Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-55489/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А56-55489/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: представитель Штабная Е.В. (по доверенности от 27.12.2012)
от ответчика: представитель Мануклова О.И. (по доверенности от 18.03.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2809/2013) ОАО "СТАРТ Девелопмент"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2012 по делу N А56-55489/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по заявлению ОАО "СТАРТ Девелопмент"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
о признании незаконными действий государственного органа,

установил:

Открытое акционерное общество "СТАРТ Девелопмент" (197022, Санкт-Петербург г., Аптекарская наб., 20, Лит. А, ОГРН 1077847413819) (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Санкт-Петербурга (191060, г. Санкт-Петербург, тер. Смольный) (далее - Правительство) в предоставлении Заявителю земельного участка площадью 12 360 кв. м с кадастровым N 78:42:18119:7, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московский переулок, участок 1 (западнее пересечения с Софийский бульваром) для строительства гостиницы (гостиничного комплекса); обязании Правительства принять решение о предоставлении данного участка Заявителю для строительства путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве указанного объекта.
Решением арбитражного суда от 17.12.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что при вынесении решения по настоящем делу арбитражным судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что при предоставлении земельного участка, расположенного в зоне охраны объектов культурного наследия, до момента утверждения градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки следует учитывать разработанные в рамках проекта планировки территории градостроительные регламенты.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Правительства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 04.04.2013, после перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2010 N 605 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пушкин, Московский переулок, участок 1 (западнее пересечения с Софийским бульваром)" Заявителю был предоставлен земельный участок площадью 12 475 кв. м для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы (гостиничного комплекса).
На основании названного Постановления Правительства указанный участок был предоставлен Обществу по договору аренды от 29.06.2010 N 18/ЗКИ-02246 для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 30.05.2011 года N 150 утвержден акт выбора названного выше земельного участка площадью 12 360 кв. м для строительства гостиницы (гостиничного комплекса).
Кадастровый учет земельного участка произведен 22.06.2011 (кадастровый паспорт N 541 от 22.06.2011), участку присвоен кадастровый номер: 78:42:18119:7, разрешенный вид использования - под размещение гостиницы (гостиничного комплекса).
Вместе с тем, на заявление Общества о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении указанного земельного участка для строительства 18.06.2012 Комитет по строительству Санкт-Петербурга своим письмом (исх. 8282/12) возвратил документы Заявителю со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка без определения вида разрешенного использования в связи с тем, что решением Городского суда Санкт-Петербурга от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признан недействующим Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон о правилах землепользования) в части установления градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия, в одной из которых расположен испрашиваемый земельный участок.
Ссылаясь на то, что названный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права Заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статьям 198 и 201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконными решения или действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка под строительство из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство производится в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Доводы Правительства о том, что в настоящее время судом признаны недействующими на территории зон охраны объектов культурного наследия Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты (включая виды разрешенного использования), и отсутствие иных нормативных актов, определяющих виды разрешенного использования в отношении спорного земельного участка, отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования.
В силу пункта 7 статьи 51 названного Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства выдается разрешение на строительство, для выдачи которого необходимо наличие градостроительного плана.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011, признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1 и 2: обозначение зоны ЗРЗ 1-2 в графической части приложения N 1, на листе 52, внутри границы охранной зоны ОЗ 1-1, подпункт "в" пункта 4.3 главы 1 раздела 2 приложения N 2, пункт 5.1 главы 1 раздела 2 приложения N 2 в части слов: "устанавливаются ограничения по высоте в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга", приложение N 3 к Режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга "Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга" (условные обозначения) в части слов: "высота зданий определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга"; также признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1; часть 4 статьи 8 приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с доводом Правительства о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, в связи с чем у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
В силу п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В силу п. 14 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области с 31.12.2014 и в других случаях применительно к муниципальным районам с 30.06.2013, к городским поселениям и городским округам с 31.12.2013, к сельским поселениям с 01.06.2014 при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Таким образом, запрет на предоставление земельных участков в отсутствие Правил землепользования и застройки для городских поселений, к которым относится Санкт-Петербург, действует с 31.12.2013 (в редакции Закона от 30.12.2012).
При этом принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство лишь завершает процедуру, осуществленную в порядке, предусмотренном ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ. Определенное в акте выбора земельного участка разрешенное использование не предполагает его предоставление в иных целях, для строительства иного объекта при волеизъявлении Заявителя в соответствии с установленной Земельным кодексом РФ процедурой.
Кроме того, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по арбитражному делу N А56-47286/2012 признано незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Московским пер., Софийским бульваром, Советским пер., Набережной ул., Госпитальной ул., в Пушкинской районе Санкт-Петербурга. Указанным постановлением апелляционный суд обязал Правительство принять решение об утверждении проекта планировки с проектом межевания указанной территории.
Довод Правительства о том, что оно необоснованно привлечено к участию в настоящем деле, отклоняется апелляционным судом, поскольку в силу ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 в редакции от 14.02.2013 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством Санкт-Петербурга, а Комитету по строительству Санкт-Петербурга лишь делегированы полномочия по обеспечению исполнения государственной функции по подготовке документации, необходимой для проведения торгов по продаже земельных участков для строительства, продаже права на заключение договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях для строительства, продаже права на заключение инвестиционного договора, оказания государственной услуги Комитета по строительству по рассмотрению заявлений потенциальных инвесторов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, рассмотрению заявлений правообладателей о заключении соглашений о реконструкции, приспособлении зданий, строений, сооружений, застройке земельного участка в соответствии со статьей 6, пунктом 7 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", услуги по рассмотрению заявлений о предоставлении объекта недвижимости для реконструкции, приспособления для современного использования.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3.13 Положения в редакции, действовавшей на момент подачи заявления, для принятия решения о подготовке проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях Обществом были приложены к заявлению заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 24.04.2012 N 59833/к, заключение Комитета по управлению городским имуществом от 28.04.2012 года N 11716-25, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 24.04.2012 N 2-4068-1, заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 20.09.2011 N 468, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 06.05.2011 N 2-6659, кадастровый паспорт от 22.06.2011 N 541, санитарно-эпидемиологическое заключение N 78.01.02.000.Т.000338.05.11 от 17.05.2011.
Вопреки доводам представителя Правительства пункт 3.13 Положения не содержит требований о предоставлении отчета о рыночной стоимости комплекса прав на земельный участок, заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, заключений правообладателей сетей, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка, о возможности размещения объекта. Возможность истребования дополнительных документов данным Положением не предусмотрена.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Поскольку Правительство в ходе судебного разбирательства не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченными органами, апелляционный суд считает незаконным оспариваемый отказ Правительства.
Доводы представителя Правительства не свидетельствуют о наличии законных препятствий для предоставления Обществу земельного участка для строительства.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а отказ Правительства Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка - признанию незаконным, как нарушающий права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2012 отменить.
Признать незаконным отказ Правительства Санкт-Петербурга (191060, г. Санкт-Петербург, тер. Смольный) в предоставлении Открытому акционерному обществу "СТАРТ Девелопмент" (197022, Санкт-Петербург г., Аптекарская наб., 20, Лит. А, ОГРН 1077847413819) земельного участка площадью 12 360 кв. м с кадастровым номером 78:42:18119:7, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московский переулок, участок 1 (западнее пересечения с Софийский бульваром) для строительства гостиницы (гостиничного комплекса).
Обязать Правительство Санкт-Петербурга (191060, г. Санкт-Петербург, тер. Смольный) принять решение о предоставлении земельного участка площадью 12 360 кв. м с кадастровым номером 78:42:18119:7, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московский переулок, участок 1 (западнее пересечения с Софийский бульваром) Открытому акционерному обществу "СТАРТ Девелопмент" (197022, Санкт-Петербург г., Аптекарская наб., 20, Лит. А, ОГРН 1077847413819) для строительства путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве гостиницы (гостиничного комплекса).
Взыскать с Правительства Санкт-Петербурга (191060, г. Санкт-Петербург, тер. Смольный) в пользу Открытого акционерного общества "СТАРТ Девелопмент" (197022, Санкт-Петербург г., Аптекарская наб., 20, Лит. А, ОГРН 1077847413819) 2 000 руб. расходов по заявлению, а также 1 000 руб. расходов по апелляционной жалобе.
Возвратить Открытому акционерному обществу "СТАРТ Девелопмент" (197022, Санкт-Петербург г., Аптекарская наб., 20, Лит. А, ОГРН 1077847413819) из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА

Судьи
И.А.СЕРИКОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)