Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии
- от заявителя: Баранников С.В. - директор (решение от 01.12.2012 N 4);
- от ответчика: Овчинникова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/02-05/12;
- от третьего лица - управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3580
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 01.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013
по делу N А51-3317/2013 Арбитражного суда Приморского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева;
- в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветеран плюс"
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Приморскому краю
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Ветеран плюс" (ИНН 2536154528, ОГРН 1052503038169; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724), оформленного письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462, об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:10038:2555 площадью 470 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16; об обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу названного земельного участка и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА администрации г. Владивостока).
Судом произведена замена ответчика с департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724).
Решением от 01.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, заявленные обществом требования удовлетворены: признано незаконным решение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленное письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации; суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Ветеран плюс" земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555 площадью 470 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи названного земельного участка.
В кассационных жалобах департамент, управление просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявители настаивают, что часть спорного земельного участка находится в границах красных линий, т.е. относится к землям общего пользования, в отношении которых запрещена приватизация (п. 4 ст. 28, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ; п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; п. 4 Постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Полагают, что генплан города является достаточным доказательством, подтверждающим наличие красных линий. Ссылаются на то, что границы территориальной зоны Т-3: зона транспортной инфраструктуры - ограничены красными линиями.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Ветеран плюс" приводит возражения относительно изложенных в жалобах доводов, просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители департамента и управления доводы кассационной жалобы поддержали, дав по ним пояснения; представитель ООО "Ветеран плюс" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Ветеран-плюс" является собственником объекта недвижимости - здания автомастерской общей площадью 38,5 кв. м, расположенного в г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 525803.
Общество в целях реализации права на аренду, приватизацию земельных участков, занятых объектом недвижимости, обратилось с заявлением в департамент о предоставлении в аренду земельного участка площадью 118 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:2559, о выкупе земельного участка площадью 470 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:2555.
Письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462 департамент указал на возможность предоставления указанных земельных участков только в аренду, поскольку земельный участок площадью 470 кв. м частично находится в границах красных линий, относящихся к землям общего пользования, поэтому приватизация такого земельного участка в силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" недопустима.
Общество, расценив данное письмо как отказ в предоставлении в собственность земельного участка площадью 470 кв. м и полагая его не соответствующим ст. 36 Земельного кодекса РФ, бездоказательным, нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу названного земельного участка и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд может признать незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, при наличии двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования общества в полном объеме, суды, ссылаясь на п. п. 15, 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, исходили из отсутствия нормативно оформленной документации, подтверждающей нахождение части спорного земельного участка в границах красных линий, отнесения участка к землям, включенным в перспективное развитие автодороги. В связи с чем признали, что участок не относится к землям общего пользования.
Между тем при рассмотрении спора судами не учтено следующее.
Ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлены исключения, допускающие отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суды при разрешении споров об отказе уполномоченного органа в выкупе земельного участка оценивают доводы соответствующих органов о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, невозможность продажи земельного участка, находящегося в собственности публичного образования, в частную собственность подлежит обоснованию на основе нормативных правовых актов.
Как следует из ответа департамента, часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий перспективного развития автодороги.
В свою очередь, земельные участки, занятые автодорогами, в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являются землями общего пользования, которые не подлежат приватизации.
В обоснование того, что часть спорного земельного участка ограничена красными линиями, представлены: кадастровый паспорт земельного участка, в котором в графе "сведения о частях земельного участка и обременениях" отражено, что участок площадью 20 кв. м находится в красных линиях автомобильной дороги, трубопроводов; обзорная схема земельного участка (сведения из Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа), л.д. 80; выкопировка из генерального плана Владивостокского городского округа, л.д. 81, 82.
Из указанных документов следует, что спорная часть земельного участка находится в территориальной зоне Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта), в границах красных линий.
То, что часть участка располагается в границах красных линий, отражено также в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, л.д. 63, являющейся приложением к распоряжению УГиА администрации г. Владивостока от 26.09.2012 N 1765 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, ООО "Ветеран-плюс" для дальнейшей эксплуатации здания автомастерской (лит. А)".
Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что сведения о красных линиях по спорной части земельного участка отображены в Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, генеральном плане Владивостокского городского округа.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются в картах планируемого размещения объектов, картах границ населенных пунктов, картах функциональных зон поселения или городского округа, которые прилагаются к генпланам (п. п. 3, 7 ст. 23); входят в состав основной части проекта планировки территории (п. 3 ст. 42); отображаются в проекте межевания территории (п. 5 ст. 43). Кроме того, при установлении территориальных зон Правил землепользования и застройки граница территориальной зоны может устанавливаться по красным линиям (п. 2 ст. 34).
Как указано выше, из обзорной схемы по земельному участку (сведения из Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа) спорная часть участка входит в состав территориальной зоны Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта).
Суды, ссылаясь на отсутствие утвержденного проекта планировки и доказательств резервирования земельных участков для муниципальных нужд, вместе с тем надлежащей оценки названным документам не дали. С учетом ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ от 23.07.2013 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не выяснено действие вышеназванной градостроительной документации. Кроме того, исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012, не рассмотрены доводы о нахождении испрашиваемого земельного участка в различных территориальных зонах.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого отказа являются преждевременными. В связи с чем решение, постановление как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в соответствии с п. 3 ст. 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении необходимо выяснить отмеченные обстоятельства, которые могут объективно препятствовать предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность, и с учетом их правовой оценки разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А51-3317/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2013 N Ф03-5423/2013 ПО ДЕЛУ N А51-3317/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N Ф03-5423/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии
- от заявителя: Баранников С.В. - директор (решение от 01.12.2012 N 4);
- от ответчика: Овчинникова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/02-05/12;
- от третьего лица - управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3580
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
на решение от 01.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013
по делу N А51-3317/2013 Арбитражного суда Приморского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева;
- в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветеран плюс"
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Приморскому краю
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Ветеран плюс" (ИНН 2536154528, ОГРН 1052503038169; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724), оформленного письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462, об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:10038:2555 площадью 470 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16; об обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу названного земельного участка и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА администрации г. Владивостока).
Судом произведена замена ответчика с департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724).
Решением от 01.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, заявленные обществом требования удовлетворены: признано незаконным решение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленное письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации; суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Ветеран плюс" земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:2555 площадью 470 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи названного земельного участка.
В кассационных жалобах департамент, управление просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявители настаивают, что часть спорного земельного участка находится в границах красных линий, т.е. относится к землям общего пользования, в отношении которых запрещена приватизация (п. 4 ст. 28, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ; п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; п. 4 Постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Полагают, что генплан города является достаточным доказательством, подтверждающим наличие красных линий. Ссылаются на то, что границы территориальной зоны Т-3: зона транспортной инфраструктуры - ограничены красными линиями.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Ветеран плюс" приводит возражения относительно изложенных в жалобах доводов, просит оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители департамента и управления доводы кассационной жалобы поддержали, дав по ним пояснения; представитель ООО "Ветеран плюс" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Ветеран-плюс" является собственником объекта недвижимости - здания автомастерской общей площадью 38,5 кв. м, расположенного в г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ N 525803.
Общество в целях реализации права на аренду, приватизацию земельных участков, занятых объектом недвижимости, обратилось с заявлением в департамент о предоставлении в аренду земельного участка площадью 118 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:2559, о выкупе земельного участка площадью 470 кв. м с кадастровым номером 25:28:010038:2555.
Письмом от 13.12.2012 N 29/02/02-13/26462 департамент указал на возможность предоставления указанных земельных участков только в аренду, поскольку земельный участок площадью 470 кв. м частично находится в границах красных линий, относящихся к землям общего пользования, поэтому приватизация такого земельного участка в силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" недопустима.
Общество, расценив данное письмо как отказ в предоставлении в собственность земельного участка площадью 470 кв. м и полагая его не соответствующим ст. 36 Земельного кодекса РФ, бездоказательным, нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу названного земельного участка и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить и направить ООО "Ветеран плюс" проект договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд может признать незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, при наличии двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования общества в полном объеме, суды, ссылаясь на п. п. 15, 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, исходили из отсутствия нормативно оформленной документации, подтверждающей нахождение части спорного земельного участка в границах красных линий, отнесения участка к землям, включенным в перспективное развитие автодороги. В связи с чем признали, что участок не относится к землям общего пользования.
Между тем при рассмотрении спора судами не учтено следующее.
Ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлены исключения, допускающие отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суды при разрешении споров об отказе уполномоченного органа в выкупе земельного участка оценивают доводы соответствующих органов о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, невозможность продажи земельного участка, находящегося в собственности публичного образования, в частную собственность подлежит обоснованию на основе нормативных правовых актов.
Как следует из ответа департамента, часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий перспективного развития автодороги.
В свою очередь, земельные участки, занятые автодорогами, в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являются землями общего пользования, которые не подлежат приватизации.
В обоснование того, что часть спорного земельного участка ограничена красными линиями, представлены: кадастровый паспорт земельного участка, в котором в графе "сведения о частях земельного участка и обременениях" отражено, что участок площадью 20 кв. м находится в красных линиях автомобильной дороги, трубопроводов; обзорная схема земельного участка (сведения из Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа), л.д. 80; выкопировка из генерального плана Владивостокского городского округа, л.д. 81, 82.
Из указанных документов следует, что спорная часть земельного участка находится в территориальной зоне Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта), в границах красных линий.
То, что часть участка располагается в границах красных линий, отражено также в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, л.д. 63, являющейся приложением к распоряжению УГиА администрации г. Владивостока от 26.09.2012 N 1765 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Воропаева, 16, ООО "Ветеран-плюс" для дальнейшей эксплуатации здания автомастерской (лит. А)".
Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что сведения о красных линиях по спорной части земельного участка отображены в Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, генеральном плане Владивостокского городского округа.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются в картах планируемого размещения объектов, картах границ населенных пунктов, картах функциональных зон поселения или городского округа, которые прилагаются к генпланам (п. п. 3, 7 ст. 23); входят в состав основной части проекта планировки территории (п. 3 ст. 42); отображаются в проекте межевания территории (п. 5 ст. 43). Кроме того, при установлении территориальных зон Правил землепользования и застройки граница территориальной зоны может устанавливаться по красным линиям (п. 2 ст. 34).
Как указано выше, из обзорной схемы по земельному участку (сведения из Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа) спорная часть участка входит в состав территориальной зоны Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта).
Суды, ссылаясь на отсутствие утвержденного проекта планировки и доказательств резервирования земельных участков для муниципальных нужд, вместе с тем надлежащей оценки названным документам не дали. С учетом ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ от 23.07.2013 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не выяснено действие вышеназванной градостроительной документации. Кроме того, исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012, не рассмотрены доводы о нахождении испрашиваемого земельного участка в различных территориальных зонах.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о незаконности оспариваемого отказа являются преждевременными. В связи с чем решение, постановление как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в соответствии с п. 3 ст. 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении необходимо выяснить отмеченные обстоятельства, которые могут объективно препятствовать предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность, и с учетом их правовой оценки разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.07.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А51-3317/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)