Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2013 по делу N А47-313/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная инвестиционная компания" (ИНН: 5611064078, ОГРН: 1115658036878; далее - общество "ОРИК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству (ИНН: 5610128378, ОГРН: 1095658014264) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного к северо-востоку от жилого дома по адресу: г. Оренбург, Дзержинский р-н Северного округа, Загородному шоссе, д. 13, (земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала N 56:44:0103001, по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании Министерства выставить на торги (открытый аукцион) право на заключение договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-Авто" (далее - общество "Оренбург-Авто"), администрация г. Оренбурга (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2013 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не выставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды названного земельного участка по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство возложена обязанность выставить указанный земельный участок на торги.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в невыставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды земельного участка площадью 4007 кв. м, расположенного к северо-востоку от жилого дома по адресу: г. Оренбург, Дзержинский р-н Северного округа, Загородное шоссе, д. 13 (земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала N 56:44:0103001), по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство возложена обязанность совершить действия, предусмотренные п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению данного земельного участка для строительства.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что нормами земельного законодательства не предусмотрено обязательное проведение торгов в случае поступления нескольких заявок о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. По мнению Министерства, действия заявителя были направлены на предоставление земельного участка для строительства обществу "Оренбург-Авто", ответ обществу "ОРИК" на соответствующее заявление был дан, что исключает бездействие заявителя. Заявитель считает, что обществом "ОРИК" не доказан факт нарушения его прав и законных интересов действиями Министерства, поскольку спорный земельный участок планируется предоставить для строительства пристроя к зданию, принадлежащему обществу "Оренбург-Авто". Министерство полагает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 не подлежит применению в рассматриваемой ситуации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 17.01.2011 Министерством и обществом "Оренбург-Авто" подписан договор N 07-05/118 аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523, площадью 3007 кв. м, расположенного по адресу: г. Оренбург, юго-западная часть кадастрового квартала N 56:44:0103001, для целей, не связанных со строительством - для размещения демонстрационной открытой площадки для продажи автомобилей, на срок до 20.11.2012. Сведения о государственной регистрации договора аренды в деле отсутствуют.
Общество "Оренбург-Авто" 17.06.2011 обратилось в Министерство с заявлением N 405-1 о даче согласия на выделение земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523 в аренду под строительство торгово-выставочного зала (с учетом расторжения действующего договора аренды) в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерством и обществом "Оренбург-Авто" 20.10.2011 подписано соглашение N 07-05/251 о расторжении договора аренды от 17.01.2011.
Общество "Оренбург-Авто" 17.01.2012 обратилось в Министерство с заявлением N 424-1 о выделении ему земельного участка ориентировочно общей площадью 4 007 кв. м, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001 по Загородному шоссе Дзержинского района Северного округа, на праве аренды сроком на 5 лет с целью возведения на нем объекта капитального строительства - одноэтажного здания торгово-выставочного зала общей площадью застройки 360 кв. м.
Министерство в письме от 14.02.2012 N КК-12-15/1577 обратилось в администрацию о рассмотрении возможности формирования земельного участка площадью 4 007 кв. м для строительства одноэтажного здания торгово-выставочного зала, площадью застройки 360 кв. м. Министерством указано на то, что формирование земельного участка площадью 4 007 кв. м возможно из двух земельных участков площадью 1 000 кв. м (земельный участок свободен от застройки) и площадью 3 007 кв. м (земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:523).
Муниципальным бюджетным учреждением "Городской центр градостроительств" по результатам работ по выбору земельного участка, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001 по Загородному шоссе, проведенных на основании обращения общества "Оренбург-Авто", подготовлено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка площадью 1 000 кв. м, согласно которому использование данного участка для строительства торгово-выставочного зала возможно в соответствии с градостроительными, противопожарными и санитарными нормами.
Общество "Оренбург-Авто" 18.07.2012 обратилось в Министерство с заявлением N 433-1 о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции Центра продаж и сервисного обслуживания автомобилей "Toyota".
Министерством 08.11.2012 в газете "Оренбуржье" N 182 (4759) опубликовано извещение о предстоящем предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции здания автосалона "Тойота" со строительством пристроя торгово-выставочного зала по Загородному шоссе, д. 13, на территории Дзержинского района Северного округа г. Оренбурга (участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001).
Общество "ОРИК" 13.11.2012 обратилось в Министерство с заявлением от 12.09.2012 N 127 о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 4 007 кв. м для строительства здания торгового комплекса по Загородному шоссе, д. 13, на территории Дзержинского района Северного округа г. Оренбурга (участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001).
Комиссия по рассмотрению возражений против предоставления земельных участков для целей строительства 14.02.2013 отклонила возражения общества "ОРИК", сделав вывод о том, что интересы данного общества не нарушены.
Распоряжением Министерства от 15.04.2013 N 843-р обществу "Оренбург-Авто" согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе расположенного в г. Оренбурге земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции здания автосалона "Тойота" со строительством пристроя торгово-выставочного зала, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной главным архитектором г. Оренбурга 26.03.2012.
Общество "ОРИК", ссылаясь на то, что на приобретение права аренды спорного земельного участка было подано две заявки, в связи с чем у Министерства возникла обязанность провести торги по продаже данного права, что Министерством сделано не было, данное бездействие нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Положения п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11).
Как установлено судами, в уполномоченный орган поступило два заявления от обществ "Оренбург-Авто" и "ОРИК" о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм права и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судами сделан правомерный вывод о том, что указанное право аренды подлежало выставлению на торги.
Приняв во внимание, что Министерством действия по организации торгов осуществлены не были, заинтересованным лицом, напротив, принято распоряжение о согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора обществу "Оренбург-Авто", что свидетельствует о предоставлении земельного участка под строительство без проведения торгов данному обществу, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в непроведении торгов по продаже права аренды спорного земельного участка.
С учетом того, что общество "ОРИК", как установлено судом первой инстанции, направило заявку на приобретение спорного земельного участка в аренду незамедлительно после опубликованной Министерством информации о возможном предоставлении участка в аренду для целей строительства, следует признать правильным вывод судов о том, что права общества "ОРИК" как потенциального участника торгов по продаже права аренды нарушены бездействием Министерства.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом "ОРИК" требования.
Вместе с тем, при рассмотрении спора суд первой инстанции при определении способа восстановления нарушенных права общества "ОРИК" (ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришел к выводу о необходимости возложения на Министерство обязанности выставить на торги (открытый аукцион) право на заключение договора аренды спорного земельного участка по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изменяя решение суда первой инстанции в указанной части, апелляционный суд правомерно исходили из того, что по смыслу п. 2, 4, 6 ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов может быть поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого проведены необходимые землеустроительные работы, включающие установление границ земельного участка и его межевание на местности.
Как установлено апелляционным судом, спорный земельный участок площадью 4007 кв. м предполагается сформировать из двух земельных участков (земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523 площадью 3007 кв. м и не прошедшего кадастровый учет земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001). На момент рассмотрение спора было подготовлено градостроительное заключение от 27.09.2011.
Суд, руководствуясь ст. 11.1, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", установив отсутствие в материалах дела доказательств наличия характеристик, позволяющих считать сформированным земельный участок площадью 4007 кв. м, а также доказательств принятия уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об образовании такого участка путем раздела, объединения, перераспределения или выдела, пришел к выводу об отсутствии условий, позволяющих органу, уполномоченному на предоставление земельных участков, выставить на торги право на заключение договора аренды не сформированного и не прошедшего государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
В связи с изложенным апелляционным судом изменен способ восстановления нарушенных прав общества "ОРИК" путем возложения на Министерство обязанности совершить действия, предусмотренные п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению данного земельного участка для строительства, в том числе, по его формированию.
Поскольку Министерством указанные выводы апелляционного суда в порядке кассационного производства не оспариваются, доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов о неправомерном бездействии Министерства по невыставлению права аренды спорного земельного участка на торги, законность судебного акта в части способа восстановления нарушенных права общества "ОРИК" судом кассационной инстанции не проверяется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Министерства об отсутствии обязанности выставления земельного участка на торги в связи с тем, что спорный участок предоставляется для реконструкции находящегося в собственности общества "Оренбург-Авто" здания, рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на отсутствие бездействия заинтересованного лица, направление в адрес общества "ОРИК" ответа с предложением об участии в конкурсе на приобретение права аренды другого земельного участка, также рассмотрены судом и отклонены. Как верно указано судом, при рассмотрении спора обжаловалось бездействие Министерства, выразившееся в неосуществлении процедуры по выставлению права аренды земельного участка на торги, а не в оставлении без рассмотрения заявки общества "ОРИК" о предоставлении участка.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного подлежит оставлению без изменения постановление апелляционного суда, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу N А47-313/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.12.2013 N Ф09-12973/13 ПО ДЕЛУ N А47-313/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. N Ф09-12973/13
Дело N А47-313/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2013 по делу N А47-313/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная инвестиционная компания" (ИНН: 5611064078, ОГРН: 1115658036878; далее - общество "ОРИК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству (ИНН: 5610128378, ОГРН: 1095658014264) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного к северо-востоку от жилого дома по адресу: г. Оренбург, Дзержинский р-н Северного округа, Загородному шоссе, д. 13, (земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала N 56:44:0103001, по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании Министерства выставить на торги (открытый аукцион) право на заключение договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-Авто" (далее - общество "Оренбург-Авто"), администрация г. Оренбурга (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2013 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не выставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды названного земельного участка по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство возложена обязанность выставить указанный земельный участок на торги.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в невыставлении на торги (открытый аукцион) права на заключение договора аренды земельного участка площадью 4007 кв. м, расположенного к северо-востоку от жилого дома по адресу: г. Оренбург, Дзержинский р-н Северного округа, Загородное шоссе, д. 13 (земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала N 56:44:0103001), по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство возложена обязанность совершить действия, предусмотренные п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению данного земельного участка для строительства.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что нормами земельного законодательства не предусмотрено обязательное проведение торгов в случае поступления нескольких заявок о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. По мнению Министерства, действия заявителя были направлены на предоставление земельного участка для строительства обществу "Оренбург-Авто", ответ обществу "ОРИК" на соответствующее заявление был дан, что исключает бездействие заявителя. Заявитель считает, что обществом "ОРИК" не доказан факт нарушения его прав и законных интересов действиями Министерства, поскольку спорный земельный участок планируется предоставить для строительства пристроя к зданию, принадлежащему обществу "Оренбург-Авто". Министерство полагает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 не подлежит применению в рассматриваемой ситуации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 17.01.2011 Министерством и обществом "Оренбург-Авто" подписан договор N 07-05/118 аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523, площадью 3007 кв. м, расположенного по адресу: г. Оренбург, юго-западная часть кадастрового квартала N 56:44:0103001, для целей, не связанных со строительством - для размещения демонстрационной открытой площадки для продажи автомобилей, на срок до 20.11.2012. Сведения о государственной регистрации договора аренды в деле отсутствуют.
Общество "Оренбург-Авто" 17.06.2011 обратилось в Министерство с заявлением N 405-1 о даче согласия на выделение земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523 в аренду под строительство торгово-выставочного зала (с учетом расторжения действующего договора аренды) в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерством и обществом "Оренбург-Авто" 20.10.2011 подписано соглашение N 07-05/251 о расторжении договора аренды от 17.01.2011.
Общество "Оренбург-Авто" 17.01.2012 обратилось в Министерство с заявлением N 424-1 о выделении ему земельного участка ориентировочно общей площадью 4 007 кв. м, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001 по Загородному шоссе Дзержинского района Северного округа, на праве аренды сроком на 5 лет с целью возведения на нем объекта капитального строительства - одноэтажного здания торгово-выставочного зала общей площадью застройки 360 кв. м.
Министерство в письме от 14.02.2012 N КК-12-15/1577 обратилось в администрацию о рассмотрении возможности формирования земельного участка площадью 4 007 кв. м для строительства одноэтажного здания торгово-выставочного зала, площадью застройки 360 кв. м. Министерством указано на то, что формирование земельного участка площадью 4 007 кв. м возможно из двух земельных участков площадью 1 000 кв. м (земельный участок свободен от застройки) и площадью 3 007 кв. м (земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:523).
Муниципальным бюджетным учреждением "Городской центр градостроительств" по результатам работ по выбору земельного участка, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001 по Загородному шоссе, проведенных на основании обращения общества "Оренбург-Авто", подготовлено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка площадью 1 000 кв. м, согласно которому использование данного участка для строительства торгово-выставочного зала возможно в соответствии с градостроительными, противопожарными и санитарными нормами.
Общество "Оренбург-Авто" 18.07.2012 обратилось в Министерство с заявлением N 433-1 о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции Центра продаж и сервисного обслуживания автомобилей "Toyota".
Министерством 08.11.2012 в газете "Оренбуржье" N 182 (4759) опубликовано извещение о предстоящем предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции здания автосалона "Тойота" со строительством пристроя торгово-выставочного зала по Загородному шоссе, д. 13, на территории Дзержинского района Северного округа г. Оренбурга (участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001).
Общество "ОРИК" 13.11.2012 обратилось в Министерство с заявлением от 12.09.2012 N 127 о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 4 007 кв. м для строительства здания торгового комплекса по Загородному шоссе, д. 13, на территории Дзержинского района Северного округа г. Оренбурга (участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001).
Комиссия по рассмотрению возражений против предоставления земельных участков для целей строительства 14.02.2013 отклонила возражения общества "ОРИК", сделав вывод о том, что интересы данного общества не нарушены.
Распоряжением Министерства от 15.04.2013 N 843-р обществу "Оренбург-Авто" согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе расположенного в г. Оренбурге земельного участка площадью 4 007 кв. м для реконструкции здания автосалона "Тойота" со строительством пристроя торгово-выставочного зала, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной главным архитектором г. Оренбурга 26.03.2012.
Общество "ОРИК", ссылаясь на то, что на приобретение права аренды спорного земельного участка было подано две заявки, в связи с чем у Министерства возникла обязанность провести торги по продаже данного права, что Министерством сделано не было, данное бездействие нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Положения п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11).
Как установлено судами, в уполномоченный орган поступило два заявления от обществ "Оренбург-Авто" и "ОРИК" о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм права и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судами сделан правомерный вывод о том, что указанное право аренды подлежало выставлению на торги.
Приняв во внимание, что Министерством действия по организации торгов осуществлены не были, заинтересованным лицом, напротив, принято распоряжение о согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора обществу "Оренбург-Авто", что свидетельствует о предоставлении земельного участка под строительство без проведения торгов данному обществу, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в непроведении торгов по продаже права аренды спорного земельного участка.
С учетом того, что общество "ОРИК", как установлено судом первой инстанции, направило заявку на приобретение спорного земельного участка в аренду незамедлительно после опубликованной Министерством информации о возможном предоставлении участка в аренду для целей строительства, следует признать правильным вывод судов о том, что права общества "ОРИК" как потенциального участника торгов по продаже права аренды нарушены бездействием Министерства.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом "ОРИК" требования.
Вместе с тем, при рассмотрении спора суд первой инстанции при определении способа восстановления нарушенных права общества "ОРИК" (ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришел к выводу о необходимости возложения на Министерство обязанности выставить на торги (открытый аукцион) право на заключение договора аренды спорного земельного участка по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изменяя решение суда первой инстанции в указанной части, апелляционный суд правомерно исходили из того, что по смыслу п. 2, 4, 6 ст. 30, п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов может быть поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого проведены необходимые землеустроительные работы, включающие установление границ земельного участка и его межевание на местности.
Как установлено апелляционным судом, спорный земельный участок площадью 4007 кв. м предполагается сформировать из двух земельных участков (земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:523 площадью 3007 кв. м и не прошедшего кадастровый учет земельного участка площадью 1 000 кв. м, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001). На момент рассмотрение спора было подготовлено градостроительное заключение от 27.09.2011.
Суд, руководствуясь ст. 11.1, 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", установив отсутствие в материалах дела доказательств наличия характеристик, позволяющих считать сформированным земельный участок площадью 4007 кв. м, а также доказательств принятия уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об образовании такого участка путем раздела, объединения, перераспределения или выдела, пришел к выводу об отсутствии условий, позволяющих органу, уполномоченному на предоставление земельных участков, выставить на торги право на заключение договора аренды не сформированного и не прошедшего государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
В связи с изложенным апелляционным судом изменен способ восстановления нарушенных прав общества "ОРИК" путем возложения на Министерство обязанности совершить действия, предусмотренные п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению данного земельного участка для строительства, в том числе, по его формированию.
Поскольку Министерством указанные выводы апелляционного суда в порядке кассационного производства не оспариваются, доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов о неправомерном бездействии Министерства по невыставлению права аренды спорного земельного участка на торги, законность судебного акта в части способа восстановления нарушенных права общества "ОРИК" судом кассационной инстанции не проверяется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Министерства об отсутствии обязанности выставления земельного участка на торги в связи с тем, что спорный участок предоставляется для реконструкции находящегося в собственности общества "Оренбург-Авто" здания, рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на отсутствие бездействия заинтересованного лица, направление в адрес общества "ОРИК" ответа с предложением об участии в конкурсе на приобретение права аренды другого земельного участка, также рассмотрены судом и отклонены. Как верно указано судом, при рассмотрении спора обжаловалось бездействие Министерства, выразившееся в неосуществлении процедуры по выставлению права аренды земельного участка на торги, а не в оставлении без рассмотрения заявки общества "ОРИК" о предоставлении участка.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного подлежит оставлению без изменения постановление апелляционного суда, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу N А47-313/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)