Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" сентября 2012 года по делу N А33-8796/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" (далее - общество, заявитель, ИНН 2460204737, ОГРН 1082468002044) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) о признании недействительным и отмене решения от 24.04.2012 N 10/1774-рг об отказе в согласовании вопроса о выборе земельного участка площадью 7000 - 7500 кв. м и предварительном согласования места размещения производственно-складской базы по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район. Общество также просит суд обязать департамент вынести новое решение о согласовании вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы, расположенной по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район, площадью 7000 - 7500 кв. м, и передаче документов в администрацию г. Красноярск для вынесения постановления; установить департаменту тридцатидневный срок после вступления решения суда в законную силу вынести новое решение и передать документы в администрацию г. Красноярск о вынесении постановления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы, расположенной по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район, площадью 7000 - 7500 кв. м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" удовлетворено частично, оспариваемое решение признано недействительным.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 13 сентября 2012 года не согласен по следующим основаниям:
- - предоставление земельного участка для строительства при наличии принятого департаментом решения о проведении в отношении спорного земельного участка торгов нарушает права и интересы органа местного самоуправления, что является основанием отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка на основании пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж;
- - оспариваемое решение от 24.04.2012 N 10/1774-рг подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах полномочий, определенных распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города в Приложении 22; Положением о департаменте градостроительства, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" 14.03.2012 обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы согласно прилагаемой схеме. К заявлению приложены: схема размещения; копии уставных документов; копия доверенности.
В письме от 24.04.2012 N 10/1774-дг департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил обществу, что его обращение рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.03.2012, протокол N 13. Далее департаментом указано, что в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства предоставляются с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Градостроительной комиссией департамента градостроительства принято решение о предоставлении выше указанного земельного участка по результатам проведения аукциона. Информационные сообщения о проведении аукционов по продаже земельных участков публикуются в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет (www.admkrsk.ru). На основании вышеизложенного, департамент указал, что согласование вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы не представляется возможным.
Не согласившись с решением от 24.04.2012 N 10/1774-рг, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решением, действиями (бездействием).
Предметом спора в настоящем деле является решение департамента, изложенное в письме от 24.04.2012 N 10/1774-рг, об отказе в согласовании вопроса о выборе земельного участка площадью 7000 - 7500 кв. м и предварительном согласования места размещения производственно-складской базы по адресу: г. Красноярск, ТЭЦ-3 Советский район (далее - спорный земельный участок).
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); в проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2.9 распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (действовавшего на момент обращения общества с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка и принятия оспариваемого решения, далее - Административный регламент N 218-ж) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- - несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- - наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- - непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;
- - наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по причине того, что предоставление земельного участка будет осуществляться путем проведения торгов, может быть отказано только в том случае, если испрашиваемый земельный участок сформирован, то есть если на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта выполнены условия по формированию земельного участка, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.03.2012 общество обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы с приложением всех необходимых документов.
Департаментом в адрес общества направлено письмо от 24.04.2012 N 10/1774-дг, из содержания которого следует, что основанием отказа в предоставлении указанного земельного участка явилось принятие Градостроительной комиссией департамента градостроительства на заседании 30.03.2012, протокол N 13 решения о предоставлении спорного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Указанный протокол N 13 заседания Градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.03.2012 в материалы дела не представлен.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества с заявлением от 14.03.2012 о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы указанный земельный участок не был сформирован.
Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, не был сформирован до обращения общества с заявлением к департаменту о предоставлении земельного участка, в том числе на государственный кадастровый учет не поставлен, решение о проведении торгов в отношении спорного земельного участка не принималось. Доказательств выполнения кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не представлено, как не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих предварительное согласование места размещения объекта, либо доказательств наличия предусмотренных Административным регламентом N 218-ж обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения об отказе в размещении объекта.
Ссылка департамента на то, что предоставление земельного участка для строительства при наличии принятого департаментом решения о проведении в отношении спорного земельного участка торгов нарушает права и интересы органа местного самоуправления, что является основанием отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка на основании пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Согласно последнему абзацу пункта 2.9 Административного регламента N 218-ж основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц. Указанный пункт не предусматривает такое основание отказа в предоставлении земельного участка как нарушение прав и интересов органа местного самоуправления, который принял решение о проведении в отношении спорного земельного участка торгов. Кроме того, доказательств принятия такого решения департаментом в материалы дела не представлено. Анализ пункта 2.9 указанного Административного регламента N 218-ж в совокупности с положением пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что пока земельный участок не сформирован в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, права и интересы физических или юридических лиц при предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта нарушаться не могут.
Таким образом, департамент не доказал соответствие нормативным правовым актам оспариваемого решения, изложенного в письме от 24.04.2012 N 10/1774-рг, данное решение нарушает права и законные интересы общества на выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта при отсутствии правовых оснований для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал указанное решение недействительным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, департамент ссылается на необоснованность вывода суда о подписании оспариваемого решения от 24.04.2012 N 10/1774-рг неуполномоченным лицом. Департамент считает, что оспариваемое решение от 24.04.2012 N 10/1774-рг подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах полномочий, определенных распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города в Приложении 22; Положением о департаменте градостроительства, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р.
Оценив указанный довод департамента, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2.2 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 3.1.1 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта направляется на имя первого заместителя Главы города.
Пунктом 3.1.3 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что с учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города, уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций (далее - Извещение), заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта.
Пунктом 3.1.14 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что акт о выборе земельного участка подписывается руководителем управления архитектуры администрации г. Красноярска.
Согласно Административному регламенту N 218-ж результатом рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является распоряжение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка либо отказ в размещении объекта (пункты 3.1 - 3.1.21).
Согласно пункту 3.2.1 Административного регламента N 218-ж юридическое или физическое лицо, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается с заявлением о предоставлении земельного участка на имя первого заместителя Главы города, к компетенции которого относятся вопросы градостроительства. Результатом рассмотрения указанного заявления является распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства либо отказ в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города. Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
В соответствии с приложением N 22 к распоряжению администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию. Заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства ведет вопросы управления городскими землями в части предоставления и изъятия земельных участков для строительства и реконструкции (пункт 5.9).
На основании изложенных норм права и учитывая, что результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка и распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства либо соответственно отказ в предоставлении земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение департамента, изложенное в письме от 24.04.2012 N 10/1774-дг, подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем, неверные выводы суда первой инстанции о подписании оспариваемого решения от 24.04.2012 N 10/1774-дг неуполномоченным лицом, не повлияли на правомерность решения суда первой инстанции об удовлетворении требования общества о признании недействительным решения департамента от 24.04.2012 N 10/1774-рг "О выборе земельного участка" в связи с несоответствием указанного решения Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту N 218-ж и нарушением указанным решением прав и законных интересов общества на выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" сентября 2012 года по делу N А33-8796/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Л.А.ДУНАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2013 ПО ДЕЛУ N А33-8796/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. по делу N А33-8796/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" сентября 2012 года по делу N А33-8796/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" (далее - общество, заявитель, ИНН 2460204737, ОГРН 1082468002044) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) о признании недействительным и отмене решения от 24.04.2012 N 10/1774-рг об отказе в согласовании вопроса о выборе земельного участка площадью 7000 - 7500 кв. м и предварительном согласования места размещения производственно-складской базы по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район. Общество также просит суд обязать департамент вынести новое решение о согласовании вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы, расположенной по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район, площадью 7000 - 7500 кв. м, и передаче документов в администрацию г. Красноярск для вынесения постановления; установить департаменту тридцатидневный срок после вступления решения суда в законную силу вынести новое решение и передать документы в администрацию г. Красноярск о вынесении постановления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы, расположенной по адресу: г. Красноярск ТЭЦ-3 Советский район, площадью 7000 - 7500 кв. м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2012 года заявление общества с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" удовлетворено частично, оспариваемое решение признано недействительным.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 13 сентября 2012 года не согласен по следующим основаниям:
- - предоставление земельного участка для строительства при наличии принятого департаментом решения о проведении в отношении спорного земельного участка торгов нарушает права и интересы органа местного самоуправления, что является основанием отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка на основании пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж;
- - оспариваемое решение от 24.04.2012 N 10/1774-рг подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах полномочий, определенных распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города в Приложении 22; Положением о департаменте градостроительства, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК - инжиниринг" 14.03.2012 обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы согласно прилагаемой схеме. К заявлению приложены: схема размещения; копии уставных документов; копия доверенности.
В письме от 24.04.2012 N 10/1774-дг департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил обществу, что его обращение рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.03.2012, протокол N 13. Далее департаментом указано, что в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства предоставляются с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Градостроительной комиссией департамента градостроительства принято решение о предоставлении выше указанного земельного участка по результатам проведения аукциона. Информационные сообщения о проведении аукционов по продаже земельных участков публикуются в газете "Городские новости" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет (www.admkrsk.ru). На основании вышеизложенного, департамент указал, что согласование вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения производственно-складской базы не представляется возможным.
Не согласившись с решением от 24.04.2012 N 10/1774-рг, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решением, действиями (бездействием).
Предметом спора в настоящем деле является решение департамента, изложенное в письме от 24.04.2012 N 10/1774-рг, об отказе в согласовании вопроса о выборе земельного участка площадью 7000 - 7500 кв. м и предварительном согласования места размещения производственно-складской базы по адресу: г. Красноярск, ТЭЦ-3 Советский район (далее - спорный земельный участок).
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); в проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2.9 распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (действовавшего на момент обращения общества с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка и принятия оспариваемого решения, далее - Административный регламент N 218-ж) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- - несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
- - несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
- - наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
- - непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;
- - наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- - нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по причине того, что предоставление земельного участка будет осуществляться путем проведения торгов, может быть отказано только в том случае, если испрашиваемый земельный участок сформирован, то есть если на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта выполнены условия по формированию земельного участка, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.03.2012 общество обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы с приложением всех необходимых документов.
Департаментом в адрес общества направлено письмо от 24.04.2012 N 10/1774-дг, из содержания которого следует, что основанием отказа в предоставлении указанного земельного участка явилось принятие Градостроительной комиссией департамента градостроительства на заседании 30.03.2012, протокол N 13 решения о предоставлении спорного земельного участка по результатам проведения аукциона.
Указанный протокол N 13 заседания Градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.03.2012 в материалы дела не представлен.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества с заявлением от 14.03.2012 о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, для размещения производственно-складской базы указанный земельный участок не был сформирован.
Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, в районе ТЭЦ-3 Советского района, площадью 7000 - 7500 кв. м, не был сформирован до обращения общества с заявлением к департаменту о предоставлении земельного участка, в том числе на государственный кадастровый учет не поставлен, решение о проведении торгов в отношении спорного земельного участка не принималось. Доказательств выполнения кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не представлено, как не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих предварительное согласование места размещения объекта, либо доказательств наличия предусмотренных Административным регламентом N 218-ж обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения об отказе в размещении объекта.
Ссылка департамента на то, что предоставление земельного участка для строительства при наличии принятого департаментом решения о проведении в отношении спорного земельного участка торгов нарушает права и интересы органа местного самоуправления, что является основанием отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка на основании пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Согласно последнему абзацу пункта 2.9 Административного регламента N 218-ж основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц. Указанный пункт не предусматривает такое основание отказа в предоставлении земельного участка как нарушение прав и интересов органа местного самоуправления, который принял решение о проведении в отношении спорного земельного участка торгов. Кроме того, доказательств принятия такого решения департаментом в материалы дела не представлено. Анализ пункта 2.9 указанного Административного регламента N 218-ж в совокупности с положением пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что пока земельный участок не сформирован в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, права и интересы физических или юридических лиц при предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта нарушаться не могут.
Таким образом, департамент не доказал соответствие нормативным правовым актам оспариваемого решения, изложенного в письме от 24.04.2012 N 10/1774-рг, данное решение нарушает права и законные интересы общества на выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта при отсутствии правовых оснований для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал указанное решение недействительным.
Обжалуя решение суда первой инстанции, департамент ссылается на необоснованность вывода суда о подписании оспариваемого решения от 24.04.2012 N 10/1774-рг неуполномоченным лицом. Департамент считает, что оспариваемое решение от 24.04.2012 N 10/1774-рг подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах полномочий, определенных распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города в Приложении 22; Положением о департаменте градостроительства, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р.
Оценив указанный довод департамента, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2.2 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 3.1.1 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта направляется на имя первого заместителя Главы города.
Пунктом 3.1.3 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что с учетом решения, принятого на заседании градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации города, уполномоченным специалистом отдела застройки осуществляется подготовка извещения, содержащего перечень согласований и заключений соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций (далее - Извещение), заключения и согласования которых в соответствии с действующим законодательством необходимы для обеспечения выбора земельного участка, либо осуществляется подготовка мотивированного отказа в размещении объекта.
Пунктом 3.1.14 Административного регламента N 218-ж предусмотрено, что акт о выборе земельного участка подписывается руководителем управления архитектуры администрации г. Красноярска.
Согласно Административному регламенту N 218-ж результатом рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является распоряжение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка либо отказ в размещении объекта (пункты 3.1 - 3.1.21).
Согласно пункту 3.2.1 Административного регламента N 218-ж юридическое или физическое лицо, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается с заявлением о предоставлении земельного участка на имя первого заместителя Главы города, к компетенции которого относятся вопросы градостроительства. Результатом рассмотрения указанного заявления является распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства либо отказ в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города. Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
В соответствии с приложением N 22 к распоряжению администрации г. Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию. Заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства ведет вопросы управления городскими землями в части предоставления и изъятия земельных участков для строительства и реконструкции (пункт 5.9).
На основании изложенных норм права и учитывая, что результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка и распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства либо соответственно отказ в предоставлении земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение департамента, изложенное в письме от 24.04.2012 N 10/1774-дг, подписано заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем, неверные выводы суда первой инстанции о подписании оспариваемого решения от 24.04.2012 N 10/1774-дг неуполномоченным лицом, не повлияли на правомерность решения суда первой инстанции об удовлетворении требования общества о признании недействительным решения департамента от 24.04.2012 N 10/1774-рг "О выборе земельного участка" в связи с несоответствием указанного решения Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту N 218-ж и нарушением указанным решением прав и законных интересов общества на выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" сентября 2012 года по делу N А33-8796/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Л.А.ДУНАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)