Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2073/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N 33-2073/2013


Судья Куделина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Ивановой М.Ю., Никоненко Т.П.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., судебная коллегия

установила:

З. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что она, как <данные изъяты>, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом необоснованно отказано.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель Департамента К. иск не признал, ссылаясь на то, что в настоящее время в черте города Смоленска отсутствуют свободные земельные участки, сформированные для предоставления льготным категориям граждан.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя 3 лица - администрации г. Смоленска, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 марта 2013 г. на Департамент возложена обязанность по предоставлению З. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв. м - 1800 кв. м) в течение 30 дней с момента предоставления З. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, но не позднее, чем через шесть месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, с проведением за счет З. работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение как незаконное, указывая на необходимость предоставления в соответствии с действующим законом утвержденного администрацией г. Смоленска чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, выбор которого должен осуществляться заявителем самостоятельно; на отсутствие у Департамента полномочий по выбору земельных участков для льготной категории граждан; на невозможность предоставить истцу свободный земельный участок ввиду превышения установленного Генеральным планом г. Смоленска уровня индивидуальной жилой застройки.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 и ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что З. является <данные изъяты> и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Областного закона N 23-з от 10 июня 2003 г. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
(дата) в Департамент ею подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте города Смоленска, для ИЖС.
Письмом Департамента от (дата) истице указано на необходимость представления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу п. 4 ст. 1 которого, инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
Согласно ст. 2.1 названного Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - Городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Право истицы ... на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Департамент не представил суду доказательств наличия оснований, по которым истице не может быть предоставлен свободный земельный участок в черте г. Смоленска, в связи с чем суд, признав требования З. подлежащими удовлетворению, обоснованно возложил на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в черте г. Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указание истице в ответе Департамента на необходимость предоставить чертеж (схему) земельного участка не является отказом в предоставлении земельного участка в собственность, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный ответ фактически служит препятствием в реализации льготного права гражданина на бесплатное получение земельного участка в собственность.
Ссылка в жалобе на Постановление администрации ... от (дата) N, которым предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, также не может быть принята во внимание, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу истице в получении такого участка (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Непредставление чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При этом судебная коллегия полагает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка.
Доводы жалобы о невозможности предоставить истице свободный земельный участок ввиду превышения установленного Генеральным планом г. Смоленска уровня индивидуальной жилой застройки, а также ссылка на отсутствие свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4, которые могли бы быть сформированы для предоставления льготным категориям граждан в собственность бесплатно, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку ответчиком не представлено доказательств отсутствия свободных земельных участков в черте г. Смоленска.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)