиславовны, Смирновой Снежаны Геннадьевны, Шагина Юрия Федоровича, Пашегорова Антона Геннадьевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области 28 декабря 2012 года по делу N А19-3423/2012 по заявлению Открытого акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" к Администрации муниципального образования "Нижнеилимский район" о признании недействительным постановления N 993 от 28.09.2011 "О предварительном согласовании места размещения гаража на 9 боксов в г. Железногорск-Илимский",
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", Смирнова Александра Анатольевича, Барсукова Андрея Александровича, Смирнова Анатолия Александровича, Тимошенко Аркадия Михайловича, Тимошенко Оксаны Станиславовны, Смирновой Снежаны Геннадьевны, Шагина Юрия Федоровича, Пашегорова Антона Геннадьевича (суд первой инстанции: Колосов В.И.)
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

установил:

Открытое акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314, место нахождения: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, д. 9А/1; далее - Общество, ОАО "Коршуновский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Нижнеилимский район" (ОГРН 1063847001020, ИНН 3834011301, место нахождения: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, кв-л 8-й, д. 20 корп.) о признании недействительным постановления N 993 от 28.09.2011 "О предварительном согласовании места размещения гаража на 9 боксов в г. Железногорск-Илимский".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН 1063847000073, ИНН 3834010989, место нахождения: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, кв-л 8-й, д. 20), Смирнов Александр Анатольевич, Барсуков Андрей Александрович, Смирнов Анатолий Александрович, Тимошенко Аркадий Михайлович, Тимошенко Оксана Станиславовна, Смирнова Снежана Геннадьевна, Шагин Юрий Федорович, Пашегоров Антон Геннадьевич (место жительства: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2012 года заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным как несоответствующее Земельному кодексу РФ постановление Администрации муниципального образования "Нижнеилимский район" N 993 от 28.09.2011 "О предварительном согласовании места размещения гаража на 9 боксов в г. Железногорск-Илимский", на Администрацию муниципального образования "Нижнеилимский район" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Основанием для удовлетворения требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что органом местного самоуправления не выполнены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ об обязательном информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, что лишило иных заинтересованных лиц возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Администрация муниципального образования "Нижнеилимский район", не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества, по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Органом местного самоуправления соблюден предусмотренный статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства, оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий, действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав и законных интересов ОАО "Коршуновский ГОК".
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с принятыми муниципальными актами участвует в процессе выбора и формирования земельного участка с выездом на местность Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", которая рассматривает вопрос о возможности выделения земельного участка, определяет наличие объектов недвижимости на земельном участке и прав третьих лиц, выносит вопрос на свою архитектурно-планировочную комиссию по градостроительным вопросам и выдает заявителю согласованную схему расположения земельного участка.
Архитектурно-планировочная комиссия Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" согласовала выделение земельного участка по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, район блока N 15 площадью 588 кв. м застройщикам Смирнову А.А., Барсукову А.А., Смирновой С.Г., Тимошенко А.М., Тимошенко О.С., Смирнову А.А., Шагину Ю.Ф., Пашегорову А.Г. под строительство гаража на 9 боксов, что подтверждается выпиской из протокола архитектурно-планировочной комиссии по градостроительным вопросам от 28.04.2011.
19 мая 2011 года в адрес Мэра Нижнеилимского муниципального района от каждого из застройщиков поступило заявление с пакетом документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаража. Данные обращения были отклонены от рассмотрения межведомственной комиссией Администрации Нижнеилимского муниципального района, дана рекомендация об объединении всех застройщиков.
19 июля 2011 года в адрес Мэра Нижнеилимского муниципального района поступило заявление граждан с пакетом документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаража, состоящего из 9 боксов, которые были рассмотрены на межведомственной комиссии по землепользованию и застройке в Администрации Нижнеилимского муниципального района 11.08.2011 и принято решение о согласовании места размещения гаража на испрашиваемом земельном участке общей площадью 588 кв. м.
При рассмотрении документов на межведомственной комиссии района информация о том, что есть еще претенденты (ОАО "Коршуновский ГОК"), подавшие документы на испрашиваемый земельный участок (либо участок, в который входит испрашиваемый), не была озвучена представителями администрации города, соответствующих документов не представлено; земельный участок на кадастровом учете не состоял и сведения о его правообладателе отсутствовали.
Акт выбора и обследования земельного участка оформлен 25.08.2011, постановление Мэра Нижнеилимского муниципального района N 993 о предварительном согласовании участка под строительство гаража на 9 боксов издано 28.09.2011 без нарушений норм земельного законодательства.
ОАО "Коршуновский ГОК" обратилось 29.06.2011 в Администрацию Железногорск-Илимского городского поселения с заявлением о выборе земельного участка с предполагаемым местом размещения земельного участка: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, ниже территории центрального автосервиса площадью 3150 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта: гаражные боксы для легковых автомобилей площадью 621 кв. м.
Администрацией заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка отклонено письмом N 1823/1 от 12.07.2011 по причине непредставления необходимой документации для выбора земельного участка.
Поскольку на момент обращения физических лиц (19.07.2011) Администрацией муниципального образования "Железногорск-Илимского городского поселения" уже отклонен от рассмотрения вопрос о предоставлении земельного участка обществу (12.07.2011), на спорный земельный участок имелся один претендент в лице группы физических лиц, которому и согласовано место размещения объекта. При этом общество в период с момента обращения физических лиц и до принятия оспариваемого постановления в администрацию района с заявлениями не обращалось.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, граждане Смирнов Александр Анатольевич, Смирнов Анатолий Александрович, Тимошенко Аркадий Михайлович, Тимошенко Оксана Станиславовна, Смирнова Снежана Геннадьевна, Шагин Юрий Федорович, Пашегоров Антон Геннадьевич, также не согласились с решением суда первой инстанции, обратившись в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
По мнению заявителей апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права - статей 29, 30 Земельного кодекса РФ. Судом не учтено, что на момент обращения общества в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка спорный земельный участок уже истребован физическими лицами, оформлялся в установленном порядке и повторно не мог быть предоставлен.
В отзыве на апелляционные жалобы Общество указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" в отзыве согласились с доводами апелляционной жалобы Администрации муниципального образования "Нижнеилимский район".
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.02.2013.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Администрацию муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения с заявлением N 0128-6524 от 29.06.2011 о предоставлении земельного участка общей площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, ниже центрального автосервиса, для строительства гаражных боксов для легковых автомобилей площадью 621 кв. м.
12 июля 2011 года Администрация муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения отклонила рассмотрение данного заявления, указав, что к заявлению не приложен ряд документов, кроме того, данный земельный участок испрашивался физическими лицами, оформляется в установленном порядке и повторно предоставлен быть не может.
28 сентября 2011 года постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района N 993 предварительно согласован земельный участок под строительство гаража на 9 боксов, общей площадью 588 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, район блока N 15, застройщикам: Шагину Юрию Федоровичу, Тимошенко Аркадию Михайловичу, Смирнову Александру Анатольевичу, Смирновой Снежане Геннадьевне, Смирнову Анатолию Александровичу, Тимошенко Оксане Станиславовне, Барсукову Андрею Александровичу, Пашегорову Антону Геннадьевичу. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 25.08.2011.
Постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района N 137 от 14.02.2012 внесены изменения в указанное постановление, слова "Барсуков А.А." исключены.
Заявитель, полагая, что постановление N 993 от 28.09.2011 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что органом местного самоуправления не доказано соответствие оспариваемого постановления требованиям закона и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. Вместе с тем заявителем подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Устава муниципального образования "Нижнеилимский район" (утв. решением Думы Нижнеилимского муниципального района Иркутской области от 30 августа 2007 г. N 240), статье 3 Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 96-оз "О статусе и границах муниципальных образований Нижнеилимского района Иркутской области" муниципальное образование "Нижнеилимский район" наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Железногорск-Илимский.
Соответственно, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация Нижнеилимского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2.4 "Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Нижнеилимского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, под строительство объектов", утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 28.04.2011 N 92 (опубликовано в спецвыпуске N 4 "Вестника городской Думы и администрации муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения" N 17 (212) от 29.04.2011), рассмотрение материалов по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта отнесено к компетенции Администрации Нижнеилимского муниципального района.
Рассмотрение указанных материалов осуществляется в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по землепользованию и застройке (приложение N 1 к постановлению мэра Нижнеилимского муниципального района от 11.12.2007 г. N 712), согласно которому комиссия является постоянно действующим органом, созданным с целью комплексного решения вопросов определения разрешенного использования земельных участков в соответствии с техническими регламентами и подготовки рекомендаций органу местного самоуправления Нижнеилимского муниципального района для принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов.
При этом рассмотрение материалов по выбору земельных участков в границах муниципальных образований осуществляется с участием представителей администраций соответствующих поселений.
В соответствии с решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 23.10.2010 N 173 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
Статьей 13 вышеуказанных Правил определен Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Гражданин или юридическое лицо (заявитель), заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в администрацию Муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором должны быть указаны: назначение объекта, мощность, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, включающее в себя эскизное предложение по застройке в виде схемы планировочной организации земельного участка. Заявление подается с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, учредительных документов, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление.
Комиссия по землепользованию и застройке Администрации муниципального образования Железногорск-Илимское городское поселение в месячный срок с момента регистрации заявления гражданина или юридического лица проводит рассмотрение материалов по выбору земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными настоящими Правилами.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемой расположения земельного участка передается для утверждения и дальнейшего предоставления земельного участка в Администрацию Нижнеилимского района.
В случае отказа в выборе земельного участка под строительство, Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" направляет в Администрацию Нижнеилимского района выписку из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке для дальнейшей подготовки постановления Администрацией Нижнеилимского района.
Администрация Нижненлимского муниципального района принимает решение о согласовании места размещения объекта, утверждает акт о выборе земельного участка для строительства либо об отказе в размещении и выдает его заявителю в семидневный срок со дня его регистрации.
Администрация города на основании заявления гражданина или юридического лица разрабатывает и в месячный срок с даты подачи заявления выдает заявителю градостроительный план земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для разработки проектной документации, в составе которой выполняется СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка) объекта, которая в обязательном порядке должна быть согласована в ОУГХСиТ на соответствие градостроительному плану земельного участка.
Постановление администрации Нижнеилимского района о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства объекта и действует в течение 3 лет.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2011 года гражданин Смирнов Александр Анатольевич обратился с заявлением к Главе Железногорск-Илимского городского поселения о предоставлении земельного участка по адресу: г. Железногорск, ул. Иващенко, район блока N 15, для проектирования и строительства объектов недвижимости - гаражных боксов 9 штук общей площадью 588 кв. м, с целевым назначением - для хранения личного автотранспорта.
Согласно выписке из протокола Архитектурно-планировочной комиссии по градостроительным вопросам Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" от 28.04.2011 согласовано выделение земельного участка по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, район блока N 15 площадью 588 кв. м застройщикам Смирнову А.А., Барсукову А.А., Смирновой С.Г., Тимошенко А.М., Тимошенко О.С., Смирнову А.А., Шагину Ю.Ф., Пашегорову А.Г. под строительство гаража на 9 боксов.
19 мая 2011 года в адрес Мэра Нижнеилимского муниципального района от каждого из застройщиков поступило заявление с пакетом документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения под строительство гаража. Данные обращения были отклонены от рассмотрения межведомственной комиссией Администрации Нижнеилимского муниципального района, дана рекомендация об объединении всех застройщиков.
19 июля 2011 года в адрес Мэра Нижнеилимского муниципального района поступило заявление граждан с пакетом документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаража, состоящего из 9 боксов, которые были рассмотрены на межведомственной комиссии по землепользованию и застройке в Администрации Нижнеилимского муниципального района 11.08.2011 и принято решение о согласовании места размещения гаража на испрашиваемом земельном участке общей площадью 588 кв. м.
Акт выбора и обследования земельного участка оформлен 25.08.2011, постановление Мэра Нижнеилимского муниципального района N 993 о предварительном согласовании участка под строительство гаража на 9 боксов издано 28.09.2011.
ОАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Администрацию муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения с заявлением N 0128-6524 от 29.06.2011 о предоставлении земельного участка общей площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, ниже центрального автосервиса, для строительства гаражных боксов для легковых автомобилей площадью 621 кв. м, N 0128-6524 от 29.06.2011 о предоставлении земельного участка общей площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, ниже центрального автосервиса, для строительства гаражных боксов для легковых автомобилей площадью 621 кв. м.
Письмом Администрации муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения от 12.07.2011 исх. N 1829/1 в рассмотрении указанного заявления было отказано.
Решением Арбитражного суд Иркутской области от 14.06.2012 по делу N А19-3428/2012, вступившим в законную силу, действия Администрации муниципального образования Железногорск-Илимского городского поселения, оформленные письмом от 12.07.2011 исх. N 1829/1, об отказе ОАО "Коршуновский ГОК" в рассмотрении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, ниже автосервиса, со ссылкой на обращение ранее физических лиц с заявлением о выборе земельного участка, признаны незаконными. Судом в ходе рассмотрения указанного дела установлено, что письмо от 12.07.2011 исх. N 1829/1 в адрес общества не направлялось и об отказе в рассмотрении заявления последнему стало известно из письма Мэра Нижнеилимского района от 07.11.2011 N 1-18/4347.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод органа местного самоуправления о том, что при рассмотрении заявлений и документов граждан у него отсутствовала информация о наличии на земельный участок иных претендентов.
Пунктами 3.1, 3.3 Положения о межведомственной комиссии по землепользованию и застройке (приложение N 1 к постановлению мэра Нижнеилимского муниципального района от 11.12.2007 г. N 712) предусмотрено, что комиссия вправе запрашивать у организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацию, необходимую для решения поставленных задач; комиссия вправе запрашивать у организаций и лиц, заинтересованных в строительстве, дополнительные документы в случае необходимости.
Доказательства того, что сведения о наличии других заявок, кроме поданных Смирновым А.А., Смирновой С.Г., Тимошенко А.М., Тимошенко О.С., Смирновым А.А., Шагиным Ю.Ф., Пашегоровым А.Г., запрашивались комиссией, в материалы дела не представлено.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Помимо того, после определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 указанной статьи об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Данная правовая позиция сформирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 14.09.2010 N 4224/10 и правильно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Поскольку Администрацией Нижнеилимского муниципального района оспариваемое постановление принято в нарушение вышеприведенных норм Земельного кодекса РФ без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого объекта и без соблюдения установленных Кодексом публичных процедур, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, претендовавшего на предоставление земельного участка, у суда первой инстанции имелись основания для признания его недействительным.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2012 года по делу N А19-3423/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2012 года по делу N А19-3423/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)