Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Жданова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения департамента земельных отношения администрации города Перми, обязании передать земельный участок в аренду, заключить договор аренды
по апелляционной жалобе департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 03 апреля 2013 года, которым заявление удовлетворено, постановлено -
Признать недействительным отказ департамента земельных отношения администрации города Перми от 22.08.2012 г. N И-21-01-09-15564 в предоставлении С. в аренду земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного восточнее дома по ул. <...>, г. Перми, сроком на 4 года 11 месяцев.
На департамент земельных отношения администрации города Перми возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов С., путем рассмотрения заявления в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя С. - Х., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО), изложенным в письме от 22.08.2012 г. в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного восточнее дома по ул. <...>, г. Перми, сроком на 4 года 11 месяцев, просила обязать ДЗО передать ей испрашиваемый земельный участок в аренду, заключить договор аренды на срок на 4 года 11 месяцев.
В обоснование заявленных требований указала, что обращалась с соответствующим заявлением в ДЗО о предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка для организации автостоянки с приложением всех необходимых документов, в том числе с заключением департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА) от 23.05.2012 г. о невозможности согласования проекта размещения автостоянки, так как испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
После получения отрицательного заключения ДГА, повторно обращалась в данный департамент, где ей в письме от 29.08.2012 г. разъяснили, что в соответствии с решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок) земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для размещения автостоянок открытого типа.
В дальнейшем в ДЗО были представлены дополнительные положительные заключения территориального и функциональных органов администрации города Перми по вопросу о возможности размещения автостоянки вышеназванном земельном участке.
Полагала, что учитывая положительные заключения уполномоченных органов, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, не имелось.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционного жалобе ДГА, считая его незаконным и необоснованным, противоречащим нормам материального права.
Заявитель, заинтересованное лицо, представитель органа, принявшего оспариваемое решение о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, приходит к следующему.
ДЗО отказывая заявителю в предоставлению земельного участка сослался на п. 1.6.1 Порядка, в соответствии с которым предоставление земельного участка невозможно, если заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок, при этом он исходил из того, что по заключению ДГА, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории общего пользования.
Суд счел данный вывод не соответствующим закону, указав, что такого основания для отказа Порядком не предусмотрено, а иных препятствий для предоставления земельного участка в аренду не имеется.
Согласиться с таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия оснований не находит.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, департамент осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и участками, собственность на которые не разграничена.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
В соответствии п. 1.6. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Постановлением Администрации г. Перми от 07.09.2009 N 586 "Об утверждении типовых форм заключений функциональных и территориальных органов администрации города Перми о возможности (невозможности) предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" утвержден Перечень органов администрации города Перми, которые уполномочены давать заключения в этой сфере.
Из имеющихся в материалах дела документов видно, что в основу рассматриваемого отказа легло заключение ДГА, входящего в перечень, утвержденный Постановлением администрации г. Перми от 07.09.2009 N 586.
Согласно материалам дела, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявителем было представлено отрицательное заключение ДГА, обоснованное тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории общего пользования.
Доказательств того, что данное заключение оспорено, отозвано, признано недействительным либо сведений о том, что оно выдано ошибочно, а фактически испрашиваемый заявителем земельный участок не находится на территории общего пользования, в материалах дела не имеется.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 N 319 "Об утверждении Правил организации автостоянок открытого типа на территории города Перми" размещение автостоянок осуществляется в соответствии со схемой размещения автостоянок открытого типа, утверждаемой администрацией города Перми. Организация автостоянок осуществляется с учетом Правил землепользования и застройки города Перми.
Рассмотрение заявлений и принятие решения о предоставлении земельного участка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
Размещение автостоянок на территории общего пользования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Перми, устанавливающими порядок использования территорий общего пользования.
Земельные участки в границах территорий общего пользования предоставляются физическим и юридическим лицам на торгах в аренду, продолжительность которой не может превышать пяти лет (ст. 22 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
С. претендует на земельный участок в заявительном порядке, без проведении торгов.
Функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города, является Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Положение о ДГА утверждено решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193.
Согласно подп. 2.2.2 указанного Положения одной из основных задач ДГА является организация мероприятий по реализации Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки города Перми, документации по планировке территории, осуществление взаимодействия с физическими лицами и организациями при реализации на территории города Перми норм градостроительного и земельного законодательства.
В целях реализации на территории города Перми норм градостроительного законодательства ДГА в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами готовит заключения о возможности размещения автостоянки (п. 3.2.1.9 Положения).
Таким образом, полномочия решению данного вопроса возложены на ДГА.
Позиция ДГА, изложенная в заключении является мнением уполномоченного органа, по вопросу возможности (невозможности) размещения автостоянки на территории общего пользования.
Данную позицию судебная коллегия находит правомерной.
Указанное обстоятельство в силу п. 1.6. Порядка является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Кроме этого, суд первой инстанции, приходя к выводу об удовлетворении заявления не учел, что испрашиваемый земельный участок обременен правами арендатора - М. по договору аренды от 30.12.2004 г., заключенным департаментом имущественных отношений Пермской области, срок действия которого соглашением от 23.11.2007 г. установлен как неопределенный.
Вывод суда о том, что данный договор прекратил свое действие ничем не мотивирован и на законе не основан. Участок занят, фактически используется под мини-рынок, что подтверждается актом обследования территории от 14.02.2013 г.
Данному обстоятельству суд надлежащей оценки не дал, в то время как предоставление данного земельного участка иному лицу противоречит п. 1.6.1 Порядка предоставления земельных участков, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Также в рамках рассмотрения настоящего дела не получил своего разрешения вопрос о том, соответствует ли размещение автостоянки, под которую испрашивается земельный участок, схеме размещения автостоянок открытого типа, утверждаемой администрацией города Перми в соответствии с решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 319 "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения схемы размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми", тогда как таких сведений в материалах дела не содержится.
Таким образом, вывод суда о том, что заявителем соблюден порядок размещения автостоянки, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которой испрашивается земельный участок не соответствует нормам земельного законодательства.
Также судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что вывод суда, изложенный в мотивировочной части решения - о необходимости обязать ДЗО передать заявителю земельный участок в аренду, не соответствует выводу суда в резолютивной части решения - о необходимости повторно рассмотреть заявление С.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, при разрешении дела неправильно применены нормы материального права, судебное постановление суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 03 апреля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления С. об оспаривании решения департамента земельных отношения администрации города Перми, обязании передать земельный участок в аренду, заключить договор аренды - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7536
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N 33-7536
Судья Жданова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению С. об оспаривании решения департамента земельных отношения администрации города Перми, обязании передать земельный участок в аренду, заключить договор аренды
по апелляционной жалобе департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 03 апреля 2013 года, которым заявление удовлетворено, постановлено -
Признать недействительным отказ департамента земельных отношения администрации города Перми от 22.08.2012 г. N И-21-01-09-15564 в предоставлении С. в аренду земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного восточнее дома по ул. <...>, г. Перми, сроком на 4 года 11 месяцев.
На департамент земельных отношения администрации города Перми возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов С., путем рассмотрения заявления в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя С. - Х., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
установила:
С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ДЗО), изложенным в письме от 22.08.2012 г. в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1500 кв. м, расположенного восточнее дома по ул. <...>, г. Перми, сроком на 4 года 11 месяцев, просила обязать ДЗО передать ей испрашиваемый земельный участок в аренду, заключить договор аренды на срок на 4 года 11 месяцев.
В обоснование заявленных требований указала, что обращалась с соответствующим заявлением в ДЗО о предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка для организации автостоянки с приложением всех необходимых документов, в том числе с заключением департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА) от 23.05.2012 г. о невозможности согласования проекта размещения автостоянки, так как испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
После получения отрицательного заключения ДГА, повторно обращалась в данный департамент, где ей в письме от 29.08.2012 г. разъяснили, что в соответствии с решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок) земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться для размещения автостоянок открытого типа.
В дальнейшем в ДЗО были представлены дополнительные положительные заключения территориального и функциональных органов администрации города Перми по вопросу о возможности размещения автостоянки вышеназванном земельном участке.
Полагала, что учитывая положительные заключения уполномоченных органов, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, не имелось.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционного жалобе ДГА, считая его незаконным и необоснованным, противоречащим нормам материального права.
Заявитель, заинтересованное лицо, представитель органа, принявшего оспариваемое решение о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, приходит к следующему.
ДЗО отказывая заявителю в предоставлению земельного участка сослался на п. 1.6.1 Порядка, в соответствии с которым предоставление земельного участка невозможно, если заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок, при этом он исходил из того, что по заключению ДГА, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории общего пользования.
Суд счел данный вывод не соответствующим закону, указав, что такого основания для отказа Порядком не предусмотрено, а иных препятствий для предоставления земельного участка в аренду не имеется.
Согласиться с таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия оснований не находит.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, департамент осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и участками, собственность на которые не разграничена.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
В соответствии п. 1.6. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок.
В соответствии с п. 2.7 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
Постановлением Администрации г. Перми от 07.09.2009 N 586 "Об утверждении типовых форм заключений функциональных и территориальных органов администрации города Перми о возможности (невозможности) предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" утвержден Перечень органов администрации города Перми, которые уполномочены давать заключения в этой сфере.
Из имеющихся в материалах дела документов видно, что в основу рассматриваемого отказа легло заключение ДГА, входящего в перечень, утвержденный Постановлением администрации г. Перми от 07.09.2009 N 586.
Согласно материалам дела, при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заявителем было представлено отрицательное заключение ДГА, обоснованное тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории общего пользования.
Доказательств того, что данное заключение оспорено, отозвано, признано недействительным либо сведений о том, что оно выдано ошибочно, а фактически испрашиваемый заявителем земельный участок не находится на территории общего пользования, в материалах дела не имеется.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.12.2007 N 319 "Об утверждении Правил организации автостоянок открытого типа на территории города Перми" размещение автостоянок осуществляется в соответствии со схемой размещения автостоянок открытого типа, утверждаемой администрацией города Перми. Организация автостоянок осуществляется с учетом Правил землепользования и застройки города Перми.
Рассмотрение заявлений и принятие решения о предоставлении земельного участка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми".
Размещение автостоянок на территории общего пользования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Перми, устанавливающими порядок использования территорий общего пользования.
Земельные участки в границах территорий общего пользования предоставляются физическим и юридическим лицам на торгах в аренду, продолжительность которой не может превышать пяти лет (ст. 22 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
С. претендует на земельный участок в заявительном порядке, без проведении торгов.
Функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города, является Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Положение о ДГА утверждено решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193.
Согласно подп. 2.2.2 указанного Положения одной из основных задач ДГА является организация мероприятий по реализации Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки города Перми, документации по планировке территории, осуществление взаимодействия с физическими лицами и организациями при реализации на территории города Перми норм градостроительного и земельного законодательства.
В целях реализации на территории города Перми норм градостроительного законодательства ДГА в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами готовит заключения о возможности размещения автостоянки (п. 3.2.1.9 Положения).
Таким образом, полномочия решению данного вопроса возложены на ДГА.
Позиция ДГА, изложенная в заключении является мнением уполномоченного органа, по вопросу возможности (невозможности) размещения автостоянки на территории общего пользования.
Данную позицию судебная коллегия находит правомерной.
Указанное обстоятельство в силу п. 1.6. Порядка является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Кроме этого, суд первой инстанции, приходя к выводу об удовлетворении заявления не учел, что испрашиваемый земельный участок обременен правами арендатора - М. по договору аренды от 30.12.2004 г., заключенным департаментом имущественных отношений Пермской области, срок действия которого соглашением от 23.11.2007 г. установлен как неопределенный.
Вывод суда о том, что данный договор прекратил свое действие ничем не мотивирован и на законе не основан. Участок занят, фактически используется под мини-рынок, что подтверждается актом обследования территории от 14.02.2013 г.
Данному обстоятельству суд надлежащей оценки не дал, в то время как предоставление данного земельного участка иному лицу противоречит п. 1.6.1 Порядка предоставления земельных участков, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Также в рамках рассмотрения настоящего дела не получил своего разрешения вопрос о том, соответствует ли размещение автостоянки, под которую испрашивается земельный участок, схеме размещения автостоянок открытого типа, утверждаемой администрацией города Перми в соответствии с решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 319 "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения схемы размещения автостоянок открытого типа на территории города Перми", тогда как таких сведений в материалах дела не содержится.
Таким образом, вывод суда о том, что заявителем соблюден порядок размещения автостоянки, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которой испрашивается земельный участок не соответствует нормам земельного законодательства.
Также судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что вывод суда, изложенный в мотивировочной части решения - о необходимости обязать ДЗО передать заявителю земельный участок в аренду, не соответствует выводу суда в резолютивной части решения - о необходимости повторно рассмотреть заявление С.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, при разрешении дела неправильно применены нормы материального права, судебное постановление суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 03 апреля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления С. об оспаривании решения департамента земельных отношения администрации города Перми, обязании передать земельный участок в аренду, заключить договор аренды - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)